Проповеди на праздники:


Житие преподобного Сисоя Великого (429 г.). 19 июля

Родом египтянин, ученик преподобного Антония Великого. По кончине своего великого учителя преподобный Сисой поселился на пустынной горе, именуемой Антониева, на которой и преподобный Антоний ранее подвизался. Тяжкими трудами над собой настолько укротил он себя, что был смирен и незлобив, как агнец. За это Бог даровал ему великую благодать, так что мог он исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых. Шестьдесят лет подвизался преподобный Сисой в пустыне и служил источником живой мудрости для всех монахов и мірян, приходивших к нему за советом. Перед смертью воссияло лицо его, как солнце. Монахи, стоявшие вокруг него, дивились сему явлению. А когда святой испустил душу свою, то вся келья наполнилась чудным благоуханием. Упокоился он в глубокой старости в 429 году.

Преподобный Сисой поучал иноков: «Какое бы искушение ни приразилось к человеку, должен он предать себя воле Божией и признать, что случилось сие за грехи его. Если же нечто доброе посетит его, надобно говорить, что произошло это по Промыслу Божию». Один монах спросил преподобного Сисоя: «Как смогу я угодить Богу и спастись?» Преподобный ответил: «Если хочешь угодить Богу, то выйди (букв.: выступи. – Пер.) из міра, отделись от земли, оставь тварь, приступи к Творцу, сочетайся с Богом молитвой и плачем – и так обретешь покой и в сем веке, и в оном». Монах спросил преподобного Сисоя: «Как достичь смирения?» Преподобный ответил: «Если кто-то утрудит себя настолько, что признает всякого человека лучшим себя, то этим приобретается смирение». Авва Аммон жаловался преподобному Сисою, что не может запомнить прочитанные мудрые изречения, чтобы повторить их в беседе с людьми. Преподобный ответил ему: «Это не нужно. Нужно стяжать чистоту ума и говорить из этой чистоты, положив упование на Бога».

Рассуждение:

Откуда знаем мы, что есть жизнь после смерти? Знаем от Господа Иисуса Христа, утверждаясь на Его словах, на Его воскресении и на многих Его явлениях после смерти. Философы, признающие наличие жизни после смерти, делают это на основе своих рассуждений, а мы ведаем это на основе опыта, в частности – опыта святых людей, которые не умели и не могли возвещать ложь.

Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, лик его был весьма светел. Вокруг него стояли монахи, его ученики. Тогда присмотрелся преподобный Сисой и сказал: «Вот, авва Антоний пришел!» Помолчав немного, снова промолвил: «Вот, пришли пророки!» При этом его лицо озарилось еще более лучезарным светом, и он сказал: «Вот, Апостолы пришли!» Засим произнес: «Вот, пришли Ангелы взять мою душу!» Наконец его лик заблистал как солнце, и все пребывали в великом страхе, а старец объявил: «Вот приходит Господь, посмотрите все. Вот, говорит Он: «Принесите Мне сосуд избранный из пустыни!» После этого святой предал свой дух. И сколько было таких и подобных им видений! Причем известны они нам от самых надежных свидетелей.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.



Проповеди на праздники:

Наверх