Житие преподобного Иоанна Колова (V в.). 22 ноября
Преподобный Иоанн Колов причисляется к величайшим египетским подвижникам. Колов означает «малый», так как был он небольшого роста. В скит пришел он вместе со своим братом Даниилом и предал себя подвигу с таким рвением, что Даниилу приходилось его вразумлять. Был он учеником преподобного Памвы, а впоследствии учителем преподобного Арсения Великого. Его соучеником у аввы Памвы был и преподобный Паисий Великий. Однажды, когда он и Паисий беседовали о том, по какой стезе подвижничества им пойти, явился им Ангел Божий и повелел Иоанну остаться на своем месте и назидать других, а Паисию идти в пустыню и жить отшельником. Дабы испытать послушание Иоанна, святой Памва приказал ему поливать воткнутую в землю сухую жердь, пока она не зазеленеет. Без размышлений и сомнений ежедневно поливал Иоанн сей сухой ствол целых три года, пока и вправду, при содействии Божием, не покрылся он листвой и не уродился плодом. Тогда авва Памва набрал плодов с сего дерева, отнес их в храм и раздал братии со словами: «Приступите и вкусите от плода послушания!» У преподобного Иоанна Колова было множество учеников. Сохранились некоторые из его мудрых изречений. Мирно упокоившись, вошел он в радость Господа своего.
Рассуждение:
После долгой разлуки со своим другом Паисием Иоанн Колов посетил его и вступил с ним в беседу. Спрашивали они друг друга, кто какую добродетель приобрел за минувшее немалое время. Паисий сказал: «Никогда солнце не видело меня вкушающим пищу». Иоанн же Колов ответил: «А меня никогда не видело оно гневающимся». Назидая братию в скиту, святой Иоанн употреблял сию притчу о кающейся человеческой душе: «В некотором городе жила красавица-женщина, но была она блудницей, имевшей многих любовников. Некий князь сделал предложение сей женщине, что возьмет ее себе в жены, если она пообещает ему, что в браке станет жить верно и честно. И вот она дала такое обещание. Князь взял ее в свой дворец и обвенчался с ней. Узнав об этом, ее прежние воздыхатели решили так или иначе вернуть ее к себе, на старый путь. Однако не смели они показаться на глаза князю, но зашли с заднего двора и стали свистеть. Услышала женщина этот свист и узнала его. Поскорее заткнула она свои уши, спряталась во внутренних покоях дворца и заперла за собой дверь. Так избавилась она от новых искушений». Вот как объяснял сию притчу преподобный Иоанн: жена-блудница – это душа, ее любовники – страсти, князь – Христос, внутренние покои – небесная обитель; любовники, соблазняющие свистом, – бесы. Если душа будет непрестанно отвращаться от своих страстей и прибегать к Богу, то и страсти, и бесы испугаются и убегут от нее.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.