Житие преподобного Пахомия Великого (348 г.). 28 мая
Родом египтянин, в детстве был язычником. Служа в армии, участвовал в войне царя Константина с Максенцием. Потом, узнав от христиан о едином Боге и увидев их благочестивую жизнь, Пахомий крестился и удалился в Фиваидскую пустыню к знаменитому подвижнику Паламону, у которого 10 лет поучался иноческой жизни. После этого в месте, именуемом Тавенниси, явился ему Ангел в схимническом облачении и вручил дощечку, на которой был написан устав общежительного монастыря. Ангел повелел ему устроить такой монастырь в том месте, предрекая, что в сию обитель сойдутся многие иноки ради спасения души. Повинуясь Божию Ангелу, Пахомий принялся строить многие кельи, хотя на том месте не было никого, кроме его самого и его брата Иоанна. Когда брат упрекнул его, зачем возводит он ненужные здания, Пахомий в простоте ответил ему, что он следует Божией заповеди, не заботясь о том, кто и когда придет сюда жительствовать. Но вскоре, движимые Духом Божиим, на то место пришли многие люди и начали подвизаться по уставу Пахомия, принятому от Ангела. Когда число иноков возросло, Пахомий постепенно основал еще 6 монастырей. Количество его учеников достигло семи тысяч. Преподобный Антоний считается основателем отшельнической жизни, а преподобный Пахомий – монастырского общежития. Смирение, трудолюбие и воздержание этого святого отца были и остались редким образцом к подражанию для огромного числа монахов. Бессчетные чудеса сотворил святой Пахомий, но и неисчислимые искушения претерпел от демонов и людей. Послужил он людям, как отец или родной брат. Поощрил многих пойти по стезе спасения. И наставил многих на путь истины. Был и остался он великим светилом Церкви и могучим свидетелем Христовой истины и правды. Мирно упокоился в 348 году на 74-м году своей земной жизни. Многих из его учеников Церковь причислила к лику святых. Таковы суть Феодор, Иов, Пафнутий, Пекузий, Афинодор, Епоних, Сур, Псой, Дионисий, Псентаисий и другие.
Пахомий святой Духом Божьим горит,
Беседует с небом и Ангелов зрит.
Вокруг него иноки строем стоят;
Их души пред Богом, как свечи, горят.
Но вот в ворота кто-то робко стучит:
Родная сестра Авву видеть спешит;
Уж годы прошли, как покинул он дом,
Укрылся в пустыне, забывши о нем.
И инок, что стражем стоит у ворот,
Записку игумену молча несет.
Игумен в ответ: «Передайте сестрице,
Что ей я желаю Христу помолиться,
Чтоб разумом стала она помудрей
И жизнь свою Богу вручила скорей.
Не выйду я к ней – ни к чему нам свиданье,
В обитель приходят лишь для покаянья.
Отрекся я міра – и нет уж возврата,
Душа моя Богом обильно богата!
Скажите сестрице моей прелюбезной:
Изыди из жизни мірской, бесполезной,
Последуй за Богом, спасения чая, –
Христос вечной жизнью тебя увенчает.
Все сласти мірские – как призраки ночи,
Уснул в них Египет – проснуться не хочет.
Но будет голодным его пробужденье:
Поймет он тогда, что лгало сновиденье.
И станет, как лев, он рычать и скитаться,
За хлеб свой подённый стенать и сражаться.
Но рядом – Христос; Он всех нас призывает,
Всех алчущих – хлебом небесным питает.
Вот подлинно явь; всё иное – мечтанья,
Где Бога не знают – там нет упованья!»
Сестра услыхала столь дивный совет
И в мір не вернулась, но строгий обет
Взяла на себя – и за Богом пошла
И вскоре спасенье себе обрела.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 5: Охридский Пролог: апрель, май, июнь. - 2008. - 446 с.