В день памяти святителя Григория Богослова
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«От пелен воспитанный во всем прекрасном, потому что имел совершеннейшие образцы для себя дома, -.- говорил о себе святитель Григорий, --: тогда еще приобрел я старческую степенность, и, как облако к облаку, мало-помалу скоплялось во мне усердие к усовершенствованию. Я возрастал, а вместе преуспевал во мне и разум. С радостью читал я книги, в которых проповедуется о Боге, и имел общение с людьми, которые были совершенны по нравам».
Так, дорогие братия и сестры, говорит о своем детстве благодатный сын благочестивых родителей - епископа Назианзского Григория и Нонны, вымоливших свое чадо у Бога и посвятивших сына своего Богу еще до его рождения. Но вот настало время, когда он, подготовленный домашним христианским воспитанием, приступил к изучению наук. Отец отправил его в училище в Кесарию Каппадокийскую. Там он встретился со святым Василием Великим и возникла у них та редкая святая дружба, которую расторгнуть не властна и могила. Общность высоких устремлений соединила их навсегда. «Главным занятием нашим было любомудрие, то есть отречение от мира и пребывание с Богом», - писал он. Воспользовавшись всем, что могло дать училище в Кесарии, и, желая усовершенствоваться в словесных науках, Григорий отправился в Кесарию Палестинскую, где процветала школа красноречия; затем перебрался он в Александрию и, наконец, отправился в Афины - центр просвещения того времени. О путешествии своем морским путем из Александрии в Афины святитель Григорий рассказывает так: «Время было самое неудобное для плавания; но меня влекла страсть к наукам. Но едва мы совершили небольшую часть пути, поднялась страшная буря, какой, по словам плывших со мною, и не было с тех пор на их памяти… И во время этой-то опасности я принес себя в дар, дав обет, если спасусь, посвятить себя Богу и, посвятив, спасся».
Прибыв благополучно в Афины, Григорий и здесь встретился с Василием. Для них обоих было счастьем поддерживать друг друга «в общем великом деле: быть и именоваться христианами»… Григорию было около тридцати лет, когда они закончили афинское училище. Василий возвратился домой, а Григорий остался там еще на некоторое время, а затем вернулся к своим престарелым родителям. В дальнейшем святой Григорий уже не мог исполнить своего прежнего намерения жить вместе со своим другом, святым Василием, но он посетил его в пустыне и насладился той истинно монашеской жизнью, которая соответствовала его самым задушевным устремлениям. Дружба со святым Василием успокоительно подействовала на святого Григория, и он вернулся в Назианз, готовый принять свое новое назначение в сане пресвитера. Отец и сын стали общими силами управлять церковью.
Вскоре святого Григория постигли великие испытания: в течение одного года умерли его младший брат и сестра - Кесарии и Горгония. Тяжелое время наступило для Григория, когда после смерти брата он должен был принять на себя бремя управления и домашними, и оставшимися после брата делами. Между тем, независимо от его воли и даже не предупредив его, святитель Василий, епископ Кесарийский, представил Григория епископом города Сасимы, желая открытием этой новой кафедры оградить Каппадокийскую церковь от разделения. Не вынес Григорий этого дружеского насилия, удалился в Назианз и, поселившись на уединенной горе, занялся поучением народа и стал помогать больным. Но вскоре пришлось отказаться от уединения. Хотя ему и не суждено было стать епископом в Сасиме, он снова поступил помощником к своему отцу.
В году отец святого Григория, епископ Назианзский, скончался; через несколько месяцев последовала за ним и супруга его, праведная Нонна. Казалось, желанная уединенная жизнь теперь становилась возможной для Григория, но он снова должен был пожертвовать своим заветным стремлением в пользу паствы, убеждавшей его заменить усопшего отца. Он согласился остаться для управления церковными делами в ожидании назначения нового епископа. Но так как это назначение замедлилось, а Григорий был крайне изнурен и душевно, и телесно, то он оставил Назианз и удалился на время в Селевкию. Однако и здесь не обрел он покоя: дела, укоризненные письма от друзей доходили до него и сюда. Сверх того, не мог он оставаться равнодушным к испытаниям, которым подвергалась тогда волнуемая арианами Святая Церковь. В своих посланиях он энергично противодействовал их козням. Будучи в Селевкии, он получил известие о смерти святителя Василия, поразившей его тем более, что по болезни своей он не мог отправиться в путь, чтобы проститься со священным прахом своего друга.
