Прп. Симеон Псково-Печерский
Мчч. Хрисанфа (икона) и Дарии (икона) и...undefined >>
На 6-м часе: Ис. XL, 18-31. На веч.: Быт. XV, 1-15. Притч. XV, 7-19.

Житие преподобного Феофана Исповедника (818 г.). 25 марта

Прозван Сигрианином по месту Сигрия, откуда был родом. Родственник царя Льва Исаврянина и его сына Копронима. Обладал огромным богатством и жил блистательно. Но всё это для Феофана потеряло свою ценность, когда в его душе воцарился Христос Господь. Тогда начал он противиться даже своей женитьбе, а когда его все-таки заставили вступить в брак, ему удалось вразумить свою невесту, чтобы жили они целомудренно, как брат и сестра. Как только скончались его родители, его жена ушла в один монастырь, а он в другой. Его обитель располагалась на Сигрианских горах в Кизической области. Некогда славный и богатый, Феофан в монастыре проводил жизнь последнего нищего. И все дивились такой в нем перемене. И так как стал он известным за свою крепкую веру, воздержание и рассудительность, то был приглашен на Седьмой Вселенский Собор в Никее, на котором было утверждено почитание святых икон. За великую чистоту и целомудрие Бог наделил его даром чудотворения, так что лечил он болезни, особенно манию и умопомешательство. Обо всех недужных и нуждающихся молился он Богу и своей молитвой помогал им. И лишь когда сам разболелся и долго страдал, не захотел вознести молитву Богу о своем выздоровлении, но терпел болезнь с благодарностью. Когда снова наступило гонение на иконы, теперь со стороны злого Льва Армянина, святой Феофан был приведен в Царьград и брошен в темницу, где два года провел в притеснениях, муках и унижениях. После этого царь отправил его в заточение на остров Самофракию, что святитель раньше и провидел своим духом и о чем сообщил темничным стражам. Но прибыв на этот остров, он прожил там всего 23 дня и преставился ко Господу своему и Творцу, дабы воспринять заслуженный венец славы.

Лев Армянин сулит Феофану

Многие блага, которых не счесть,

Только поставь подпись свою

На злую хартию иконоборцев.

Пишет ему Феофан из темницы:

– Нет, не могу, царь, тебе угодить,

Правым не смогу пред Богом быть,

Если волю твою стану исполнять.

Пока молод был я и угоден міру,

Обладал богатствами несметными,

Всё оставил я, свой путь исправив – к Богу,

Всё раздал – в пустыню поспешил,

Там не знал я ни скорби, ни глада,

Бог – и пища моя, и услада.

Что сулишь ты мне на склоне лет седых?

Еще в юности презрел я прах даров твоих!

Ничего, о царь, не можеть ты мне дать,

Что сторицею бы не дал мне Господь,

Кроме мук, о коих думаю давно:

Муки эти меня с міром разлучат,

Со Господом навек соединят.

Что ты ратуешь, о царь, супротив икон святых?

Сам Христос – нетленный Образ – отразился в них!

Образ Отчей Ипостаси благой,

Образ мощи Троичной святой,

Образ Бога сокровенного, незримого,

Недоступного и непостижимого.

И тебе, и мне Судьей Он будет строгим,

Властвуй, царь, пока не вышли сроки;

Мір проходит – неизменно Бог стоит,

Тех, кто с Богом, этот мір не устрашит.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.



Наверх