Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 19 августа
На третий год Своей проповеди на земле Господь Иисус Христос всё чаще говорил Своим ученикам о Своих близких страданиях, а вместе с тем – и о славе Своей после страданий на кресте. Дабы Его предлежащие страдания совсем не обескуражили Его учеников и дабы не отпали они от Него, Он, Премудрый, захотел прежде Своих страданий явить им отчасти Свою Божественную славу. Посему, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, взошел он с ними ночью на гору Фавор и преобразился там перед ними. «И просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2; в серб.: как снег (ср.: Мк. 9:3). – Пер.). И явились подле Него Моисей и Илия, великие ветхозаветные пророки. Видя сие, ученики изумились. И сказал Петр: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). Но пока еще Петр говорил, Моисей и Илия удалились, а Господа и учеников осенило светлое облако, и из облака раздался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Услышав сей голос, ученики как мертвые пали ниц на землю и оставались так лежать в страхе и трепете, пока Господь не подошел к ним и не сказал: «Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17:7). Почему Господь взял с Собой только троих учеников, а не всех? Потому что Иуда не был достоин видеть Божественную славу Учителя, Которого намеревался предать; а его одного Господь не хотел оставить под горой, чтобы предатель тем самым не оправдывал своего отступничества. Почему преобразился Он на горе, а не на равнине? Дабы научить нас двум добродетелям: трудолюбию и богомыслию. Ибо восшествие на высоту требует усилий, а сама гора отображает высоту наших мыслей, то есть богомыслие. Почему преобразился Он ночью? Потому что ночь более, чем день, подходит для молитвы и богомыслия, заслоняя мраком всю земную красоту и отверзая великолепие звездного неба. Почему явились Моисей и Илия? Дабы не оставить камня на камне от иудейского заблуждения о том, что Христос – якобы некий из пророков: Илия, Иеремия или кто-то еще. И потому являет Он Себя Царем над пророками, а Моисей и Илия обнаруживают себя Его рабами. Дотоле Господь неоднократно показывал ученикам Свою Божественную силу, а на Фаворе явил Он им Свое Божественное естество. Это созерцание Его Божества и слышание небесного свидетельства о Нем как о Сыне Божием должно было во дни Господних страданий послужить Его ученикам к укреплению непоколебимой веры в Него и в Его окончательную победу.
Там, где Израиль древле Сисару победил,
Христос Свою Божественную славу явил.
Перед тремя Апостолами Он преобразился,
Чтоб славу Его ведал всяк и в вере утвердился.
Рассеялся мрак ночи пред Божественным сиянием,
Апостолы, узрев сие, прониклись упованием:
Пускай все силы злобные на Бога ополчатся,
Он превозможет все – они ж как облак расточатся.
Христос в Себе свет Божий и прежде заключал
И мерами разумными достойным раздавал.
А ныне – в полной силе светлое Преображение
Лучами вечной радости вещало о спасении.
Блеск человека нового открылся небесам,
Сиянье Божества людским открылося глазам.
Узрел мір горний славу Бога, сшедшего с небес,
А люди – Спаса душ своих заблудших и телес.
Рассуждение:
Почему Господь явил на Фаворе Свою Божественную славу не перед всеми учениками, а только перед тремя? Во-первых, потому, что Сам Он устами Моисея дал заповедь: «При словах двух свидетелей или при словах трех свидетелей состоится всякое дело» (Втор. 19:15)... Итак, довольно трех свидетелей. Во-вторых, потому, что эти три свидетеля были нарочито отобраны. Отображают они собой три главные добродетели: Петр – веру, ибо первым исповедал он свою веру во Христа как Сына Божия; Иаков – надежду, ибо с надеждой на Христово обетование первым положил он жизнь свою за Господа, будучи первым из двенадцати Апостолов убит иудеями; Иоанн – любовь, ибо возлежал он у груди Господа и пребыл под Крестом Господним до конца. Бог именуется не Богом многих, а Богом избранных: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова». Нередко одного верующего человека Господь ценил больше, нежели весь какой-то народ. Так, не раз и не два хотел Он истребить народ еврейский, но по молитвам праведного Моисея оставил этот народ жить. И больше слушал Господь благочестивого Илию пророка, нежели всё царство нечестивого Ахава. По молитвам одного человека Бог часто спасал города и народы. Так, грешный город Устюг был бы разрушен огнем и градом, если бы не спас его своими молитвами живущий в нем один-единственный праведник, святой Прокопий, Христа ради юродивый (см. 8 июля по ст. ст.).
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.