Житие преподобного Памвы (386 г.). 31 июля
Египтянин и подвижник на Нитрийской горе. Современник преподобного Антония Великого и сам великий в монашеских подвигах. Известен был нарочито двумя своими качествами: во-первых, долгим упражнением в молчании так заключил он свои уста, что никогда не говорил ни одного лишнего слова, и, во-вторых, никогда не ел он никакого другого хлеба, кроме того, который заслужил, плетя циновки собственными руками. Походил он на Ангела Божия, причем под старость лицо его сияло, как некогда у Моисея, так что иноки не могли взирать на его лик. Даже на самые простые вопросы не давал он быстрого ответа, без предварительной сердечной молитвы и размышления. Как-то раз Александрийский патриарх Феофил посетил монахов в Нитрии. Тогда монахи просили преподобного Памву: «Скажи папе назидательное слово, которое было бы для него полезным». Молчаливый авва Памва ответил: «Если не приносит ему пользы мое молчание, то и слово мое не пойдет ему в прок». Однажды святой Памва шел с монахами в Александрию. На пути увидели они неких людей, которые сидели, не обращая внимания на проходящих чернецов. Авва Памва обратился к ним и сказал: «Встаньте и поприветствуйте монахов и примите от них благословение, ибо они непрестанно беседуют с Богом и уста их священны». Сей дивный святой ясно прозревал судьбы живых и умерших людей. Упокоился в Господе в 386 году.
Монахи спросили блаженного Памву:
– Добро ли собрата хвалить своего?
Подумал блаженный и братьям ответил:
– Добро, но достойней – молчать про него!
– А кто совершенный, поведай нам, отче? –
Спросили святого они в другой раз.
– Кто воли своей ради Бога отрекся! –
Ответил Памва блаженный тотчас.
Умолкли монахи, засим же и паки
Задали вопрос непростой:
– Какую одежду носить должен инок? –
Скажи нам, наставник святой.
– Такую, на кою никто не польстится,
Случись набрести на нее! –
Сказал святой авва, отцам изрекая
Последнее слово свое...
От праздных глаголов язык он хранил.
На смертном одре его брат вопросил:
– Что чувствуешь, авва, ведь ты человек,
Скажи, как, по-твоему, прожил ты век?
– Не молвил ни разу я слова худого
И хлеба ни разу не ел я чужого.
Рассуждение:
В чем больше угождения Богу: в подвиге пустынножительства или же в делах милосердия? Молитвенники в пустыне думают, что человек среди народа, сколько ни творил бы он добрых дел, вряд ли сможет соблюсти чистоту сердца и иметь всегда ум, вперенный к Богу. Людские же благодетели возражают им: человек в пустыне слишком занят собственным спасением и не помогает спасению других. Два египтянина, родные братья Паисий и Исаия, унаследовав большое имение от родителей, продали его, и каждый из них взял свою половину денег. Один из них немедленно раздал свой прибыток сиротам и нищим, принял монашество и удалился в пустыню на подвиги, чтобы терпением, постом, молитвой и очищением ума от злых помыслов спасать свою душу. Второй брат тоже стал монахом, однако не захотел уходить в пустыню, а построил небольшую обитель близ города, а к тому же соорудил и больницу для больных, и трапезную для бедных, и место отдохновения для скорбящих. И весь предал себя служению ближним.
Когда оба брата упокоились, среди египетских монахов разгорелся спор, кто из них двоих исполнил закон Христов. Не достигнув согласия, пришли они к преподобному Памве и спросили его об этом. Святой Памва ответил: «Оба они совершенны пред Богом: гостеприимец подобен гостелюбивому Аврааму, а пустынник – святому Илии пророку, которые оба в равной степени угодили Богу». Но этим ответом были довольны не все. Тогда преподобный Памва помолился Богу, чтобы Господь открыл ему истину. И после многодневной молитвы возвестил святой Памва монахам: «Говорю вам пред Богом – видел я обоих братьев, Паисия и Исаию, в раю». Этим спор разрешился, и все удовольствовались ответом.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.