Прп. Симеон Псково-Печерский
Мчч. Хрисанфа (икона) и Дарии (икона) и...undefined >>
На 6-м часе: Ис. XL, 18-31. На веч.: Быт. XV, 1-15. Притч. XV, 7-19.

Жития святых мучеников Амфиана и Едесия (306 г.). 15 апреля

Два юноши, два родных брата. Родом из города Патара. Родители их были знатными язычниками. Изучая светские науки в Вирите (Бейруте), они получили некое назидание от Духа Божия, так что, познав ложь язычества, узрели истину христианства. Вернувшись домой, они уже не могли жить с нечестивыми родителями и сродниками, но тайно удалились в Кесарию Палестинскую к пресвитеру Памфилу, известному святостью и духовной ученостью. У Памфила день и ночь поучались они Закону Божию, упражняясь в христианских подвигах. Об Амфиане и по сей день говорят, что телом он был двадцати лет, а разумом и великодушием – столетним. Когда в правление Максимина разразилось гонение, многие христиане бежали из города и скрылись. Но были и такие, кто добровольно и радостно предал себя в руки мучителей, чтобы пострадать за имя Того, Кто пострадал за них первым. Амфиан был среди этих последних. Бесстрашно вошел он в языческое капище, где игемон Урбан приносил жертвы идолам, схватил игемона за руку, в которой тот держал жертву, и крикнул, чтобы отказался он от служения и жертвоприношения бездушным идолам и познал истинного Бога. Некоторые из присутствующих, услышав эти слова и увидев такое мужество Амфиана, покаялись в нечестии и приняли веру Христову. Но разъяренный игемон отдал Амфиана на мучения. Помимо прочих истязаний, обвязали его ноги льном, пропитанным маслом, и зажгли. Но когда он остался жив, его бросили в море с камнем на шее. Однако море возмутилось и выбросило тело мученика на берег близ города.

Едесий был сначала сослан на медные рудники в Палестану, а потом отведен в Египет. В Александрии исполнился он святой ревности против некоего князя Иероклея, покупавшего на торжище христианских монахинь, девушек и честных жен и отдававшего их самым бесстыдным развратникам на поругание. Вскипел Едесий святой ревностью и ударил бесчестного князя по лицу. За это он был мучим и утоплен в море, как и его брат Амфиан. Словно два невинных агнца, пожертвовали они собою за Христа около 306 года и переселились в дивные дворы Господни.

Два брата предали себя Богу в жертву живую,

Мір сей презирая как мертвечину гнилую,

Амфиан и Едесий, братья единоутробные,

В муках братьями стали, Христу Богу подобными.

Кто веру в Бога имеет – тот міра не ценит,

Только мертвой душе сей Бога заменит.

Кто Господа любит – смерти тот не страшится,

Еще до смерти ему с бессмертными быть вменится.

Кто смерть считает концом, без упованья,

Соделывает себя жалким рабом отчаянья,

А мученики – смерть завесой неба считали:

«Не должно бояться смерти!» – в страданьях они возглашали.

Не бойся ж и ты и не думай, что Неба как будто бы нету,

Ведь Небо на Страшном Суде нас всех призовет к ответу.

Для грешника было бы легче, если б Неба не существовало,

Свирепо он вопрошает: «Эй, небо, куда ты пропало?»

О грешник, Небо – не там, где сам ты живешь в пороках,

Тебе с ним вместе не быть! – разные у вас дороги.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 5: Охридский Пролог: апрель, май, июнь. - 2008. - 446 с.




Наверх