Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные. 21 ноября
Праздники в честь Божиих Ангелов люди устраивали еще в глубокой древности. Однако эти торжества нередко выливались в обожествление Ангелов (4Цар. 23:5). Еретики рассказывали об Ангелах разные басни и небылицы. Одни из них усматривали в Ангелах богов, другие, хотя и не считали их богами, тем не менее называли творцами всего видимого міра. Поместный Лаодикийский Собор, состоявшийся около 364 года, своим 35-м правилом отверг поклонение Ангелам как богам и установил достодолжное их почитание. В эпоху же Сильвестра, папы Римского, и Александра, патриарха Александрийского (IV век), был установлен сей праздник в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил в месяце ноябре. Почему именно в ноябре? Потому что ноябрь идет девятым по счету с месяца марта. Сотворение міра, как считается, было в марте. А девятый месяц после марта взят по причине девяти ангельских чинов, созданных прежде всего. Святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла – того апостола, который был вознесен до третьего неба, описал сих девять чинов в книге «О небесной иерархии». Эти чины суть следующие: шестокрылатые Серафимы, многоочитые Херувимы и богоносные Престолы; Господства, Силы и Власти; Начала, Архангелы и Ангелы. Воевода всех ангельских воинств – это Архистратиг Михаил. Когда сатана, люцифер, отпал от Бога и увлек с собой в погибель часть ангелов, тогда Михаил встал и воскликнул пред сонмом не отпавших Ангелов: «Вонмем! Станем добре, станем со страхом!» И все небесные воинства верных Ангелов громогласно воспели: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!» (об Архистратиге Михаиле см.: Нав. 5:13–15; Иуд. 9). Среди Ангелов царствует совершенное единомыслие, единодушие и любовь, а к тому же – и полное послушание нижних чинов чинам высшим, а всех вкупе – святой воле Божией. У каждого народа есть свой Ангел-хранитель; сверх того, Ангел-хранитель есть и у каждого христианина. Нужно всегда помнить: что бы мы ни делали, явно или тайно, мы всегда делаем это в присутствии своего Ангела-хранителя. А в день Страшного Суда всё огромное множество святых, небесных Ангелов соберется вокруг престола Христова, и перед всеми обнаружат и объявят они дела, слова и помыслы каждого человека. Да помилует и да спасет нас Бог молитвами святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Аминь.
Архистратиги Сил Небесных, стражи доброты,
Взираете на нас вы из Царства чистоты,
Крылами мощными нас присно осеняете
И крепостью своею от напастей ограждаете.
Бог наделил вас силой благодатной
И славой щедро увенчал за подвиг ратный:
Вы носите мечи сверкающие, пламенные,
Что сокрушат любые стены каменные;
Вы ими демонов разите беспощадно,
На легких облаках летая в поднебесье хладном.
Туда, где брань за Бога жаркая ведется,
Спешите вы – и вам победа достается.
Без страха, скорби и без утомления
Вы присно ратуете за спасение,
Во все концы вселенной поспеваете,
Людей от козней от бесовских заступаете.
За вами – легионы Воинств светоносных, ясных,
Что воспевают Богу песнь прекрасную,
Собратий наших, старших чад Творца,
Ведь все мы – дети одного Отца.
Из ничего Он со́здал нас, богатством одарил;
Для Ангелов и человеков рай небесный учредил.
Архистратиги Божии, по жизненным стезям
Ведите нас, чтоб в Царстве горнем ликовать и нам.
Рассуждение:
О том, что Божии Ангелы непрерывно общаются с міром сим, ясно и неопровержимо свидетельствует Священное Писание. Отчасти из Священного Писания, а отчасти и из Священного Предания Православная Церковь узнала имена семи начальников ангельских Сил, а именно: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила (вместе с ними некоторые упоминают и восьмого – Иеремиила). Имя Михаил на еврейском языке означает кто как Бог или: кто равен Богу! Святой Михаил еще с первых христианских времен изображается как воевода, держащий в правой руке копье, которым попирает он Люцифера, сатану, а в левой руке держит он зеленеющую пальмовую ветвь. Верх копья увенчивается полотняной лентой с красным крестом. Архангел Михаил особо считается блюстителем православной веры и борцом с ересями, искажающими эту веру. Святой Гавриил означает муж Божий или крепость Божия. Он благовеститель Божиих тайн, в частности – тайны воплощения и всех прочих тайн, к которым имеет он касательство. На изображениях в правой руке держит он светильник с возжженной внутри свечой, а в левой – зерцало из зеленого камня ясписа. Зерцало знаменует собой Божию премудрость как сокровенную тайну. Святой Рафаил означает исцеление Божие или Бог-целитель (Тов. 3:16; 12:15). Изображается он так: правой рукой ведет он Товию, несущего рыбу, пойманную в Тигре, а в левой держит он лекарский алебастр. Святой Уриил – огонь или свет Божий (Третья книга Ездры 4:1 Тогда отвечал мне посланный ко мне Ангел, которому имя Уриил, 5:20 А я семь дней постился, стеная и плача, как повелел мне Ангел Уриил.3Езд. 4:1; 5:20). Изображается так: в правой руке держит он меч, обращенный против персов, а в левой – пламенеющий огонь. Святой Селафиил (Салафиил) значит молитвенник Божий (3Езд. 5:16). Изображается с опущенным долу лицом и очами, а руки держит он на груди, как на молитве. Святой Иегудиил – прославляющий Бога. Изображается так: в правой руке держит он золотой венец, а в левой – тройной бич. Святой Варахиил – благословение Божие. Изображается так: за пазухой носит белые розы. Святой Иеремиил – возвышение Божие, возвышение к Богу (3Езд. 4:36). Почитается как внушитель и поощритель возвышенных мыслей, возносящих человека к Богу.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.