День памяти, жизнеописание Леонтия, Ипатия и Феодула. Православная энциклопедия

День памяти, жизнеописание Леонтия, Ипатия и Феодула. Православная энциклопедия

ЛЕОНТИЙ, ИПАТИЙ И ФЕОДУЛ 

[Греч. Λεόντιος, ῾Υπάτιος κα Θεόδουλος] († 70-79 или нач. IV в.), мученики Триполийские (пам. 18 июня).

Греческая традиция

Мч. Леонтий Триполийский. Роспись кафоликона свт. Николая мон-ря Ставроникита, Афон. 1546 г. Мастер Феофан Критский и Семеон
Древнейшее греч. Мученичество Л. утрачено, о его существовании известно благодаря сир. и груз. переводам. Сохранившиеся греч. агиографические сочинения, посвященные Л., И. и Ф., близки между собой по содержанию, но значительно отличаются от вост. агиографической традиции. В Мученичестве BHG, N 986, IX в. (ActaSS. Iun. T. 3. P. 555-562; сокращенная версия BHG, N 986b - в ркп. Vat. gr. 821, XI в.), содержится указание, что оно написано Киром, занимавшим должность комментарисия (чиновника, ведущего протоколы допросов). Он был свидетелем казни Л. и изложил увиденное на оловянных дощечках, к-рые поместил рядом с гробом мученика. Болландисты предположили, что в основу этого Мученичества легли составленные Киром несохранившиеся акты. В др. Мученичестве - BHG, N 986a (Halkin. 1964. P. 322-339), включенном в состав дометафрастовских Четьих-Миней, упоминание о комментарисии Кире отсутствует, но добавлено чудо об освобождении из темницы Мавра. Кроме того, Л., И. и Ф. посвящены Похвала Константина Акрополита (BHG, N 987; ActaSS. Iun. T. 3. P. 562-568), Мученичество в составе Императорского Минология (BHG, N 987a; Latyšev. Menol. Т. 2. P. 73-77) и неизданный вариант этого текста (BHG, N 987b), эпитома в составе дометафрастовских Четьих-Миней (BHG, N 987d; Halkin. 1964. P. 339-340), а также краткие синаксарные жития (SynCP. Col. 755-756 и др.). 

Сохранился южнославянский перевод Мученичества BHG, N 986a (Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 548-549). В 2 груз. рукописях (НЦРГ. S 417. Л. 128-141, XII в.; Кут. 3. Л. 190 об.- 207 об., XVI в.) под 29 июня содержится метафрастическая версия Мученичества Л., И. и Ф., которая является переводом утраченного греч. сочинения Иоанна Ксифилина. 

Мученичество Леонтия, Ипатия и Феодула Триполийских. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348–1350 гг.
Согласно тексту сохранившихся греч. Мученичеств, в царствование Веспасиана в Риме жил сенатор Адриан, отличавшийся жестокостью и ненавистью к христианам. Он обратился к императору с просьбой дать ему власть принуждать христиан к идолопоклонству и казнить упорствовавших. Веспасиан назначил Адриана наместником Финикии, и тот отправился в путь. Приближаясь к Триполи (совр. Ливан), он узнал, что в этом городе живет воин Л. из Эллады, к-рый пользуется большим уважением за победы в сражениях, а также известен как рассудительный и умный человек. Л. учил жителей города христ. вере и прославился мн. добрыми делами. Адриан послал в Триполи трибуна И. (или Ипата) с отрядом воинов, поручив ему схватить Л. Когда те приблизились к Триполи, И. тяжело заболел. Во сне ему явился ангел и велел призвать на помощь Бога, в Которого верует Л. Находившийся при смерти И. призвал воинов, и они трижды воскликнули: «Боже Леонтия, помоги!» После этого, к удивлению присутствующих, И. тотчас же выздоровел. Встретив в Триполи Л., И. и его друг Ф. попросили его поведать им о Христе и затем крестились. Когда в город прибыл Адриан, он велел бросить Л., И. и Ф. в темницу. Там Л. укреплял новокрещеных в Христовой вере и готовил к мученическому подвигу. На допросе Адриан убедился в непоколебимости И. и Ф. и после пыток велел их обезглавить. Наместник пытался переспорить Л., но не достиг своей цели. Палачи били его, пока не изнемогли от усталости, затем повесили мученика на дереве и строгали его тело острыми железными орудиями, но Л. продолжал хулить языческих богов. Тогда Адриан приказал повесить его вниз головой, привязав к шее Л. тяжелый камень, а вечером - бросить мученика в темницу. Ночью Л. явился ангел и возвестил, что Господь послал его неотступно быть рядом с ним. Утром Л. привели на суд к Адриану, к-рый не смог склонить мученика к жертвоприношению и приказал привязать его к 4 колам и бить до тех пор, пока не испустит дух. Тело Л. было погребено близ трипольской гавани. Позднее на этом месте был построен храм во имя мч. Леонтия. Благочестивая жительница Триполи по имени Иоанния молила святого помочь ее мужу Мавру, который разгневал императора и был брошен в темницу. Она натерла благовониями мощи Л., облекла их в драгоценные одежды и воскуряла фимиам у его гробницы. Л. явился заключенному в темницу Мавру в одеждах Иоаннии и пообещал ему скорое освобождение. Той же ночью Л. предстал перед императором и велел освободить и восстановить Мавра в прежней должности, что тот и исполнил. 