Среди всех этих скорбей святой Григорий все более и более отрешался от мира и ждал только смерти как блаженного успокоения. Но в последние годы жизни ему предстояло новое общественное поприще еще больших масштабов, чем когда-либо в пору его молодости. Он был призван в Константинополь, чтобы поддержать Православие, подорванное сорокалетним господством ариан и других еретиков: евномиан, македонян, новатиан, аполлинаристов. Григорий откликнулся на призыв епископа и мирян константинопольских, видя в этом волю Божию, и, прибыв в Константинополь в году, стал устраивать собрания в доме своих родственников - племянницы Горгонии и ее мужа Никовула. Вскоре этот дом был превращен в церковь и назван Анастасия, что значит по-гречески «воскресение», в ознаменование того, что тут должно было воскреснуть учение Никейского собора о божестве Сына Божия, попранное арианами. И действительно, непревзойденный в знании Священного Писания, словесных наук и красноречии, Григорий воскресил это учение своим словом и святой, подвижнической жизнью, которая вызывала удивление даже у его врагов.
Особенно сильны были его «Пять слов о богословии против евномиан», благодаря которым он и получил в Церкви наименование Богослов. Этими словами возвратил он народу утраченное им православное учение о Святой Троице, и таково было желание его укоренить в сердца это учение, что оно выразилось вырвавшимися из глубины души его словами: «Столько люблю вас… что готов быть отлучен от Христа и пострадать, как осужденный, только бы стояли с нами и вместе прославляли мы Святую Троицу».
Но, действуя с успехом против последователей разных ересей, святой Григорий возбуждал в них по отношению к себе сильнейшую вражду. И каким только преследованиям со стороны их не подвергался он! Над ним смеялись, клеветали на него, посягали на его жизнь, врывались в его храм, вооруженные камнями и палками, бросали в него камни и предавали суду, как возмутителя народа. С терпением переносил все это святой Григорий. Между тем в Константинополь прибыл император Феодосии. Он почтил Григория самым милостивым приемом, и, видя его успешную церковную деятельность, решился вверить ему управление великой и главной Константинопольской Церковью, и сам торжественно, в сопровождении многочисленного духовенства ввел в храм святой Софии нового иерарха Григория. Народ приветствовал его громкими рукоплесканиями, сочувствие к нему настолько преобладало, что затмило на сей раз злобу еретиков.
Но вскоре она поднялась с новой силой. Многие епископы восстали против того, что святые отцы Второго вселенского собора под председательством Мелетия Антиохийского утвердили Григория в сане епископа Константинопольского. Епископы Египетские и Македонские утверждали, что поставление на кафедру Константинопольскую должно утверждаться не Антиохийским, а Александрийским епископом.
Не по душе было это избрание и самому смиренному духом и изнуренному плотью Григорию. Он принял его с единственной надеждой, что, получив власть, он сможет более успешно содействовать умиротворению церквей, воссоединению Востока с Западом. Но не успел он склонить епископов к тому, чтобы установить мир между разделенными церквами, и потому решил удалиться от управления Константинопольскою Церковью, успокоиться наконец вдали от людей. «Я изнемог, - писал святитель императору, - видя, что меня ненавидят все, даже и друзья, потому что не могу обращать взоров ни на что, кроме Бога. Тебе известно, что ты возвел меня на престол против моей воли».
