Житие преподобного Иоанна Молчальника (558 г.). 16 декабря

Преподобный Иоанн Молчальник родом из Никополя Армянского, его отца звали Енкратий, а мать Евфимия. На 18-м году жизни стал иноком и подвизался строго и всеусердно, многими слезами, постом и молитвой очищая свое сердце. Через 10 лет был рукоположен в епископа Колонийского. Собственным примером привлек к богоугодной жизни своего брата Пергамия и дядю Феодора, знаменитых мужей при дворах императоров Зенона и Юстиниана. Наблюдая козни и озлобленность міра сего, которую он не мог уврачевать, святой Иоанн оставил епископскую кафедру и, переодевшись простым монахом, пришел в обитель преподобного Саввы близ Иерусалима, где многие годы прилежно и безукоризненно исполнял любое послушание, которое налагал на него игумен. Видя это, преподобный Савва представил его патриарху Илии, чтобы тот рукоположил его в пресвитера. Когда патриарх хотел его рукополагать, Иоанн исповедал ему о себе, что он уже в епископском сане. После этого святой Иоанн затворился в келью, где многие годы провел в молитвенном безмолвии. Затем прожил 9 лет в пустыне, питаясь только дикими травами, и снова возвратился в монастырь. Отвращал верующих от Оригеновой ереси, весьма усердно посодействовав ее обузданию и осуждению. Ясно прозирал в духовный мір и исцелял людей от болезней. Победив себя, он легко одолевал бесов. Великий в смирении, силе и мудрости, сей Христов служитель мирно упокоился в 558 году, достигнув 104-летнего возраста.

Молчальник Иоанн, раб Божий прикровенный,

В пустыне подвизался, как отшельник умиленный.

Вдруг слышен крик: «Беги! Се варвары к нам скачут!

Пред ними – пыль столбом, и вся природа плачет!»

Спокоен Иоанн: не побежал он никуда.

«Бог ближе, чем опасность, – повсюду и всегда» –

Так праведник промолвил, не страшась врага нимало;

Вдруг варварская конница как вкопанная встала:

Из глубины пустыни появился лев могучий,

Был рев подобен грому из набежавшей тучи.

Так Бог послал святому мужество и избавленье;

Бежали сарацины – себе на посрамленье.

А Иоанн продолжил подвиг свой в пустыне дикой,

Где птичьего порою не услышишь даже крика;

Одни барханы серые повсюду возвышаются.

А праведник – в душе стяжать безмолвие старается.

Кто победит в молчаньи: он иль мертвая пустыня?

«О старче, день Христова воскресенья близок ныне! –

Рек послушник. – Но как его нам здесь, в пустыне, встретить?

Какой трапезой радость его светлую отметить?»

А Иоанн, подвижник прикровенный, отвечает:

«Господь всегда для всех созданий пищу посылает!»

И вот в ту ночь, когда Христос от смерти отрешился,

Небесный Ангел инокам как светлый муж явился.

Принес не только хлеб – вина́ и меда в утешение;

И горько ученик себя корил за маловерие,

Прославил Бога он и преподобного отца,

Который удостоился победного венца.

Рассуждение:

Бог слушает молитвы праведников, исполняя их иногда немедленно и дословно, а бывает, что и позднее, в урочное время, к пользе Церкви. Другими словами, исполняя молитвы праведников, Бог имеет в виду либо спасение одного человека, либо благо всей Церкви. Преподобный Иоанн Молчальник молился Богу, чтобы Господь открыл ему, как во время смерти душа отделяется от тела. Еще творя молитву, пришел он в исступление и удостоился такого видения: перед храмом в Вифлееме умер некий добрый человек, и Ангелы взяли его душу из тела и со сладкопением вознесли ее на небо. Придя в себя, Иоанн немедленно отправился в путь из Лавры преподобного Саввы Освященного в Вифлеем. Прибыв в этот город, он увидел перед церковью мертвое человеческое тело – точно такое же, каким он созерцал его в видении.

Когда же умер великий светоч, преподобный Савва Освященный, Иоанн сильно горевал и плакал. Явился ему Савва в видении и сказал: «Не печалься, отче Иоанне, ведь если и отлучился я от тебя телом, но духом все же пребываю с тобой». Тогда Иоанн попросил его: «Моли Господа, отче, чтобы и меня взять с собой». На это Савва ему ответил: «Сейчас это невозможно, ибо надлежит прийти на монастырь великому искушению, и Бог хочет, чтобы был ты в теле, к утешению и утверждению верных против еретиков». Иоанн поначалу не ведал, о каких еретиках говорил ему святой отец, но узнал об этом впоследствии, когда Оригенова ересь стала потрясать Церковь Божию.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.



Наверх