Восточная традиция 

Восточная традиция, согласно которой Л. был учеником Публия и вместе с ним пострадал при имп. Диоклетиане и/или Максимиане (нач. IV в.), включает памятники на сир., копт. и груз. языках, в основе к-рых, по мнению исследователей, лежит несохранившееся греч. Мученичество. Древнейшими текстами, отражающими эту традицию, являются гомилии в честь Л., произнесенные в день его памяти, 18 июня, монофизитским Антиохийским патриархом Севиром в 513 и 514 гг. (№ 27 и 50 в общем списке его гомилий). Их греч. оригинал утрачен, сохранился только сир. перевод. На сир. языке также сохранилось Мученичество Л., очевидно переведенное с утраченного греч. оригинала. Оно известно в 3 рукописях и было впервые издано П. Беджаном по одной из них (BHO, N 563), а затем с учетом всех рукописей - Ж. Гариттом (Garitte. 1968; с лат. переводом). Близкое по содержанию Мученичество на груз. языке сохранилось в рукописях X в. (Sinait. iber. 11. Fol. 213v - 218v; 62. Fol. 48-49v; Ath. Iver. georg. 8. Fol. 334-335), XI в. (НЦРГ. А 95. Л. 454-455; Bodl. 1. Fol. 180-181) и XV вв. (НЦРГ. А 382. Л. 14-14 об.); оно было издано К. Кекелидзе (Груз. агиогр. памятники. 1946. Т. 2. С. 62-63). Копт. Мученичество (на саидском диалекте), известное только в рукописи NY Morgan. 585 (IX в.; изд. и лат. перевод: Garitte. 1965), представляет собой яркий образец т. н. эпического мученичества и практически не содержит биографических деталей, кроме указаний на Публия, упоминаний Триполи и воинского звания Л. За текстом Мученичества в этой же рукописи следует копт. текст гомилии Севира Антиохийского, имеющей нек-рые параллели с гомилией № 27, в частности рассказ о 3 посмертных чудесах (изд. и лат. перевод: Garitte. 1966; по мнению Гаритта, копт. перевод был сделан с более пространного греч. текста, чем тот, к-рый отражен в сир. пер.). Единственным известным отголоском вост. традиции в греч. источниках является упоминание вместе с Л. наряду с И. и Ф. мч. Публия (Πούπλιος; а также Дометиана (?)) в Патмосском списке Типикона Великой ц. (кон. IX - нач. X в.; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 82). Эти же имена встречаются в груз. переводе Синаксаря К-польской ц.- Великом Синаксаре, выполненном в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211; Hieros. Patr. georg. 24-25; Sinait. iber. 4; Ath. Iver. georg. 30, все XI в.). 

Согласно сир. Мученичеству, юноша Л., уроженец Эллады, служил солдатом в Триполи Сирийском при императорах Диоклетиане и Максимиане. Обращенный в христианство мон. Публием, он сокрушил идолов в языческом храме. Жрецы донесли на Л. и Публия архонту, их схватили и привели к трибуну Филокринию (в изложении Севира Л. добровольно вызвался разделить участь Публия). Публий после бичевания был сослан в Эмесу, Л. же освободили из заключения, запретив поклоняться Христу. Затем Публий вернулся в свой мон-рь, где к нему присоединился Л. Они были вторично схвачены и отданы судье Фирмилиану (может быть тождествен одноименному правителю Палестины в 308, упоминаемому Евсевием Кесарийским - см.: Nau. 1900. P. 10. Not. 3), к-рый заключил их в темницу и морил голодом. Жрецы дали ему взятку, чтобы склонить к вынесению смертного приговора. Публия после очередных пыток отправили к архонту Тира Евмению; в дороге он умер от ран, Л. похоронил его в мон-ре. После нового допроса, заключения и пытки голодом Л. послали в порт Триполи, где его бичевали прутьями с шипами и погрузили в море, чтобы усилить жжение в ранах, вслед. чего Л. скончался. Далее, как и в греч. версии, описано чудо с Мавром с той разницей, что Иоанния погребла Л. в своем саду за городом, а храм на этом месте супруги воздвигли уже в благодарность за чудо. Иоанния также велела написать икону мученика, по к-рой Мавр и узнал своего избавителя.

