Житие преподобномученика Стефана Нового (767 г.). 11 декабря
Как некогда праведная Анна, мать пророка Самуила, так и Анна, мать сего Стефана, молилась Богу о даровании ей сына. Вознося однажды такую молитву во Влахернской церкви пред иконой Пресвятой Богородицы, погрузилась она в легкий сон, в котором лицезрела Пречистую Деву, точно лучезарное солнце, и услышала от Нее голос: «Иди, жена, с миром. По молитве твоей – имеешь ты сына в своей утробе». И действительно, зачала Анна и родила сына, сего святого Стефана. На 16-м году жизни принял Стефан иноческий постриг на Авксентиевой горе (что напротив Царьграда) от старца Иоанна, от которого научился божественной мудрости и подвижничеству. Когда же старец Иоанн почил в Господе, Стефан остался на той горе, строго подвизаясь и прилагая труд ко труду. Его святость привлекла к нему многих учеников. Когда император Константин Копроним стал преследовать иконопочитателей и истреблять святые иконы еще беспощаднее, чем его скверный отец, Лев Исаврянин, Стефан проявил себя ревностным защитником почитания святых икон. Безумный царь верил всякой возводимой на Стефана гнусной клевете, а к тому же и сам строил против него разные интриги, только бы сломить Стефана и устранить его с дороги. Стефан был сослан на остров Проконнис, а затем приведен в Царьград, закован в кандалы и брошен в темницу, где его встретили 342 монаха-узника из разных краев, заключенных, как и он, в темницу за иконопочитание. В заточении совершали они всё церковное правило, как и в монастыре. Жестокий и вероломный царь приговорил Стефана к смерти. Преподобномученик провидел свою смерть за 40 дней наперед и простился с братией. Царские слуги вытащили его из подземелья и влекли по цареградским улицам, нанося ему удары и терзая его тело, призывая при этом всех, кто за царя, побивать камнями «противника царева». Некто из еретиков ударил святого Стефана горящей головней по голове, и страдалец испустил дух. Подобно тому, как святой апостол и первомученик Стефан пострадал от иудеев, так и сей Стефан принял смерть от иконоборцев-еретиков. Пострадал сей славный Христов воин в 767 году, на 53-м году своей земной жизни, и был увенчан неувядаемой славой.
Первому Стефану тезоименитый,
Новый пал Стефан, за Господа убитый.
Еретик свирепый на Стефана ополчился,
Зверем жесточайшим, чем язычники, явился.
Все оружье праведника – истина небесная,
Царь-гонитель сам ему открыл дорогу крестную.
Но икон защитник видит в Боге утешение,
Со спокойным сердцем ожидает он мучения.
Смерть – лишь к жизни вечной долгожданный переход.
«Господа Христа прославить ныне мой черед» –
Так Стефан пред подвигом конечным рассуждал;
Царь же ему в гневе смертный приговор писал.
Муки без смущения страдалец претерпел:
В небесах отверстых ясно зрел он свой удел.
Тело его бренное еще не сокрушилось –
В духе достославная победа совершилась.
О святой Стефан, поборник крепкий Православия,
От сетей бесовских нас избавь и от тщеславия,
Дабы свято в міре мы иконы почитали
И, как ты, пред Богом оправдание стяжали.
Рассуждение:
Читая примеры постоянства в вере и великодушия Божиих святых, мы тоже утверждаемся и в вере, и в великодушии. Когда слуги Копронима принуждали святого Стефана к отречению от иконопочитания, дабы угодил он этим императору-иконоборцу, Стефан вытянул руку, собрал пальцы в горсть и сказал: «Если бы имел я в себе лишь горсть крови, то и ее пролил бы за икону Христову».
Рассуждение:
Божие наказание иногда постигает грешников сразу же после греха, чтобы грешники устрашились, а праведники ободрились, иногда же – намного позже, причем внезапно и паче всякого чаяния, чтобы грешники знали, что Бог ничего не забывает. Дафана и Авирона земля поглотила тотчас, как они согрешили, а царь Валтасар видел руку, написавшую ему смертный приговор в ту минуту, когда чувствовал он себя счастливейшим из смертных: на пиру, среди друзей и обожателей.
Некоего тяжело больного воина принесли к преподобному Стефану Новому, чтобы тот молитвой его исцелил. Стефан велел ему поклониться иконе Христовой и Пресвятой Богородицы. Воин сделал это – и немедленно обрел здравие. Весть об этом чуде разнеслась во все стороны. Услышав о сем, царь-иконоборец Копроним призвал к себе того воина и допросил. И когда воин исповедал и признал, что получил исцеление от святых икон, царь принялся неистово упрекать его за поклонение святым образам. Испугавшийся воин отрекся пред царем от иконопочитания и постыдился своей веры в святые иконы. Когда же вышел он из дворца и сел на своего коня, конь под ним яростно вздыбился (букв.: разъярился. – Ред.], сбросил седока и топтал его ногами до тех пор, пока тот не изверг из себя свою душу. Вот пример наказания, наступившего сразу после греха.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.