Проповеди на праздники:


Успение Пресвятой Богородицы. 28 августа

Господь на Синае в пятой заповеди повелел: «Почитай отца твоего и мать твою». А затем собственным Своим примером явил, как подобает чтить свою родительницу. Вися на кресте в мучениях, Он вспомнил о Своей Матери и, указывая на апостола Иоанна, сказал Ей: «Же́но! се, сын Твой!» А потом сказал Иоанну: «Се, Матерь твоя!» Явив таким образом попечение о Своей Матери, Он испустил дух. У Иоанна был дом в Иерусалиме, на Сионе. В нем Пресвятая Богородица и поселилась, и осталась жить до конца своих дней на земле. Своими молитвами, благими советами, кротостью и терпением она изрядно помогала Апостолам Сына Своего. В основном всё Свое время до смерти провела Она в Иерусалиме, нередко обходя те места, которые напоминали Ей о великих событиях и грандиозных делах Ее Сына. Особенно часто приходила Она на Голгофу, в Вифлеем и на гору Елеонскую. Из числа Ее длительных путешествий упомянем о посещении Ею священномученика Игнатия Богоносца в Антиохии, о поездке к святому Лазарю Четверодневному, епископу Кипрскому, о прибытии на Святую Гору Афон, которую Она благословила, и о пребывании в Ефесе со святым апостолом Иоанном Богословом в период великого гонения на христиан в Иерусалиме. В Свои преклонные годы Она часто молилась Господу и Богу Своему на Елеонской горе, на месте Его Вознесения, чтобы как можно скорее взял Он Ее из міра сего. Однажды явился Ей святой Архангел Гавриил и возвестил, что через три дня Она упокоится. Вручил Ей Божий Архангел пальмовую ветвь, которую подобало нести перед Ее гробом. С великой радостью вернулась Она домой, пожелав в сердце Своем еще раз увидеть всех Христовых Апостолов. Господь исполнил это Ее желание, и все Апостолы, носимые Ангелами и облаками, в одночасье собрались в дом святого Иоанна на Сионе. Со светлой отрадой (в серб, букв.: с великой радостью. – Ред.) встретила Она святых Апостолов, ободряя их, наставляя и утешая, а потом, без какой-либо скорби или телесной болезни, предала Она дух Свой Богу. Апостолы взяли ковчег с Ее телом, от которого источалось благоухание, и в сопровождении многих христиан перенесли его в Гефсиманский сад, на могилу праведных Иоакима и Анны. От злобных евреев сокрывало их облако – по Промыслу Божию. Некий иудейский священник Аффоний коснулся руками ковчега, намереваясь его опрокинуть, однако в то же мгновение Ангел Божий отрубил ему обе руки. Тогда возопил он к Апостолам о помощи и – исповедав свою веру в Господа Иисуса Христа – был исцелен. На погребении Пресвятой Богородицы – опять-таки по Божию промышлению – не присутствовал святой апостол Фома. Было это для того, чтобы таким образом открылась новая и преславная тайна о Пресвятой Богородице. На третий день прибыл и он и захотел облобызать тело Пресвятой Пречистой Девы. Но когда Апостолы открыли гроб, то нашли только плащаницу, а тела во гробе не было. В тот же вечер Пресвятая Богородица в окружении множества Ангелов явилась святым Апостолам и сказала: «Радуйтесь, ибо пребуду Я с вами вовек!» С точностью неизвестно, сколько лет было Божией Матери в год Ее успения, однако преобладает мнение, что в ту пору Она уже перешагнула 60-летний срок Своего земного века.

Изрек Всевышний древле, возвещая:

– Из сердца Твоего, о Дева Пресвятая,

По грешной сей земле вода живая потечет,

И ищущий спасения – к источнику придет.

Пусть жаждущие правды пьют и насыщаются,

Источником благим Христос для нас является.

И жизнь Он подает, и душу миром услаждает,

Водою сей умывшись, слепые прозревают,

Скорбящие – все раны неисцельные врачуют

И чудо покаяния в сем міре показуют.

Вода сия – из вечности незримо источается,

Сухое русло времени блаженством наполняется;

И паки к небесам роса духовная восходит,

Мір ослабевший – в радость пренебесную возводит.

Хвалу Пречистой Деве люди дивно воссылают,

Живую воду благодати во Христе черпают.

Спасителя и Жизнодавца Дева родила,

И радости исполнилась обитель бед и зла.

Христе, Источник Жизни, не оставь нас без надежды,

Тебя поем и славим мы и ныне, как и прежде.

Рассуждение:

Многому и премногому может научиться всякий верующий из жизни Пресвятой Девы Богородицы. Здесь упомянем только о следующем. Имела Она обыкновение часто ходить на Голгофу, на Елеонскую гору, в Гефсиманский сад, в Вифлеем и в другие места, известные благодаря Ее Сыну. Во всех этих местах, а нарочито на Голгофе, Она, преклонив колени, молилась Богу. Этим Она, во-первых, оставила добрый пример и поощрение верующим посещать святые места из любви к Тому, Кто их Своим присутствием, страданиями и славой соделал святыми и всемірно знаменитыми. И во-вторых, узнаём мы то, что в Своей молитве просила Она по возможности о скорейшем исходе из этой жизни и что Ее душа, отлучившись от тела, не видела князя тьмы и его ужасных демонов и мытарств, но, сокрываемая от области поднебесного мрака, не встретилась с сатанинской силой. Видишь, как страшно пройти душе через мытарства! Если так молилась Та, Которая родила Разрушителя ада и Сама обладала устрашающей силой над демонами, то что тогда остается нам? По преизобильному смирению Она всецело полагалась на Бога, не желая уповать на Свои дела. Еще меньше смели бы уповать на собственные дела мы, и еще больше подобало бы нам положить свою участь в руки Божии, взывая к Его милости, – особенно при исходе души из тела.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.

Проповеди на праздники:

Наверх