Житие преподобного Иоанна, пустынножителя Рыльского (946г.) 31 августа

Житие преподобного Иоанна, пустынножителя Рыльского (946г.) 31 августа

Преподобный Иоанн Рыльский жил в конце IX – первой половине X века в царствование болгарских царей Бориса I (852–889), Владимира (889–893), Симеона (893–927) и Петра (927–969). Он родился около 876 года в семье благочестивых поселян в с. Скрино на правом берегу реки Струмы, на одном из склонов горного хребта Руен. Рано лишившись родителей, святой Иоанн в детстве был пастухом у чужих людей. Однажды хозяин стада избил мальчика за то, что тот потерял корову с теленком. Святой обратился за помощью к Богу, и Господь не только услышал его, но и явил чудо, из которого было видно, что отрок Иоанн – избранник Божий. Святой отрок нашел корову с теленком за Струмой, но пока он их искал, воды в реке прибавилось, и теленок не мог перейти через реку. Святой Иоанн помолился Богу, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял теленка и прошел с ним, как посуху, на другой берег. Хозяин, видевший это чудо, ощутил страх Божий и, щедро наградив отрока, отпустил его из своего дома.

Раздав имущество бедным, святой Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей (по всей вероятности, в монастырь во имя святого Димитрия, расположенный на вершине Руена). Там святой Иоанн научился читать и писать, стал изучать Священное Писание, Богослужебные книги, творения святых отцов. Через некоторое время он принял иноческий постриг и уединился в окрестном лесу, где поселился в сплетенной из хвороста хижине. Из-за нападения разбойников преподобный Иоанн вынужден был переселиться в пустынную местность в верхнем течении Струмы, где жил в пещере. Двенадцать лет подвизался он там, в подвиге поста и молитвы, а затем перешел на Рыльские горы. Не оставаясь долго на одном месте, святой Иоанн переходил по склонам вершин Бричебора, Царев верх и Еленин верх, пока не поселился в месте, называемом Голец. Долгое время преподобный Иоанн жил в дупле дерева, и звери не причиняли ему вреда. Все время святой плакал о своих грехах и молился.

По Промыслу Божию место подвигов преподобного Иоанна обнаружили пастухи. Молва о его святой жизни разнеслась по всей округе, и к отшельнику стали приходить страждущие. Видя страдания людей, преподобный стал молиться о болящих, которые по милости Божией исцелялись. Через некоторое время, желая безмолвствовать, преподобный Иоанн переселился в просторную пещеру на высокой скале. Здесь подвизался он более семи лет, претерпев много искушений от бесов. Подвижник носил длинную кожаную одежду, которая со временем превратилась в лохмотья, питался травами. Но и это место подвигов преподобного Иоанна было открыто.

Известие о нем достигло царского двора. Царь Петр отправил девять человек разыскать святого, чтобы взять у него благословение. С большим трудом посланцы царя нашли святого. Провидя, что путники пять дней ничего не ели, преподобный Иоанн предложил им небольшой хлеб, которым все они чудесным образом насытились, да еще половина хлеба осталась. Вернувшись, они рассказали о чуде царю, который сам пожелал увидеть святого. Но на пути встретились непроходимые места, и царь отправил послов с просьбой прийти к нему. В дар святому он послал золото и плоды. Смиренный отшельник отказался выходить из уединения и не принял золота. Царю он написал послание с поучением.

Через некоторое время поблизости от преподобного Иоанна стали селиться братия, искавшие уединения. Тогда преподобный основал у подножия скалы, недалеко от реки Рыло, монастырь. Сначала иноки жили в хижинах, затем на месте подвигов преподобного Иоанна возвели храм и соорудили келлии. Монастырь был общежительным; по преданию, вначале в нем подвизались шестьдесят шесть иноков.

Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обители, наставляя братий примером святой жизни и душеполезными назиданиями. Достигнув преклонного возраста, преподобный Иоанн оставил своим ученикам «Завет», в котором преподал правила иноческой жизни и духовные наставления. «Завет» преподобного Иоанна свидетельствует о высокой культуре и глубокой богословской мудрости автора. Преподобный Иоанн рекомендует в «Завете» читать «больше отеческих книг». При этом сам он цитирует «Паранесис» святого Ефрема Сирина (IV в.), наиболее ранний староболгарский перевод которого (два глаголических листа) был найден в Рыльском монастыре в 1845 году. Это обстоятельство, очевидно, указывает на тот факт, что именно в Рыльской обители был сделан первый перевод «Паранесиса» и, возможно, самим преподобным Иоанном Рыльским. То, что он в совершенстве знал греческий язык и читал святых отцов в подлиннике, не вызывает сомнения: в его «Завете», например, использованы творения преподобного Феодора Студита (759–826), которые в то время еще не были переведены на староболгарский язык.

В 941 году преподобный Иоанн избрал своим преемником любимого ученика Григория, сам же ушел в пещеру в затвор. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в безмолвии и молитве. Он мирно преставился ко Господу 18 августа 946 года, семидесяти лет от роду, и был погребен в притворе монастырского храма в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени. Приблизительно тогда же была составлена первая служба преподобному, известная под названием «Рыльской». Отдельные фрагменты ее вошли в тексты позднейших служб.