По мнению Ф. Но, традицию, отраженную в сочинениях Севира Антиохийского и связывающую Л. с мч. Публием, следует считать аутентичной (хотя, как отмечает Гаритт, в сир. Мученичестве она подверглась значительной амплификации), а греч. Мученичество с упоминанием И. и Ф. могло быть написано, чтобы лишить Л. связей с монофизитской средой, в к-рой его почитание получило широкое распространение. У. Крам (JThSt. 1909. Vol. 10. P. 461) высказал предположение, поддержанное П. Петерсом (AnBoll. 1910. Vol. 29. P. 159-160), о том, что дальнейшей «метаморфозой» Л. мог стать мч. Леонтий Араб, известный по копт. Мученичеству Феодора, Леонтия и Панегириса (BHO, N 1174) и принявший мученическую кончину, согласно этому источнику, в Триполи.

В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии память Л. отмечена дважды. В сказании, помещенном под 22 абиба/хамле (16 июля), Л. предстает как воин-христианин из Триполи, проповедавший веру сослуживцам, преданный за это на суд начальству и после пыток умерший в темнице. Сказание под 1 тубаха/тэрра (27 дек.) отражает традицию, восходящую к Севиру Антиохийскому, но подвергшуюся дальнейшей переработке (суд над Л. ведет сам имп. Максимиан; описаны разнообразные пытки, после к-рых Л., как и в копт. Мученичестве, был приговорен к усекновению главы). В конце сказания отмечено широкое почитание Л. в Сирии, выразившееся в посвящении ему мн. храмов и мон-рей.

Почитание Л.

 Уже Феодорит Кирский (1-я пол. V в.) относит к числу наиболее значимых церковных праздников день памяти Л. (Theodoret. Curatio. VIII 69. Vol. 2. P. 335). Самые ранние свидетельства о храме Л. в Триполи также относятся к V в.: его посещали Мелания Младшая и Петр Ивер, в их Житиях сообщается о совершавшихся там чудесах (Delehaye H. S. Melaniae iunioris Acta graeca // AnBoll. 1903. Vol. 22. P. 35-36; Petrus der Iberer: Ein Charakterbild zur Kirchen- und Sittengeschichte des 5. Jh.: Syrische Übers. einer um das J. 500 verfassten griechischen Biographie / Hrsg., Übers. R. Raabe. Lpz., 1895. S. 111). Севир Антиохийский, учившийся в молодости в Бейруте, в 488 г. решил принять крещение именно в храме Л. (Sévère, Patriarche d'Antioche, 512-518 / Éd., trad. M.-A. Kugener. P., 1907. Pt. 1: Vie de Sévère / Par Zacharie le Scholastique. P. 79-81. (PO; T. 2. Fasc. 1); Evagr. Schol. Hist. eccl. III 33). По свидетельству Севира, мн. юноши, изучавшие, как и он, в Бейруте юриспруденцию, по молитвам Л. избирали впосл. монашеский путь. Севир посвятил Л. церковный гимн (James of Edessa. The Hymns of Severus of Antioch and Others / Ed., transl. E. W. Brooks. P., 1911. Pt. 2. P. 595-596. (PO; T. 7. Fasc. 5)).

