Житие преподобного Марка Подвижника (V в.). 18 марта
Аскет и чудотворец. Приняв в 40-летнем возрасте постриг от своего учителя, святого Иоанна Златоуста, Марк еще 60 лет провел в Нитрийской пустыне в посте, молитве и написании душеполезных книг. Знал наизусть всё Священное Писание. Был очень милостивым и оплакивал беды любого Божиего творения. Однажды со слезами помолился о слепом щенке гиены, и щенок начал видеть. В знак благодарности гиена-мать принесла ему баранью шкуру. Но святой запретил гиене впредь задирать овец у бедных людей. Принимал Святое Причастие от рук ангельских. Его беседы о духовном законе, о покаянии, о трезвении и т. д. относятся к первоклассной церковной литературе. Хвалил их и сам великий патриарх Фотий.
Ангелы нам братья, старшие и лучшие,
Предстоят за нас Богу неотлучно.
Волю Всевышнего верно творят,
К Господу любовью небесной горят.
Света быстрее они и светлее,
Воздуха горнего легче и свежее.
В свет облекаются Бога и Творца,
Дело Христово вершат до конца.
О людях пекутся заботой единой:
Как вернуть Творцу заблудшего сына,
Как собратьев младших из дальней страны
Ввести в радость Божию, в мір тишины.
Михаил Архангел первый между ними,
С яркою звездою пламенной сравнимый,
В ангельских хорах он начальник верный,
Кающимся людям заступник усердный.
Тем, кто покаянье в сердце своем носит,
Он помочь желает: к Богу их возносит.
Всюду поспевает, утешая в сладость,
Ведь служить убогим – это ему в радость.
Первый он на небе и в служенье ближним:
Всем спешит на помощь: и вышним, и нижним.
Охраняет жизнь нашу, веселит сердца –
Не лишится праведник светлого венца.
Служба сия Ангелам – радость и веселье,
Господу во славу, людям – во спасенье.
Рассуждение:
Почему некоторые люди, хорошо образованные и крещенные во имя Христово, отпадают от христианства и бросаются к философии и разным научным теориям как к чему-то якобы более истинному, чем учение Христа? По двум главным причинам: либо вследствие безнадежно (в серб, букв.: совершенно. – Ред.) поверхностного знания христианства, либо из-за греха. Неглубокое знание христианства отвращает от него, а грех бежит от Христа, как преступник от судьи. Поверхностные и порочные христиане нередко бывали столь же ожесточенными врагами христианства, как и язычники. Людям недалеким и нравственно испорченным приятнее барахтаться в мелкой луже человеческих домыслов, нежели погружаться на опасную Христову глубину. Ибо тех, кто искренне шествует за Христом, Он непрестанно призывает на всё большие и большие глубины (в серб. букв.: ко все большей и большей глубине. – Ред.), как некогда и апостола Петра: Отплыви на глубину! Святой Марк Подвижник пишет, что закон Божий постигается по мере исполнения Божиих заповедей. «Неведение побуждает (человека) говорить наперекор полезному, а дерзость умножает пороки».
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.