Житие преподобного Феодора Освященного (368 г.). 29 мая
Ученик преподобного Пахомия. Родился и рос язычником, но уже в юности пришел к познанию правой веры, крестился и, услышав о преподобном Пахомии, тайно от своих родителей прибежал к нему в монастырь. Преподобный Пахомий постриг его в иноки и полюбил за необычайную ревность и послушание. Когда к нему пришла мать и начала звать его обратно домой, он не захотел даже увидеться с ней, но молился о ней Богу, чтобы Господь и ее просветил истиной. И действительно, мать не только не вернула своего сына домой, но и сама туда не возвратилась. Увидев невдалеке женскую обитель, которой управляла сестра Пахомия, она поступила в нее и стала инокиней. Спустя некоторое время пришел в монастырь и брат Феодора, Пафнутий. Он также принял иноческий постриг. Однажды епископ города Панополь призвал преподобного Пахомия и попросил его устроить ему монастырь для многих желающих иноческой жизни. Пахомий взял с собой Феодора и возложил на него основные обязанности по учреждению обители. По кончине преподобного Пахомия Феодор стал игуменом всех Пахомиевых монастырей и пожил богоугодно до глубокой старости, наставляя множество монахов на путь спасения. Мирно упокоился в 368 году и переселился в Царство вечного света.
Рассуждение:
Когда преподобный Феодор Освященный был в Панополе вместе со своим духовным отцом, преподобным Пахомием, пришел к нему некий философ и предложил подискутировать о вере. Задал философ Феодору следующие три вопроса: «Кто не родился, но умер? Кто родился, но не умер? И кто умер, но не истлел?» На эти вопросы святой Феодор ответил: «Адам не родился, но умер. Енох родился, но не умер. Лотова жена умерла, но не истлела». Присовокупил Святой философу и такой совет: «Послушай ты нашего здравого совета: оставь бесполезные вопросы и схоластические силлогизмы, приступи ко Христу, Ему же мы служим, – и получишь оставление грехов!» Философ онемел от такого остроумного ответа и, постыдившись, удалился. Из этого ясно видна огромная разница между языческим философом и христианским святым. Первый теряется в абстракциях, в искусных оборотах речи, в логических словопрениях, в умозрительной гимнастике, тогда как второй вперил весь свой ум в живого Бога и в спасение своей души. Тот абстрактен и мертв, сей практичен и жив.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 5: Охридский Пролог: апрель, май, июнь. - 2008. - 446 с.