Во имя Л. были созданы церкви в Дафне близ Антиохии в 507 г. (Ioan. Malal. Chron. P. 396) и в Дамаске при имп. Юстиниане I (527-565) (Procop. De aedif. V 9 26). Известны надписи с указаниями на постройку ц. святых Сергия, Вакха и Л. в Бостре в 512/3 г. (храм частично сохр.) и ц. во имя Л. в Дуреа (Дуре) в 565 г. (Waddington W. H. Inscriptions grecques et latines de la Syrie. P., 1870. P. 462-463. N 1915; P. 551. N 2412p). В надписи из Сур-эль-Ладжа содержится упоминание Л. (по др. версии - его церкви) с датой, интерпретируемой исследователями как 458 либо 564 г. (Greek and Latin Inscriptions in Syria. Sect. A: Southern Syria. Pt. 7: The Ledja  / Ed. E. Littmann, D. Magie Jr. Leyden, 1921. P. 426. N 7973). Церковь св. Леонтия в Иосафатовой долине упоминается в IX в. («Commemoratorium de сasis Dei», ок. 808; «Итинерарий» мон. Бернарда, 867). В К-поле память Л. праздновали в посвященном ему храме рядом с воротами Пиги и близ Камаридия (SynCP. Col. 756).
Видимо, часть мощей Л. попала из Триполи в К-поль. Стефан Новгородец (1348-1349) видел в ц. святых Николая и Приска во Влахернах главу Л. (Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45, 338). Неясно, какого святого по имени Леонтий имел в виду «Аноним Меркати», указывая, что в ц. вмц. Евфимии рядом с ипподромом хранится «тело святого Леонтия исповедника» (Описание святынь Константинополя в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 449).
В XI в. частица мощей Л. была привезена на Русь. По сообщению Киево-Печерского патерика, Богоматерь явилась во Влахернском храме зодчим и велела им отправиться на Русь для строительства Киево-Печерского мон-ря. Она дала им мощи святых, в т. ч. Л., чтобы они были положены в основание монастырского собора. В Описи Образной палаты 1669 г. числятся 2 частицы мощей Л. (Христ. реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 115).
В наст. время частицы мощей Л. хранятся в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, в ц. вмч. Димитрия Солунского в Пирее, в мон-ре Св. Троицы и в ц. сщмч. Харалампия в Акрате (ном Ахея, Греция), в мон-рях Честного Креста и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на Самосе (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 207).

Иконография

О наиболее раннем изображении Л. на мозаике в Ротонде вмч. Георгия в Фессалонике можно говорить благодаря сохранившейся надписи. Фронтальный, ростовой образ святого в позе оранта представлен в 3-м поясе купольной мозаики; над его головой и справа от фигуры выложена надпись: «λeontoс / Cтрат[ιωtoY] / mhni / ioyn[ioy]» (Леонтия воина, месяц июнь) (Bakirdzis. 2012. P. 88). Указания на месяц, в к-рый совершается празднование его памяти и на воинский чин святого, делают атрибуцию этого изображения как Л. единственно возможной. Вопросы о причине создания и прочтения иконографической программы изображений в мозаичном поясе в куполе Ротонды (в частности, чем было обусловлено появление там образа Л.) остаются дискуссионными. Наиболее вероятным представляется мнение о связи изображений в зоне купола с реликвиями святых, находившихся в криптах храма (открыты раскопками). Это в свою очередь может указывать на существование частицы мощей Л. в Ротонде, в период между обращением постройки рим. имп. Галерия в христ. храм (очевидно, при имп. Феодосии I Великом, 379-395) и созданием его мозаичного декора в куполе (3-я четв. V в.). Л. представлен без нимба, облачен в хитон с шитыми поручами и оплечьем, плащ с тавлиолном, скрепленный драгоценной фибулой на правом плече. Здесь дана его наиболее привычная впосл. характеристика как молодого безбородого человека с короткими вьющимися волосами каштанового цвета.
Образ Л. представлен в лицевом Евангелии с синаксарем, созданном в к-польском скриптории (Vat. gr. 1156. Fol. 313r, 3-я четв. XI в.). Святой изображен рядом с 3 персид. мучениками - Мануилом, Савелом и Исмаилом (пам. 17 июня). Его маленькая фигурка не имеет обрамления и составляет единое целое с золотом выведенным днем памяти. На Л. одежды, подобающие знатному сословию: нижнее платье красного цвета, лазоревый плащ; он юн, без бороды, в руке перед грудью держит крест. В надписи упомянуто, что «иже с ним» пострадали др. христиане. Ростовое изображение Л. есть среди миниатюр в греко-груз. рукописи кон. XV в. (РНБ. О. I.58. Л. 117 об.): он юный, в светлых платье и плаще. Юным предписывает изображать его в чине мучеников Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733; Ч. 3. § 10. № 42). В этом тексте описание всех 3 мучеников дано под 18 июня в след. порядке: «Ипатий, с проседью, Леонтий, с бородою едва показавшеюся, и Феодул,- юный»; святые претерпели разные мучения.
В визант. искусстве была известна сцена мучения святых, к-рая также могла располагаться в минейном цикле под 18 июня. В иллюминованном Минологии, написанном для Димитрия Палеолога, деспота Мореи (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 44 r, между 1322 и 1340 гг.), в правом верхнем клейме 4-частной листовой миниатюры на золотом фоне помещена сцена мученичества 3 Триполийских святых. В верхней части композиции, очевидно, И. и Ф.; над головой мученика средних лет, с темными волосами и короткой бородой, палач заносит меч, другой, юный, ожидает своей участи (его фигура обрезана линией разгранки), у обоих пленников связаны руки. На переднем плане - распростертый на земле Л., его глаза закрыты, лицо измождено. Над ним навис палач, к-рый одной рукой наносит удары сучковатой палкой, а в другой держит меч. На поле миниатюры - киноварная скоропись имени Л. 

