Житие преподобного Иоанна Лествичника (649 г.).
Автор знаменитой «Лествицы». 16-летним подростком пришел откуда-то на Синайскую гору, да так и остался там сначала как послушник, затем как отшельник и, наконец, как синайский игумен до своего 80-летнего возраста, достигнув которого он и скончался около 649 года. Его жизнеописатель, монах Даниил, говорит о нем: «Телом вознесся он на гору Синайскую, а духом – на Гору Небесную». У своего духовного отца Мартирия провел он в послушании 19 лет. Преподобный Анастасий Синайский, увидев однажды юного Иоанна, прорек о нем, что будет он игуменом Синайской горы. По смерти своего духовника Иоанн удалился в пещеру, где в трудных подвигах прожил 20 лет. Как-то раз его ученик Моисей заснул в тени огромного камня. Иоанн, стоя на молитве в своей келье увидел, что его ученик находится в опасности и начал молиться о нем Богу. Когда немного позднее Моисей пришел к учителю своему, то пал на колени и поблагодарил своего духовного отца за то, что спас он его от неминуемой гибели. Он рассказал, что услышал во сне, как Иоанн зовет его, и немедленно вскочил – и в тот же миг камень упал. Если бы не вскочил он на ноги, то камень убил бы его. По настоянию братии Иоанн принял игуменство и управлял спасением человеческих душ с ревностью и любовью. Услышав однажды упрек в свой адрес, что он якобы многоглаголив, Иоанн не рассердился, а умолк и целый год не промолвил ни слова, пока братия не упросила его отверзть уста и продолжить поучать ее своей богоданной мудростью. Однажды в Синайский монастырь пришло 600 паломников. На трапезе все видели некоего расторопного юношу в еврейской одежде, прислуживавшего гостям и дававшего распоряжения другим слугам. Внезапно этот юноша исчез. Когда все озирались по сторонам и спрашивали друг друга куда мог исчезнуть юноша, Иоанн сказал: «Не ищите его. Это пророк Моисей послужил нам на своем месте». В период своего безмолвия в пещере Иоанн написал многие душеполезные книги, из коих наиболее прославленной и поныне часто читаемой является «Лествица», в которой описывается путь восхождения души к Богу, как по некой лестнице. Перед смертью Иоанн назначил игуменом своего брата по плоти, Георгия. Но тот сильно скорбел от разлуки с Иоанном. Тогда Иоанн сказал ему, что, если удостоится близости к Богу в міре оном, то помолится о том, чтобы и он, Георгий, в тот же год был взят на небо. Так и случилось. Спустя 10 месяцев Георгий почил и поселился среди небесных граждан, как и великий его брат Иоанн.
Как некий факел на горе Синайской,
Блистал Иоанн в небесном свете райском,
И плоть он укротил, и благодать стяжал,
И тридцать ступене́й к победе насчитал.
Стратегию пречудную и тактику
Как дар он завещал благому ратнику,
Желающему мудрости учиться –
В духовной брани – и успеха в ней добиться.
«Лествица» пречудная, Духом описа́нная
Есть Венец сей брани, его заслуга главная.
Когда Иоанн в себе страсти попрал –
Сей дар драгоценный от Бога приял.
Его передал он монахам навеки
Как хронику жизни души человека.
Кто к небу из праха желает взойти,
Тот должен чрез муки и скорби пройти.
Об этом та хроника всем возвещает,
Надежду и веру нам в души вселяет.
Святой Иоанн, просвещенный от Бога,
Оружие светлое дал нам в дорогу.
Теперь он пред Богом стоит на молитве,
Чтоб помощь нам подал Господь в каждой битве,
Чтоб руку Он нам протянул при исходе,
Когда мы к Нему по ступеням восходим.
Рассуждение:
Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Кто гордится в себе своими слезами, осуждая умом своим тех, кто не плачет, тот подобен человеку, который просит у царя оружие против врага, но сам себя им убивает». Если сердце твое смягчилось либо от покаяния пред Богом, либо от познания бесконечной к тебе Божией любви, то не превозносись перед теми, чьи сердца еще черствы и грубы. Вспомни, сколь долгое время и ты ходил с окаменевшим сердцем. В одной больнице лежали семь братьев. Один из них, едва оправившись от недуга, поспешил выказать братскую любовь и со тщанием послужить остальным своим братьям, чтобы и те встали на ноги. Будь и ты, как тот брат. Всех людей считай своими братьями, причем братьями больными. И если почувствуешь, что Бог даровал тебе некое здравие раньше, чем им, знай, что это даровано тебе по милости, чтобы и ты, будучи здоров, послужил другим болящим. Чем подобало бы тебе тут гордиться? Как будто грязную лужу можно вылизать саму собой, а не смыть ее из некоего источника, более глубокого и чистого.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.