Житие преподобного Симеона Столпника, Дивногорца (596 г.). 6 июня
Сей дивный святой родился в Антиохии в 522 году, в правление императора Иустина (Юстина) Старшего. Его отец погиб во время землетрясения, и Симеон остался со своей матерью Марфой. На шестом году жизни удалился он в пустыню к некоему духовнику Иоанну, под руководством которого предал себя великому постному и молитвенному подвигу – к удивлению всех очевидцев. Претерпев ужасные бесовские искушения, он принял от Господа и Его Ангелов великое утешение и благодать. Владыка Христос явился ему в виде прекрасного юноши. После этого видения в сердце Симеона возгорелась пламенная любовь ко Христу. Многие годы провел он на столпе, молясь Богу и воспевая псалмы. Следуя Божиему руководству, он потом удалился на гору, которую Сам Господь нарек Дивной. По названию этой горы и сам Симеон прозван был Дивногорцем. Сообразно его любви к Богу, ему была преподана редкая благодать, при содействии которой исцелял он всякую болезнь, укрощал зверей, прозревал в далекие края міра и в человеческие сердца, исступал из себя и созерцал небеса, беседовал с Ангелами, устрашал и разгонял демонов, прорицал, иногда по 30 дней проводил без сна и еще дольше без пищи, принимал пищу из рук Ангелов. На нем во всей полноте исполнились слова Спасителя: « Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит « (Ин. 14:12). В лето Господне 596-е, на 75-м году жизни, преставился Симеон ко Господу, чтобы вечно наслаждаться созерцанием лица Божия вкупе с Ангелами.
Сей Симеон, пречудный Дивногорец и святой,
Хвалению Творца век посвятил земной,
Молитвой, и постом, и бдением всенощным
Стяжал он дарованья благодати неботочной;
Светильником, что ярче солнца, в міре просиял –
За все труды Господь ему всеблагостно воздал:
Он словом мощным бесов изгонял,
Больных целил и правды труд являл.
О каждом деле судит Истина нелицемерно,
Все помыслы сердец и тайны неба сообщая верным.
Со дней младенческих до старческих седин и дней
Благоуханной жертвой Симеон был средь людей:
На сердце у него стоял алтарь живого Бога,
Был светочем и лирою он Духа Всесвятого.
Ум свой вперял подвижник в сферы наднебесные
И тихо созерцал предметы веры благочестные,
А волю утверждал к творенью добрых дел
И в Божием законе всеусердно преуспел.
Какая польза в царствах и стяжаниях богатых?
Как искорки блеснут они, сгорая без возврата.
Для праведника целый мір – как сон:
Мір этот гибнет – сам же праведник спасен!
Земля, коль не родит она подвижников святыни,
Смоковнице бесплодной уподобится и сгинет.
Святому Дивногорцу – похвала от твари и Творца,
Прославил Бога он и крест пронес свой до конца.
Рассуждение:
«Для чистых все чисто», – сказал Апостол (Тит. 1:15). И человеческую пищу саму по себе нельзя назвать нечистой, хотя некоторые ее виды могут вызвать у человека нечистые помыслы и пожелания. Об этом дивно рассуждает преподобный Симеон Столпник в беседе со своим старцем Иоанном. Старец Иоанн сказал: «Человека не оскверняет пища и питие, ибо Господь говорит в Писании: Всякое зелие снедное в пищу дах вам» (Быт. 9:3), – на что блаженный Симеон ответил: «Если и не оскверняет пища человека, она все-таки рождает худые помыслы, и омрачает ум, и укореняет и сильно вскармливает страсть, и превращает духовного человека в плотского, пригвождая его мысли к земным желаниям». Не чиста ли вода, падающая из облака? Но когда дождь чересчур продолжителен, посевы от него загнивают. Точно так же и обильная пища вызывает гниение духовного и нравственного существа человека.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 5: Охридский Пролог: апрель, май, июнь. - 2008. - 446 с.