Мц. Фотина Самаряныня
Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во...undefined >>

Житие преподобного Иакова Постника (VI в.). 17 марта

Жил в VI веке. Настолько усовершился в богоугодной жизни, что молитвой исцелял самых тяжелых больных. Однако враг рода человеческого насылал на него сильные искушения. Так, однажды некоторые насмешники подослали к нему развратную женщину. Лицемерила она перед ним и плакала, но мало-помалу соблазняла на грех. Увидев, что впадет он в грех, Иаков положил свою левую руку на огонь и держал ее так до тех пор, пока она вся не обгорела. При виде этого женщина исполнилась страхом и ужасом, покаялась и исправила свою жизнь. Впрочем, в другой раз не смог он одолеть искушение, но впал в грех с одной девицей, которую родители привели к нему как одержимую, чтобы исцелил он ее от этой напасти. Он и вправду изгнал из нее беса, но потом согрешил с ней и, дабы скрыть свое падение, убил ее и бросил в реку. Как и обычно: от блуда недалеко и до убийства. Десять лет после этого провел Иаков в сугубом покаянии, живя в погребальной пещере. Но однажды узнал он, что Бог простил ему грех. Во время великой засухи, от которой страдали и люди, и скот, по его молитве земля оросилась дождем. Вот пример, подобный Давидову; как коварен злой демон: по Божию попущению, способен он одолеть даже величайших столпов духа. Но опять-таки искренне кающимся Бог по Своему милосердию прощает и самые тяжкие грехи, не наказывая их, когда они сами себя карают.

Чем больше высота – тем и больней паденье,

Кто на гору взошел – тем важно охраненье.

Святой апостол пишет всем в благое наставленье:

Кто мыслит, что стоит, блюди себя, чтоб не упасть.

Побойся Бога, а на собственную не надейся власть.

Иаков Постник исполином был по высоте души,

Но с крутизны сорвался – его дьявол сокрушил.

Ведь грех один всегда к другому простирается:

Так, гнусный блуд коварного убийства домогается.

Одно паденье может расточить всю добродетель:

Иаков погибал, но Бог, великий Благодетель,

На покаянье время дал ему, чтоб душу исцелить,

Чтоб с раной затянувшейся – прощенье получить.

В худом амбаре быстро повреждается зерно,

В палаты благовонные, через разбитое окно,

Если вползет хоть горстка полевых жуков,

Благоухание уходит – запах будет не таков!

И сотня боевых побед на пользу не пойдет,

Если в последней битве с плеч голова спадет.

Ведь жизнь духовная – борьба против незримых орд,

На пораженье обречен заране тот, кто нерадив и горд.

Но тех, кто имя Божие смиренно призывает,

Таких Господь во брани сей усердно защищает

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.



Наверх