Житие преподобного Симеона Столпника (459 г.). 14 сентября
Родом сириец, из семьи крестьян. На 18-м году жизни оставил родительский дом и принял монашество. Предавал себя самым трудным подвигам, иногда проводя в посте 40 дней. После этого взял он на себя подвиг особый, дотоле неведомый, а именно: деннонощное стояние на столпе в непрестанной молитве. Сперва сие место молитвы было высотой в 6 локтей, затем ему построили столп в 12, а потом в 22, 36 и наконец в 40 локтей. Его мать Марфа дважды приходила, чтобы его увидеть, однако он не захотел ее принять, но сказал ей со столпа: «Не тревожь меня теперь, мать моя. Если удостоюсь я того, увидимся на том свете». Святой Симеон претерпел бесчисленные напасти от бесов, но одолел все искушения молитвой к Богу. И сотворил великие и бессчетные чудеса, исцеляя словом и молитвой многих больных. К его столпу со всех сторон сходился народ: богатые и убогие, цари и рабы. И всем он помогал, одним возвращая здравие телесное, других утешая и назидая, а некоторых обличая в неправоверии и ересях. Так, отвратил он царицу Евдокию от ереси Евтихия и вернул ее к Православию. Подвизался он в правление царей Феодосия Младшего, Маркиана и Льва Великого. Сей первый столпник в истории христианства и великий чудотворец Симеон прожил на земле 103 года и упокоился в Господе 1 сентября (по ст. ст.) 459 года. Его мощи были перенесены в Антиохию, в храм, посвященный его имени.
Столпник Симеон, столпников первейший,
Сиянием бессмертия старец озаренный,
Жертва добровольная, мір оставив тленный,
Для неба – живой он, для земли – умерший.
Строгий пост, молитва, всенощное бдение –
Вот каким путем искал он спасения.
Как-то раз под утро мать к нему пришла,
К столпу осторожным шагом подошла.
«Сойди ко мне, сын мой, покажи свой лик», –
Но в ответ – молчание; только птичий крик
Отвечал ей эхом; снова мать зовет,
У столпа проводит дни и ночи напролет.
Наконец раздался Симеонов глас:
«Пред Царем Небесным я стою в сей час,
Жизнь сия – борение, к вечности дорога,
Для мiрских бесед здесь времени не много.
Мать моя, прошу тебя: путем шествуй правым,
Дабы вместе мы взошли в Царство Божьей славы.
О душе своей заботься, по Христу живи,
Обо мне не беспокойся, Бога не гневи.
Если выдержим борьбу, пронесем свой крест,
То Христос нас удостоит горних, райских мест.
Там увидишь ты меня, где разлуки нет,
Озарит тогда тебя пренебесный свет».
Рассуждение:
В этом міре должны мы употребить всё необходимое для созидания своей души, ибо когда смерть отрешит нас от сего міра, то ничего не понесем мы на тот свет, кроме своей души, – такой, какой мы ее выстроили. Преподобный Симеон Столпник, будучи 18-летним юношей, объятый беспокойством о спасении своей души, пал однажды ниц на землю и вознес молитву к Богу, чтобы Господь указал ему путь ко спасению. И вот, когда долго лежал он в молитве, было ему следующее видение: будто копает он ров для основания какого-то здания. При этом некто призвал его: «Копай глубже!» И опять принялся он копать с еще вящим усилием и напором. Тогда услышал он голос: «Довольно. Прекрати. Теперь что желаешь ты строить – строй, но без труда ни в чем не преуспеешь». Однако те, кто трудится мало и на чувственной мели созидает жизнь своей души, строят здание на песке, и не устоит оно в этом тленном міре, а тем более – в міре оном, нетленном.
Рассуждение:
Желающий спасаться должен неминуемо быть послушным духовному начальству. Без такого послушания человек может, даже невзирая на горячее желание спастись, ниспасть в погибель. Великие святые, утвердившие послушание как условие спасения, и сами были послушны в совершенной мере. Когда преподобный Симеон избрал столпничество, то оно как подвиг неслыханный удивило всех преподобных отцов. И потому, не ведая, внушен ли сей путь подвижничества Духом Божиим или духом гордости, пустынные отцы и духовники послали людей, чтобы удостовериться в этом. Отправляя их, они сказали, чтобы от их имени посланцы повелели Симеону сойти со столпа. Если не пожелает он сойти, – значит, его восшествие на столп от духа гордости; если же, повинуясь сему повелению, захочет покинуть столп, то пусть оставят они его в покое, ибо своей готовностью к послушанию покажет он, что его подвиг – от Духа Святого. Когда посланные пришли и объявили святому Симеону, что собор святых отцов-пустынников повелевает ему сойти со столпа, Симеон тотчас начал спускаться вниз по лестнице. Видя это, обрадованные посланцы крикнули ему: «Не сходи, святый отче, но пребудь там, где ты есть; ибо видим мы теперь, что подвиг твой – от Бога».
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.