Проповеди на праздники:


Усекновение главы святого Иоанна Крестителя (I в.). 11 сентября

Ирод Антипа, сын старого Ирода, убийцы вифлеемских младенцев во время рождения Господа Иисуса, был четвертовластником Галилеи, когда святой Иоанн Креститель вышел на проповедь покаяния. Сей Ирод был женат на дочери некоего арабского князя Арефы. Однако, как злая отрасль от злого корня, прогнал он свою законную супругу и беззаконно взял себе в сожительницы Иродиаду, жену своего брата Филиппа, который еще был жив. Против этого беззакония восстал святой Иоанн Креститель, сильно обличая Ирода. За это Ирод бросил его в темницу. Во время пира, который Ирод по случаю своего дня рождения устроил в своем дворце в Севастии Галилейской, перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады и Филиппа. И пьяный Ирод, восхищенный этой пляской, обещал дать танцовщице всё, что она от него пожелает, вплоть до половины царства. Подученная своей матерью, Саломия запросила голову Иоанна Крестителя. По приказу Ирода Иоанна обезглавили в темнице и принесли его голову на блюде. Ученики святого Иоанна ночью взяли тело своего учителя и с честью похоронили, а Иродиада исколола иглой его язык, а затем закопала главу в некоем нечистом месте. Что дальше было с главой святого Иоанна, можно прочитать под 24 февраля (по ст. ст.). Однако Божия кара не замедлила посетить всех этих злодеев. Князь Арефа, дабы омыть поруганную честь своей дочери, напал с войском на Ирода и разбил его наголову. Потерпевший поражение Ирод был осужден римским кесарем Калигулой на изгнание, сначала в Галлию, а затем в Испанию. Как опальные лица, Ирод и Иродиада жили в нужде и унижении, пока не разверзлась земля и не поглотила их. А Саломия погибла злой смертью на реке Сикорис (Сула). Смерть святого Иоанна имела место перед Пасхой, а празднование 29 августа (по ст. ст.) установлено в честь того, что в сей день был освящен храм, воздвигнутый на его гробнице в Севастии царем Константином и царицей Еленой. В этой церкви были положены и мощи учеников Иоанна: Елисея и Авдия.

О святый Иоанне, дивный Крестителю,

Был ты Предтечей славному Спасителю,

Чистотой своею душ людских касался,

Глас твой с Иордана как труба раздался.

Пробуждать ты грешников ото сна сподобился

И секире близ корней чудно уподобился.

Ныне тебе кланяюсь и тебе молюсь,

Уповая на тебя, от гибели спасусь.

Помоги мне одолеть всякую напасть,

Чтоб земные прелести не были мне всласть.

Пред тобой повергнусь долу со слезами,

[Величайшим среди всех, кто рожден женами]:

Крепости подаждь мне от силы твоей честной,

Удели от духа белизны небесной.

Дай пройти мне твердо путь спасенья узкий,

Быть покорным Богу и себя обуздывать,

Дай постом креститься, очищаться бдением,

В небеса стремиться и умом, и зрением.

Пусть молитва теплая меня услаждает,

На пути тернистом душу утешает.

Если же мне мученичество предлежит,

Мужество твое пусть меня укрепит.

О святый Иоанне, Божий угодниче,

За Христову правду славный мучениче!

Орды нечестивых тебя устрашаются,

Радуются верные и умильно каются.

Утверди меня молитвой в уповании благом,

Дабы как свеча пред Богом я пребыл в краю земном.


Рассуждение:

Если вы понаблюдаете за тем, как умирают люди, то приметите, что смерть человека обычно похожа на его грех, как написано: «Взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Любой грех – это меч, и люди, по обыкновению, бывают усекаемы тем грехом, который они охотнее всего творили. Пример сему предоставляет нам и Саломия, скверная дочь Иродиады, потребовавшая и получившая от Ирода главу Иоанна Крестителя на блюде. Живя в Испании, в городе Лерид, вместе с сосланными туда Иродом и Иродиадой, она как-то раз стала переходить затянувшуюся льдом реку Сикорис. Лед провалился, и она по самую шею погрузилась в воду. Глыбы льда сдавили ей горло, и Саломия билась и трепыхалась в воде, «танцуя» ногами так, как некогда делала это во дворце Ирода. Но так и не смогла она ни подняться, ни утонуть, пока острая льдина не отрезала ей голову. Тело ее унесла река, а ее голову – как некогда главу святого Иоанна Крестителя – принесли Иродиаде на блюде. Вот как чрезвычайно (в серб. букв.: как страшно. – Ред.) похожа смерть на учиненный грех!

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.



Проповеди на праздники:

Наверх