Мц. Фотина Самаряныня
Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во...undefined >>

Житие преподобномученика Михаила (IX в.).

По смерти своих родителей сей Михаил раздал всё свое имение нищим и отправился на поклонение святыням в Иерусалим. Затем поступил он в обитель преподобного Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Был Михаил совсем юн и красив лицом, но от усиленного поста сух и бледен. В то время Иерусалимом владели арабы. Как-то раз духовный отец Михаила послал его в город, чтобы продать рукоделие. На улице встретил его евнух арабской царицы и повел его к ней, чтобы показать ей иноческие поделки. Царица, увидев красивого монаха, возгорелась нечистой похотью и предложила ему плотской грех, как некогда жена Пентефрия целомудренному Иосифу. Когда Михаил отверг скверные домогательства и попытался бежать, разгневанная царица приказала бить его палками, а потом вести к царю с обвинением, что он якобы хулил Магометову веру. Царь предложил ему принять ислам, но Михаил отказался. Тогда дали ему какой-то сильный яд, чтобы отравить его; он его выпил, но не претерпел от него никакого вреда. Тогда царь повелел отрубить ему голову посреди Иерусалима. Монахи нашли его тело и перенесли в обитель преподобного Саввы, где с честью его похоронили. Святой Михаил пострадал за Христа и прославился в IX веке.

Царица злобная шипит: мол, Михаил

Их веру мусульманскую хулил.

Царь иноку лукаво предлагает,

Что якобы его усыновляет.

– Отринь лишь только веру православную!

Обрей главу – получишь долю славную! –

Но инок дух молитвой согревает,

С улыбкою султану отвечает:

– О царь, ты думаешь, что ты меня сильней;

Ты смертью мне грозишь – мне дела нет до ней:

Ведь в этой жизни жалок всяк и сир,

Кончина для меня – врата в небесный мір.

Но три исхода предлагаю я тебе:

Или крестись крестом – в спасение себе,

Или убей меня за веру мою правую,

Иль отпусти к духовнику живым и здравым,

В обитель, что стоит в пустыне дикой,

Вдали от суеты, молвы и крика. –

Разгневался султан и приказал казнить монаха,

Тотчас готов и острый меч, и плаха.

Святые Ангелы страдальца душу от земли

Прияли и в чертог небесный вознесли.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 5: Охридский Пролог: апрель, май, июнь. - 2008. - 446 с.



Наверх