Житие преподобного Саввы Освященного (532 г.). 18 декабря

Неприметное село Муталаска в каппадокийской области стало знаменитым благодаря великому светочу Православной Церкви. Здесь от отца Иоанна и матери Софии родился сей преподобный Савва. На восьмом году жизни оставил он родительский дом и принял иночество в ближайшей обители, так называемой Флавиановой. Спустя 10 лет перешел он в палестинские монастыри, где дольше всего подвизался в обители преподобного Евфимия Великого (память его 20 января по ст. ст.) и преподобного Феоктиста. Прозорливый Евфимий предрек о нем, что будет он славным монахом и наставником иноков и учредит Лавру, величайшую всех лавр, существовавших в то время. По кончине преподобного Евфимия святой Савва удалился в пустыню, где в некой пещере, указанной ему Ангелом Божиим, провел как отшельник 5 лет. После этого, когда сделался он совершенным монахом, начали, по Божию Промыслу, собираться вокруг него многие ревнители духовной жизни. В короткое время их число настолько возросло, что Савве пришлось строить и церковь, и многие кельи. Прибыли к нему и некоторые армяне, которым он выделил отдельную пещеру для богослужений на армянском языке. Когда умер его родной отец, пришла к нему его престарелая мать София, которую постриг он в монахини и дал ей келью в отдалении от своего монастыря, где она подвизалась до конца своих дней. Немало напастей претерпел сей святой отец и от близких людей, и от еретиков, и от демонов. Однако все преодолевал: близких людей побеждал добротой и снисходительностью, еретиков – непоколебимым православным исповеданием веры, а демонов – крестным знамением и призыванием Бога в помощь. Нарочито ожесточенную брань вел он с бесами на горе Кастел (Кастеллия), где положил начало своему второму монастырю. Всего же основал он семь обителей. Преподобный Савва и преподобный Феодосий, его сосед, считаются величайшими светилами и столпами Православия на Востоке. Царей и патриархов исправляли они в вере, а притом всем и каждому служили примером святого смирения и досточудной силы Божией. После трудной и многоплодной жизни преподобный Савва упокоился в Господе, достигнув 94-летнего возраста. Было это в 532 году. В ряду его многих прочих добродетелей и чудотворений упомянем лишь о том, что он первым упорядочил чин богослужений по монастырям, известный под именем устава Иерусалимской Церкви.

Преподобный Савва, пастырь досточудный,

На земле понес ты подвиг многотрудный:

И постом, и бдением ты просиял,

Образцом и кротости, и милости стал.

Верою, молитвой и милосердием

Поучал ты иноков трудиться с усердием,

Не радеть о тленном, за местом не гнаться,

Но всегда на Бога во всем полагаться.

Пусть елей с вином вам не застят спасения:

Совершайте Божию службу с умилением.

Чтобы труд монашеский не был тяжким бременем,

Засадил святой отец пренебесным семенем

Виноградник сей; сам – оградою стал,

Юные побеги от врага защищал.

Возросли плодами они благокрасно –

Славят сонмы иноков Савву доброгласно.

Минуло пятнадцать столетий с той поры,

А святой обители белые дворы

Тысячи монахов достойных вскормили,

Чьи сердца отверзлись Божией силе.

Отче наш Савво, славный и доныне,

Помолись за нас, – да удостоимся святыни.

Рассуждение:

Человек может быть велик как мастер своего дела, как государственный деятель, как полководец, но никто среди людей не может быть больше человека, великого в вере, надежде и любви. Насколько великим в вере и уповании на Бога был преподобный Савва Освященный, лучше всего показывает следующий случай. Как-то раз эконом обители сообщил святому Савве, что в наступающую субботу и воскресенье нет смысла ударять в било и по обычаю созывать братию на совместное богослужение и трапезу, потому что в монастыре нет ни крупицы муки и вообще не осталось никакой пищи и питья. По той же самой причине невозможно совершить и святую Литургию. Преподобный Савва ответил ему без раздумий: «Не опущу я Божественную службу из-за недостатка муки. Верен есть Заповедавший нам не заботиться о телесном и силен Он напитать нас во время голода». И возложил святой Савва всю надежду на Бога. В крайнем случае готов он был послать нечто из церковных сосудов или риз в город и продать – только бы не отменялось богослужение и обычная братская трапеза. Но прежде чем наступила суббота, некоторые люди, подвигнутые к тому Промыслом Божии, пригнали в монастырь 30 мулов, груженных пшеничной мукой, вином и елеем. «Что ты теперь скажешь, брат, – спросил святой Савва эконома, – может быть, и впрямь не ударять нам в било и не созывать отцов?» Эконом постыдился своего маловерия и попросил у игумена прощения.

Жизнеописатель святого Саввы называет сего преподобного отца «суровым к демонам и добрым к людям». Однажды некоторые монахи возмутились против святого Саввы и, по распоряжению патриарха Илии, были изгнаны из обители. Устроили они себе кельи вдоль Фекойского потока, где терпели оскудение во всем. Услышав о том, что они голодают, преподобный Савва нагрузил мешки с пшеницей на ослов и отвез им это лично. Видя, что нет у них храма, построил он им и храм. Монахи сначала приняли его с неприязнью, но затем на его любовь ответили своей любовью и покаялись в тех дурных поступках, которыми ранее огорчали преподобного отца.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.


Наверх