Житие преподобного Симеона Нового Богослова (1032 г.). 25 марта
Сей богоносный и великий отец Церкви родился в Галате Пафлагонийской, был воспитан в Царьграде и сопричислен к вельможам при дворе царей Василия и Константина Порфирородных. Но ради Христа всё оставил и уединился в монастыре. Подвизался под руководством старца Симеона Благоговейного, затем был игуменом обители святого Маманта и, наконец, отшельником. Величайший богослов после святителя Григория Богослова. Ощущал благодать в своем сердце. Его слова стали подлинными духовными и богословскими откровениями. Упокился в 1032 году. Его мощи чудотворны.
Рассуждение:
Великие христиане – те, кто носит в себе великую любовь ко Христу. О сколь и вправду великими христианами были богоносные Отцы и мученики! В наше время многие этого не могут себе и представить. Вот что один из таких столпов веры, преподобный Симеон Новый Богослов, исповедал в своем монастыре перед всеми монахами. Говоря из собственного опыта о том, как сбылись на нем слова Господа: Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть, – он свидетельствует: «Поверьте мне, когда прибегал я ко Господу, Спасителю моему, то не встречал ничего печального, трудного и неподъемного... Великую и невыносимую скорбь терпел я оттого, что не мог отыскать довольно поводов к тому, чтобы умереть за любовь Христову». Не такие ли души, подобно пламени, заключены в глиняных сосудах? Пламя всегда вертикально, оно устремлено к небу! Только сбрось крышку – и оно с силой вырвется наружу.
Рассуждение:
Любовь к кому бы то и чему бы то ни было, даже к самому себе, может со временем в человеке охладеть и даже совсем угаснуть и перейти в ненависть. Но любовь человека к Богу, единожды приобретенная и укрепившаяся, охладевает с трудом, если только кто-то не сойдет с ума. В том, первом, случае человек умаляет или перечеркивает свою любовь из-за перемен либо в себе самом, либо в предметах любви. В этом же, втором, случае человек способен остудить свою любовь к Богу исключительно вследствие перемен в себе самом, но никак не по причине неких перемен, якобы имеющих место в Боге. Всё это и прекраснее, и яснее выразил преподобный Исаак Сирин, говоря: «Есть любовь, похожая на дождевой поток, которая быстро истощается, когда дождь прекратится. Но есть любовь, подобная источнику, бьющему из-под земли, который никогда не перестает с силой вырываться на поверхность. Первая любовь – человеческая, вторая – Божественная». А преподобный Симеон Новый Богослов говорит об этой Божественной любви: «О святая любовь! Ты конец закона. Ты меня объемлешь, ты меня согреваешь, ты воспламеняешь мое сердце к безмерному волению Бога и братьев моих... По любви Бог соделался человеком. По любви претерпел Он все животворящие страдания, дабы избавить человека от уз адовых и вознести его на небо. По любви Апостолы свершили свой непрерывный бег. По любви мученики пролили кровь, только чтобы не потерять Христа».
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.