Группу разновозрастных святых (Л. и «иже с ним» пострадавших) представили в мучении мастера фресковых росписей в северо-зап. куполе на зап. стороне в Успенской ц. мон-ря Грачаница (ок. 1320): над 3 молодыми коленопреклоненными святыми палач заносит дубину; надпись: «Леонтий и иже с ним из Триполи». Сцена мучения одного Л. изображена в притворе собора Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391) - молодой с вьющимися волосами святой припал на колено, палач заносит над его головой меч; на Л. плащ, скрепленный фибулой. Ростовые образы 3 святых представлены в росписи Вознесенской ц. мон-ря Дечаны (1348-1350), в сев. части, между средней и зап. травеями; фигура в рост Л.- в притворе ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718).

Согласно Строгановскому иконописному подлиннику (1-я четв. XVII в.), Л. (под 18 июня) следует изображать как средовека в ризах мученика, с короткими волосами и бородой, риза - лазоревого цвета. В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) содержится упоминание о «киевском» варианте изображения Л.: «…в правой руке крест, а левая молебна» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 108). Это может свидетельствовать о существовании ранних (по крайней мере, до нач. XVII в.) изображений святого, связанных, очевидно, с традицией Киево-Печерского мон-ря, где в основание Великой ц. была положена частица мощей Л. В Руководстве В. Д. Фартусова (1910) сообщается, что Л. был «типа греческого, средних лет, очень учен, добр, кроток, роста высокого, телом сильно развит и крепок, силен, храбр; у него средней величины густая и круглая борода; одежды воинские, как у военоначальника, и лента через плечо». В воинских одеждах изображались также трибун (начальник отряда) И. и Ф. (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 320-321). На хартии, к-рую держит Л., могут быть разные тексты: «Слава Тебе, Боже мой, яко молитву любящих Тя не презираеши, и волю боящихся Тя исполняеши»; «Аз воин есмь Христа моего, аз есмь того истинного Света, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир, и всяк приходяи к Тому Свету не поткнется».
Редким примером изображения Л. в древнерус. искусстве является сохранившаяся икона (кон. XVI в., КБИАХМЗ), которая находится в иконостасе, слева от дверей в жертвенник надвратной ц. в честь Преображения Господня Кириллова Белозерского мон-ря (1595). Л., с короткими волосами и бородой, изображен в воинском облачении: на нем туника лазоревого цвета, золотые пластинчатые доспехи, за спиной развевается красный плащ. В правой руке - крест, левой придерживает опущенный щит и хоругвь-знамя с зеленым полотнищем, на котором нашит белый Голгофский крест (эта деталь напоминает элемент в иконографии св. воинов, принятый за образец в европ. или визант. изображениях эпохи Латинской империи). По мнению М. Н. Шаромазова, икона была исполнена 2-м по значимости художником из писавших иконы для иконостаса надвратной церкви; возможно, Л. изображен как небесный покровитель кого-то из братии, принимавшей активное участие в строительных и художественных работах на территории Кириллова Белозерского мон-ря в кон. XVI - нач. XVII в. Украшение для иконы из Преображенского храма было сделано на средства из монастырской казны. В описи Кириллова Белозерского мон-ря 1601 г. упоминаются 2 иконы «Христова мученика Леонтия»: пядница в главном иконостасе Успенского собора, у к-рой был серебряный позолоченный оклад со сканым венчиком, украшенным камнем, и местная икона в иконостасе Преображенской ц. над Водяными воротами мон-ря, которая тогда была в серебряном позолоченном басменном окладе, с гривной, с бархатной пеленой (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г. / Сост.: З. И. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 59, 106, 252-253).

М. А. Маханько, Э. В. Шевченко


Наверх