Житие преподобного Паисия Великого (400 г.). 2 июля
Египтянин по рождению и языку. Поощряемая видением во сне, мать отдала его на служение Богу. Юношей пришел он к преподобному Памве, и тот принял его в ученики и в соученики преподобному Иоанну Колову, который и описал житие святого Паисия. На радость своего духовного отца, Паисий прилагал труд к труду и подвиг к подвигу. Неоднократно являлся ему пророк Иеремия, которого он особенно любил и чаще других читал. Нередко посещали его и Ангелы Божии, и наконец, предстал пред ним и Сам Владыка Христос. «Мир тебе, возлюбленный угодниче Мой!» – сказал ему Спаситель. По великой благодати от Бога Паисий имел нарочитый дар воздержания от пищи. Зачастую не ел он хлеба по 15 дней, еще чаще – по неделе, а однажды, по свидетельству преподобного Иоанна Колова, 70 дней прожил, не вкусив ничего. Вел он ожесточенную брань с духами злобы, которые являлись ему иногда такими, какие они есть, но бывало, что и в виде светлых ангелов. Но благодатный Божий служитель никогда не дал себя обмануть или прельстить. Был он прозорливцем и чудотворцем, знаменитым по всему Египту. Преставился в вечность в 400 году. Преподобный Исидор Пелусиот перенес его мощи в свою обитель и с честью их там положил.
Сей Паисий благочестный с детства Богу угождал,
Всех желаний неуместных крепко двери затворял,
Дух свой к Богу воздвизал в едином хотении:
От страстей и от мечтаний жаждал избавления.
Как-то раз его монахи вопросили от души:
«Не отрини нас, отец, и всю истину скажи,
Среди подвигов какой Господу приятней всех?»
И ответил дивный старец, сокрушивший грех:
«Высочайший подвиг – тот, что себя скрывает,
Ниже всех себя блюдет – Бог ему внимает.
Если ж будет добродетель инок выставлять,
То лукавый супостат станет похищать
Добрый плод его трудов – и ввергать в уныние,
Здесь и кроется порок, всякое бесчиние.
Дороги для Бога в нас кротость и смирение,
Кто стяжал их, тот найдет в Господе спасение».
Сей Паисий всем умом в Боге утвердился,
И однажды Сам Господь вдруг ему явился:
«Мир тебе, угодник Мой, – Он ему сказал, –
Сердце Мне свое открой: что бы ты желал?»
И Паисий в тот же миг весь вострепетал,
Словно малое дитя, горько зарыдал:
«Господи мой Всеблагий, человек я грешный,
Страсти царствуют во мне – страх мой безутешный.
Твою милость ниспосли мне, всеокаянному,
Ум направи праздный мой к Царствию желанному.
Укрепи меня в трудах – для благого бремени,
И великой радости дай вкусить до времени:
До скончанья жизни бренной Тебе свято угождать
И любовию нетленной всё сильней к Тебе пылать».
Бог исполнил старца мудрое хотение:
Силы свыше дал ему и благословение.
Рассуждение:
Как-то раз иноки спросили Паисия Великого: «Скажи нам, отче, слово о спасении и как подобает нам жить по Богу». А старец им ответил: «Идите, соблюдайте заповеди Божии и храните предания Отцов». Предание Отцов – это опыт святых в области духовной; опыт, насчитывающий почти две тысячи лет; опыт многих сотен и тысяч святых мужей и жен. Какая пребогатая сокровищница мудрости! Какое необозримое множество свидетельств и доказательств каждой истины Священного Писания! И всё это богатство, всю эту мудрость, все эти свидетельства, весь этот опыт – протестанты отвергли! О невыразимое безумие! О убогая нищета!
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 5: Охридский Пролог: апрель, май, июнь. - 2008. - 446 с.