Житие преподобного Пимена Великого (V в.). 9 сентября
Родом египтянин и великий египетский подвижник. Еще мальчиком посещал знаменитых духовников и от их наставлений впитывал в себя опытное знание, подобно тому, как пчела собирает нектар с цветов. Однажды сей Пимен упросил старца Павла отвести его к преподобному Паисию. Увидев его, святой Паисий сказал Павлу: «Сие дитя спасет многих, с ним – рука Божия». Со временем Пимен принял монашество и привлек к иноческому подвигу еще двоих своих братьев. Как-то раз мать пришла увидеть своих сыновей, однако Пимен не пустил ее внутрь, но через дверь спросил: «Чего ты больше хочешь: увидеть ли нас здесь или там, в вечности?» Мать удалилась с радостью, говоря: «Если наверняка увижу вас там, то не хочу видеть вас здесь». В монастыре сих трех братий, управляемом старшим братом, аввой Анувием, был следующий устав: ночью 4 часа монахи проводили в рукоделье, 4 часа спали и 4 часа пели псалмы. Днем с утра до полудня попеременно занимались они трудом и молитвой, от полудня до вечерни – чтением, а затем готовили себе ужин; то был единственный прием пищи в сутки, состоявший, по обыкновению, из каких-нибудь трав. О жизни братии сам Пимен говорит: «Ели мы то, что нам предлагали; никто никогда не сказал: «Дай мне что-нибудь другое»; или: «Я этого не хочу». Таким образом, всю жизнь провели мы в безмолвии и покое». Преподобный Пимен подвизался в V веке и мирно почил в глубокой старости.
Преподобный Пимен, глубина премудрости,
Луч сияющий Христова Света, Невечернего.
От мірской он суеты отрекся с твердостью,
Положил устам своим преграду крепкую:
Никому не высказал сло́ва укоризненного.
Препирались как-то раз братья перед ним,
Он молчал; иные же его открыто упрекали:
«Неужели тебе дела нет до ссоры братней?»
Отвечал им Пимен: «Я уже давно умерший».
«Как спастись мне, – некто вопросил, –
Чтобы ум мой не внимал прилогам вражиим?»
– На́ воду кипящую не садятся мухи,
От души же пламенной убегают бесы.
А другой промолвил: «Что важнее в міре:
Слово ли разумное или же молчание?»
– И одним и другим прославляется Бог!
Ради славы Господней избери, что полезнее.
– Как от злобы коварной укрыться возможно? –
Вопросил его инок смущенный.
– Злобу злобой никак одолеть не удастся!
Сотвори же обидчику некое благо,
Дабы сердце его разгорелось, оттаяло.
Нельзя дом созидать на руинах соседа,
Всегда третий здесь будет в прибытке!
Третий – диавол, завистник спасения нашего.
Две особые страсти жестоко калечат нам души:
Похоть очей и плоти да гордость житейская наша;
Похищают они всю свободу и в рабство ввергают.
Лишь душа, одолевшая их, сподобляется святости.
Рассуждение:
Подобно человеку, карабкающемуся по скалам (в серб. букв.: вползающему по крутой горе. – Ред.), что работает руками и ногами, дабы продвинуться хотя бы на пядь вперед, не помышляя при этом о том, чтобы хоть как-то считаться с собой, великие православные подвижники были необычайно упорны в своем восхождении к Царству Божию. Поистине их труды и их бесстрастие вызывают удивление. Преподобный Пимен не захотел увидеть даже родную мать, прибывшую навестить его. Некий князь пожелал навестить преподобного Пимена, но он и ему отказал. Тогда сей правитель придумал хитрость, чтобы вынудить старца прийти к нему на встречу. Схватил он сына сестры Пимена и сообщил ей, что отпустит его, если сам преподобный придет к нему на беседу. Сестра пришла в пустыню и, стуча в дверь, просила брата, чтобы вышел он и спас ее сына. Однако Пимен не вышел. Тогда сестра стала ругать его и клясть. Но Пимен и тогда не вышел. Услышав об этом, князь повелел написать Пимену письмо и известить его, что если он, Пимен, по крайней мере письменно – раз уж не захотел устно, – упросит князя отпустить его племянника, то князь это сделает. Пимен ответил: «Прикажи, могучий князь, хорошо дознать вину юноши, и если она такова, что он заслуживает смерти, то пусть умрет, чтобы наказанием во времени избежать мучения в вечности; если же вина не влечет за собой смертной казни, то накажи его по закону, а потом отпусти». Прочитав сие справедливое и беспристрастное рассуждение, князь весьма подивился, отпустил юношу на свободу и удвоил свое уважение к преподобному Пимену.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.