Перенесение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа (1625 г.).
Когда Господь наш Иисус Христос страдал на Голгофе за род человеческий, в отряде римской армии, расквартированном в Иерусалиме, был и один ибер Елиоз из города Мцхета. Его мать слышала о Христе и сердцем веровала в Него. Провожая сына в армию в Палестину, она увещевала его ничего не предпринимать против Христа. Когда Господа прибивали гвоздями ко кресту, стук молотка на Голгофе чудесным образом донесся до ушей Елиозовой матери в город Мцхет. Услышав эти звуки, она воскликнула: «Горе мне, что не умерла я прежде сего времени, – ибо смерть избавила бы меня от этих ужасных звуков!» Сказав сие, она тотчас упала замертво. Елиоз же в то время находился под крестом и вместе с другими солдатами бросал жребий о ризе Христовой. Риза досталась ему, и он принес ее в Мцхет и подарил своей сестре Сидонии. Сидония, услышав о смерти Господа, а также о том, что ее брат был участником невинного кровопролития, упала мертвой с хитоном Господним, причем держала его в руках так крепко, что никто не мог высвободить хитон из ее рук. Поэтому сородичи были вынуждены похоронить ее вместе с хитоном. Из гробницы Сидонии вырос кедр, от которого источалось целебное миро. Со временем кедр засох и упал, и об этом месте совсем забыли. Святая равноапостольная Нина, вознеся молитву к Богу, нашла это место, ибо над ним явился огненный столп. Новокрещеный царь Мириан воздвиг здесь храм в честь святых Апостолов. Персидский шах Аббас взял Господню ризу (она же – честной хитон. – Пер.) и отправил ее в Москву, в дар царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету. Честная риза была помещена в кремлевском Успенском соборе.
Матерь Елиоза-воина горько плакала:
«Елиоз, сынок, свет очей моих,
Вот, идешь ты служить в войско царское,
В землю пра́отец рода нашего;
В той стране Царь великий явился днесь,
Се Христос Господь, давно чаемый,
От пророков міра Спас предуведенный,
Слух о Нем дошел до Иверии.
Чудеса творит Он многие дивные
И глаголы глаголет дивные и пречудные;
Возвещает Он всем концам земли
Царство Божие, любовь да истину.
И молва о Нем всюду ширится,
По всем странам-краям растекается.
Веселятся человеки и Ангелы,
Но не рады князья иудейские:
Лютой злобой они омрачаются
Сына Божия погубить хотят, Христа Господа и Спасителя,
На свой род навлечь хотят клятву грозную!
Не служи, сынок, их злобе и зависти,
Не бери на себя кровь невинную
Сына Божия, Христа Господа!»
Отмеряет время часы и дни,
Днем и ночью мать Богу молится;
Вот однажды, в день суровый, неласковый,
Тяжка молота стук раздается вдруг,
Страшной болью в душе отзывается!
Возопила мать из последних сил:
«Что ж ты, смерть-коса, не пришла ко мне,
Не скосила меня до рассвета дня,
Чтоб не слышать мне сей ужасный стук,
Что с Голгофы в час сей доносится,
Где безгрешного Сына Божия
Прибивают ко кресту люди злобные!
Клятвой новою, паче прежния,
Род еврейский злой облагается!
Неужели и ты, Елиоз, мой сын,
Свою руку вложил в дело скверное,
Не послушался мать родимую,
Соучастником стал в смерти Праведника?!»
Так воскликнула мать скорбящая
И на землю упала замертво,
Предала свой дух Богу Вышнему,
На Голгофе за нас кровь пролившему.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.