Замечательна прощальная речь, сказанная святым Григорием в храме святой Софии в присутствии ста пятидесяти епископов и паствы. «Соблюл я священство чистым и нескверным, - говорил он среди прочего, - но я не безмездный труженик добродетели и не достиг еще такого совершенства. Возблагодарите меня за труды. Чем же? Не тем, о чем подумали бы некоторые, способные подозревать всякого; но тем, что мне безопасно желать. Успокойте меня от долговременных трудов, уважьте эту седину, почтите мое странничество и введите на мое место другого, который будет угоден народу, а мне отдайте пустыню, сельскую жизнь и Бога. Ему Одному угожу даже простотою жизни. Тяжело, если буду лишен собраний, бесед, торжеств и этих окрыляющих рукоплесканий, лишен ближних и друзей, почести, красоты города, величия, блеска, везде поражающего тех, которые смотрят на все это и не проникают внутрь. Но не так тяжело, как возмущаться и очерняться мятежами и волнениями, какие в обществе, и приноровлениями к обычаям народа. Они ищут не иереев, но риторов, не строителей душ, но хранителей имущества, не жрецов чистых, но сильных представителей…
Прости, Анастасия, получившая от благочестия наименование, ибо ты воскресила нам учение, дотоле презираемое! Прости, кафедра, - эта завидная и опасная высота. Простите, ликостояния назореев, стройные псалмопения, всенощные стояния, честность дев, благопристойность жен, толпы вдов и сирот, очи нищих, устремленные к Богу и к нам! Простите, любители моих слов, простите и эти народные течения и стечения, и эти трости, пишущие явно и скрытно, и эта решетка, еле сдерживающая теснящихся к слушанию. Простите, цари и царские дворцы, и царские служители, домочадцы, может быть, и верные царю, не знаю сего, но по большей части неверные Богу. Плещите руками, восклицайте пронзительным голосом, поднимите вверх своего витию! Умолк язык, для вас неприязненный и вещий. Хотя он не вовсе умолкнет и будет еще препираться рукою и чернилом, но в настоящее время мы умолкли… Простите, Восток и Запад! За вас и от вас терпим мы нападения; свидетель тому Тот, Кто примирит нас, если немногие будут подражать моему удалению. Ибо не утратят Бога, удаляющегося от престолов, но будут иметь горнюю кафедру, которая гораздо выше и безопаснее этих кафедр.
Прости мне, Святая Троица, мое помышление и украшение! Да сохранится у этого народа моего и да сохранит его, да возвещается мне, что всегда возвышаема и прославляема у него и словом и жизнью! Чада, сохраните предания! Помните, как побивали меня камнями. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь».
Что было на душе святого Григория после возвращения его в Назианз, видно из письма его к Леонтию: «Теперь я низложен, поступай, наступай на меня злобная зависть! Или, быть может, остановлю я еще тебя, хотя буду сокрыт в крайних пределах земли, заключен в мрачной утробе кита, как было некогда с Ионою. Пусть тело в утробе, но ум, сколько бы ни преграждали ему путь, с недержимым стремлением пойдет, куда желал. Вот единственное достояние добрых - свобода, неудержимость, неодолимость, ум, воспаривший ко Христу».
«Много… потерпел я напастей на море и на суше от врагов и от друзей, от пастырей и от волков, от мучительной болезни и от старости, которая делает меня согбенным; но никогда прежде сего не постигала меня такая скорбь, - говорит святитель Григорий в своем стихотворении «Сон о храме Анастасии…». - Не плакал так о великом храме порабощенный ассирианами народ, когда веден был далеко от отечества; не плакали так израильтяне о кивоте, который взят был иноплеменниками; не рыдал так и прежде них Иаков о похищении любимого сына; не сокрушается так и косматый лев об убитых ловцами детищах, и пастух о потерянном стаде, и птица о невольно покинутом гнезде на гостеприимном дереве… как я доныне сетую о новоустроенном храме, об этом плоде моих трудов, которым пользуется другой.
Если когда-нибудь сердце мое забудет о тебе, Анастасия, или язык мой произнесет что-нибудь прежде твоего имени, то да забудет меня Христос! Как часто и без великих жертв, и без трапезы очищал я людей, собранных у Анастасии, сам пребывая вдали, внутри сердца создав невещественный храм и возлияв слезы на божественные видения».
