Введение (вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 4 декабря
Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось три года от рождения, Ее святые родители, Иоаким и Анна, привели Ее из Назарета в Иерусалим, чтобы, исполняя свой прежний обет, вручить Ее на служение Богу. От Назарета до Иерусалима нужно было идти три дня, однако шли они на богоугодное дело, и путь для них не был трудным. Собрались и многие сродники Иоакима и Анны, чтобы принять участие в этом торжестве, которому незримо соприсутствовали и Ангелы Божии. Впереди шествовали девы с зажженными свечами в руках, затем Пресвятая Дева, ведо́мая с одной стороны своим отцом, а с другой – матерью. Пресвятая Дева была облечена в царственные благолепные одеяния и наряды, как и приличествовало дщери царевой, невесте Божией. За ними следовало множество родственников и друзей, все несли зажженные свечи. Перед храмом было 15 ступеней. Родители подняли Пресвятую Деву на первую ступень, а затем Она Сама быстро взошла наверх, где Ее встретил первосвященник Захария, отец святого Иоанна Предтечи. Взяв Ее за руку, ввел он Ее не только в храм, но и во Святая Святых, куда никто никогда не входил, кроме архиерея, да и то раз в году. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Захария пребывал «в исступлении и был Богом объят», вводя Пресвятую Деву в самое святое место храма, за вторую завесу, – иначе никак нельзя бы было объяснить сей его поступок. Тогда родители Пресвятой Девы принесли жертву Богу, согласно закону, взяли благословение у священника и вернулись домой, а Пресвятая Дева осталась при храме. Пребывала Она там целых девять лет. Пока родители были живы, они часто ее навещали, особенно блаженная Анна. Когда же взяты они были Богом из міра сего, Пресвятая Дева осталась сиротой и никак не хотела до самой смерти ни удаляться из храма, ни вступать в брак. Но так как это противоречило и закону, и обычаям, бытовавшим в Израиле, то по достижении 12-летнего возраста Она была отдана святому Иосифу, своему родственнику, в Назарет, чтобы под видом обручницы жить в девстве и, таким образом, и собственное желание исполнить, и удовлетворить букве закона. Ибо в то время в Израиле не было принято, чтобы девы давали обет девства до конца жизни. Пресвятая Дева Мария оказалась тем самым первой взявшей на Себя такой обет, а за Ней – уже в Церкви Христовой – последовали многие тысячи девственниц и девственников.
Родители Святую Деву в Божий храм вводили
И Господу благому навсегда Ее вручили.
Храм Слова Божия вступил в храм каменный и тленный;
Хвалу Отроковице воспевали умиленно
Все Ангелы, в небесных Ее ризах созерцая
И легкими крылами благодатно осеняя
Девиц, сопровождавших ко входу во святилище
Ту Деву, что должна была стать Божества вместилищем.
Се – радостные гимны под сводами высокими,
Храм озарен светильниками и свечами многими;
Во внутреннюю скинию, воспевая стих, –
Ведет Ее Захария, в Святая святых
Туда, где тайна Божия издревле сокрывается,
Где со благоговением и страхом созерцается
Ковчег завета, манна, жезл, кадильница, – туда
Вступает Дева чистая, обитель Божества.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.