Примерно через 30 лет преподобный Иоанн явился игумену Рыльского монастыря и повелел перенести его мощи в г. Средец (Софию). 18 октября святые мощи были открыты и обретены нетленными. Их перенесли в Средец и положили сначала в кафедральном соборе во имя святого апостола и евангелиста Луки и наконец в XII веке в новом храме во имя преподобного Иоанна Рыльского. При храме его имени был основан монастырь. Ко времени обретения мощей относится канонизация преподобного Иоанна.

В 1183 году венгерский король Бела ІII (1172–1196) захватил Средец и перенес святые мощи в свою столицу – город Гран (слав. Остригом, ныне г. Остергом). Однако через четыре года король по некоторым знамениям у гробницы святого понял, что преподобному не угодно пребывание в Остригоме, и возвратил святые мощи в Средец, богато украсив гроб золотом и серебром.

19 октября 1195 года, после освобождения Болгарии от византийской зависимости Асеном I (1187–1196), царь перенес святые мощи в новую столицу – Тырново. На холме Трапезица воздвигнули храм, в котором и были положены мощи преподобного Иоанна. В Тырново честные мощи находились и после взятия его турками в 1393 году, и лишь в 1469 году, по просьбе братии Рыльского монастыря и благодаря помощи вдовы султана Мурада II Марии (дочери сербского деспота Георгия Бранковича), были возвращены в обитель преподобного Иоанна, где и почивают доныне.

30 июня 1469 года, при игумене Давиде, святые мощи были торжественно положены в новой гробнице в храме Рыльской обители. Празднование возвращения мощей было установлено 1 июля.

После кончины преподобного Иоанна Рыльская обитель претерпела немало испытаний. В XI веке она перешла к Византии, а к концу XII века вновь вошла в пределы Болгарского царства. В XIII веке сведения о монастыре обрываются почти на столетие, вплоть до его возобновления протосевастом (одно из высших придворных званий в Сербии и Болгарии) Хрелем в 40-х годах ХIV столетия. В 1335 году Хрель построил в обители крепостную башню во имя преподобного Иоанна Рыльского и Пресвятой Богородицы. В верхней части башни был устроен храм в честь Преображения Господня.

В XV веке серб Владислав Грамматик написал «Повесть о перенесении мощей святого Ивана из Тырнова в Рыльский монастырь». В то же время грек Димитрий Кантакузин составил Житие с похвалой и службу святому. Оба автора были очевидцами перенесения святых мощей в 1469 году в Рыльский монастырь. Димитрий Кантакузин в самый день празднования, 1 июля, для множества собравшегося народа произнес похвальное слово в честь преподобного Иоанна.

Еще до перенесения честных мощей преподобного Иоанна в Средец произошло так называемое отделение десницы святого Иоанна. По мнению некоторых историков, святые мощи были перенесены в 980 году. Десницу святого рыльские монахи оставили в обители. Но вскоре им пришлось покинуть монастырь. Это было связано с переселением болгар во множестве на Русь из-за притеснения греков, захвативших к тому времени Восточную Болгарию и запрещавших болгарам совершать Богослужения на родном языке. Возможно, когда греки начали постепенно завоевывать Западную Болгарию, рыльские монахи также ушли на Русь, взяв с собой святыню обители – правую руку преподобного Иоанна. Известно, что в начале XI века на северо-западе Киевской Руси был построен город-крепость Рыльск. Первый храм, который построили жители города, был освящен во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом во имя святых мучеников Флора и Лавра, в день памяти которых преставился святой. Очевидно, там поселились бежавшие с Рыльских гор болгары. Возможно в этом храме хранилась и десница преподобного Иоанна.

Таким образом, преподобный Иоанн – первый южнославянский святой, которому на Русской земле был воздвигнут храм, и который стал одним из Небесных покровителей Русского народа. В 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя. Преподобный Иоанн явился на городской стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск.

Начало всероссийского почитания преподобного Иоанна Рыльского условно относится к ХIV веку, так как его имя впервые обнаружено вписанным полууставом ХIV века в рукопись XII века – Галицкое Евангелие. Дальнейшие сведения о почитании преподобного Иоанна на Руси относятся к первой четверти XV века (Пролог 1429 года в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры). С XVI века имя преподобного Иоанна Рыльского упоминается во многих богослужебных книгах. Служба святому в обиходе Русской Церкви утвердилась с появлением печатных Миней, не ранее конца ХVII – начала XVIII века.

В 1645 году на Руси впервые была издана служба святому, а в 1671 году в типографии Киево-Печерской Лавры была напечатана «Служба с житием преподобного отца нашего Иоанна Рыльского», являющаяся также первым печатным изданием Жития святого, составленного болгарским Патриархом Евфимием в XIV веке.

Великий праведник и подвижник Русской Церкви протоиерей Иоанн Сергиев (родился в с. Суры Архангельской области 19 октября 1829 года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского) в память своего небесного тезоименного покровителя святого Иоанна основал в начале XX века в Петербурге женский монастырь. В этом монастыре впоследствии отец

Иоанн был погребен (†20 декабря 1908).


Наверх