Возвратясь в Назианз, святой Григорий нашел дела здешней церкви, за время его отсутствия, крайне запущенными, и, несмотря на свою болезнь, он принялся устраивать их. Отсюда съездил он наконец в Кесарию и почтил надгробным словом своего друга - святителя Василия Великого.
Пребывая на родине, он продолжал письменно вести борьбу против смущения и разделения церквей ересями.
Когда через полтора года после своего возвращения домой, при совершенно расстроенном здоровье, святой Григорий отказался от управления Назианзской церковью, то в году на это епископское место был назначен родственник его - Евлалий, известный святостью жизни и ученостью.
Наконец святой Григорий мог предаться полному уединению. Раздав большую часть своего имения, он оставил себе только родительский дом в Арианзе, окруженный тенистым садом. При этом доме находилась церковь во имя святых мучеников. Здесь-то, среди обширного леса, поселился и обрел покой святой Григорий. Но никогда не оставался он безучастным в скорбях и радостях своих друзей, живущих в мире. Он вел с ними обширную переписку, будучи немощный телом, но бодрый духом, он продолжал жить тем, что было во благо Церкви и ближним. Никому не отказывал он в помощи или в утешении.
Подвижничество святого Григория постоянно усугублялось в этом его уединении. «Слезно молю, - взывал он к Богу, - чтобы обремененная перстью душа моя не влачилась по земле и не погружалась, как свинец, в глубину, но чтобы персть уступала окрыленному духу и образу и грех истаивал, как воск от огня. О сем умоляя и сам прилагаю многие врачевства к грубой плоти, чтобы прекратить жестокий недуг, чтобы крепкими узами удержать силу плоти, как самого вероломного зверя. Трепеща злой волны, ставлю преграды чреву, неудобоисцеляемою скорбью изнуряю сердце и проливаю токи слез. Преклоняю пред Царем сокрушенные колена, провожу ночи без сна, ношу печальную одежду… У меня ложем - древесные ветки, постелью - надежная власяница и пыль на полу, омоченная слезами»… «Подай мертвецу Твоему, - молился он, - кончину жизни, подай утружденному отдохновение и возведи к легчайшей жизни, для которой терплю скорби и переношу тысячу горестей. Восхитив в ангельские лики, приблизь путника к небесному чертогу, где слава Единого Бога, сияющего в Трех Светах…»
И наступил час, когда молитва праведника была услышана. В 389 году, на 63‑м году жизни, он скончался в Арианзе. Нетленные останки его были преданы земле в Назианзе, близ могилы его родителей. В 950 году они были перенесены в Константинополь и поставлены в церкви святых апостолов, близ мощей святителя Иоанна Златоуста. Замечательно, что святитель Григорий сам написал себе надгробное слово, как бы зная, что иного не будет у него:
«Во-первых, Бог даровал меня молившейся, светлой матери; во-вторых, принял от матери, как угодный Ему дар; в‑третьих, умирающего меня спас Пречистою Трапезою; в‑четвертых, Слово даровало мне обоюдоострое слово; в‑пятых, девство приветствовало меня в дружелюбных сновидениях; в‑шестых, приносил я единодушные жертвы с Василием; в‑седьмых, Жизнеподатель исхитил меня из недр бездны; в‑восьмых, очистил Он руки мои болезнями; в‑девятых, юнейшему Риму возвратил я, о царь, Троицу; в‑десятых, был поражаем камнями или друзьями».
Святитель Григорий Богослов оставил множество сочинений, касающихся вопросов догматического, нравственного характера, дошедших до нашего времени.
Будем же, дорогие братия и сестры, подражать святителю Григорию Богослову в его великой любви к Богу и людям, в великой вере и усердно молиться этому угоднику Божию, чтобы и нам быть истинными христианами - наследниками вечной блаженной жизни. Аминь.