Житие преподобного Иоанна Дамаскина (776 г. или 780 г.). 17 декабря
Преподобный Иоанн Дамаскин сначала был первым министром у халифа Абдалмелеха, а затем стал монахом в Лавре преподобного Саввы Освященного. За свои пламенные выступления в защиту иконопочитания преподобный Иоанн был оклеветан царем-иконоборцем Львом Исаврянином перед халифом, который отрубил ему правую руку. Святой Иоанн стал усердно молиться перед иконой Пресвятой Богородицы об исцелении, – и его рука снова приросла к своему месту, и даже рана чудесно затянулась. Видя такое чудо, халиф раскаялся в содеянном, однако Иоанн не захотел больше оставаться у него в сановниках, но удалился в монастырь, где с самого начала стал примером для всех монахов в смирении, послушании и во всех предписанных иноческих подвигах. Составил многие заупокойные песнопения, а также Октоих, Ирмологий, Месяцеслов, Канон пасхальный, и написал немало богословских произведений, глубоких и вдохновенных. Видный и значимый и как монах, и как поэт, и как богослов, и как воитель Христовой истины, преподобный Иоанн Дамаскин причисляется к великим Отцам Церкви. Мирно упокоился около 776 года (по другим данным – около 780 года. – Пер.), достигнув 104-летнего возраста.
О труба чудесная веры православной,
О монах предивный обители славной,
Иоанне песнотворче, истины поборник,
За святые образа́ – страдалец-затворник.
Господа прославив, сам во славе пребываешь,
Из бессмертной жизни нам спасенье возвещаешь.
Ради Христа Бога мір ты оставил,
Униженьем паче себя лишь прославил;
Постничества узы на земле подъял,
Через покаяние – тайны созерцал;
Чудеса молитвой и верой творил,
С Девою Пречистой о них говорил.
Кто способен веру досконально изложить,
Песнь в честь Спасителя сладчайшую сложить?
Нет тебе подобной арфы и поныне,
Преподобный отче Иоанне Дамаскине!
Чистые уста свои возвысь перед Богом,
Умоли Христа о нас, бедных и убогих, –
Да Своею милостию нас не оставит,
В небеса ходатайством твоим предуставит.
Рассуждение:
Послушание со смирением – это основа духовной жизни, фундамент спасения, базис всецелого устройства Церкви Божией. Великий Иоанн Дамаскин, великий во всем благом, как монах оставил глубокий след в истории Церкви своим исключительным примером послушания и смирения. Однажды его старец, духовный отец, искушая его, вручил ему сплетенные корзины и приказал нести их аж в Дамаск и там продать. Цену за эти корзины старец назначил очень высокую, полагая, что Иоанн не сможет продать их так дорого, но будет вынужден с ними вернуться. Итак, Иоанн должен был, во-первых, покрыть пешком далекое расстояние; во-вторых – идти как нищий монах в тот город, где некогда он был самым могучим после халифа человеком; в-третьих – просить за корзины непомерно (букв.: смехотворно. – Ред.) высокую цену и, в-четвертых, если не (удастся) продать корзины, понапрасну проделать далекое путешествие до города и обратно. Таким образом старец хотел испытать и послушание, и смирение, и терпение своего славного ученика. Иоанн молча поклонился старцу и без всяких рассуждений взял корзины и отправился в путь. Придя в Дамаск, он встал на рынке и начал ждать покупателя. Когда заинтересованным прохожим он сообщал цену своего товара, они смеялись над ним и поносили его как безумного. Целый день стоял он на базаре и целый день слышал только упреки и насмешки. Но всевидящий Бог не оставил Своего терпеливого раба. Некий горожанин, проходя мимо, вгляделся в Иоанна. И хотя Иоанн был одет в бедную иноческую рясу, а лицо иссохло и побледнело от поста, тот горожанин узнал в нем бывшего вельможу и первого царского министра, при котором он некогда служил. Иоанн тоже узнал его, однако и тот и другой стали торговаться как люди незнакомые. И хотя Иоанн назвал чрезмерно высокую цену корзинам, горожанин купил их без лишних слов, отдав за них просимую сумму, ибо памятовал он о добре, которое в свое время учинил ему Иоанн. Победителем вернулся святой Иоанн в монастырь и принес радость своему старцу.
Рассуждение:
Большие труды прилагали святые к тому, чтобы обуздать в себе гордость и самочиние и навыкнуть совершенному послушанию и преданности либо своим предстоятелям, пока они были живы, либо Самому Богу. Монастырь преподобного Саввы Освященного отличался особой дисциплиной, порядком и безропотным послушанием. Когда преподобный Иоанн Дамаскин поступил в эту Лавру, никто из знаменитых духовников не осмелился взять к себе в послушники столь прославленного вельможу и писателя. Тогда игумен вручил его простому, но строгому старцу. Старец приказал Иоанну ничего не делать без его ведома и разрешения. Тем временем, однако, в монастыре скончался один инок, имевший в обители родного брата. Этот брат впал в безмерную печаль, скорбя об усопшем. Дабы утешить тоскующего брата, Иоанн написал посмертные стихи умершему – известные песнопения на отпевании, которые Церковь совершает и по сей день. Составив их, Иоанн стал их напевать. Услышав пение, его старец весьма разгневался и прогнал Иоанна от себя. Узнав об этом изгнании Иоанна, некоторые из братий решились пойти к старцу и стали его просить, чтобы простил он Иоанна и принял его обратно. Но старец пребыл непоколебимым. Иоанн горько сетовал и рыдал о том, что преступил заповедь своего старца. И снова братия ходатайствовала пред старцем за Иоанна, прося его назначить ему какую-нибудь епитимию, а потом его простить. Тогда старец наложил на ученика следующую епитимию: если хочет он прощения, то должен собственными руками вычистить и вымыть все отхожие места во всех монастырских кельях. Опечаленные братья сообщили об этом Иоанну, полагая, что тот скорее покинет монастырь, нежели это сделает. Однако Иоанн, услышав о повелении старца, весьма обрадовался и охотно его выполнил. Видя это, старец расплакался, обнял Иоанна и сквозь слезы сказал: «О, какого страдальца во Христе я родил! О, и впрямь этот человек – истинный сын святого послушания!»
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.