Проповеди на праздники:


Память святых семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их священника Елеазара (180 г. до Р.Х.). 14 августа

Все они пострадали за чистоту израильской веры от рук царя Антиоха, одними именуемого Епифаном (то есть просвещенным), а другими – Епиманом (то есть безумным). За тяжкие грехи , совершаемые в Иерусалиме, а особенно за склоки и дрязги вокруг дележа архиерейской власти, и преступления , творимые во время сей недостойной борьбы, Бог позволил прийти великому бедствию на святой город. Антиох хотел во что бы то ни стало навязать евреям эллинское идолопоклонство вместо веры в единого живого Бога и делал всё возможное в этом направлении. В осуществлении его замысла помогали ему и некоторые вероломные архиереи и прочие иерусалимские старейшины. Как-то раз сам царь прибыл в Иерусалим и приказал всем евреям, вопреки Моисееву закону, есть свиное мясо. Вообще вкушение свиного мяса служило явным признаком того, что кто-то отступил от веры израильской. Старец Елеазар, священник и один из семидесяти переводчиков Ветхого Завета на греческий язык, не захотел есть свиного мяса. За это он был мучим и сожжен в огне. Возвращаясь в Антиохию, царь взял с собой семь братьев, нарицаемых Маккавеями, и их мать Соломонию. Имена этих семи братьев суть следующие: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. На глазах у матери злобный царь истязал одного сына за другим, сдирая каждому кожу с лица, а затем бросая юношей в огонь. Все они храбро претерпели мучения и смерть – и не отреклись от своей веры. В конце концов и мать, увидев своего последнего, трехлетнего сына в огне, и сама бросилась в пламя109 – и предала там душу Богу. Все они благочестно пострадали за веру в единого живого Бога около 180 года до Рождества Христова.

Рассуждение:

Слабый обыкновенно защищается лицемерием, а сильный – принуждением и насилием. Но на то, что не способен человек отстоять свою жизнь пред Богом ни лицемерием, ни насилием, нам ясно указывает пример святого старца Елеазара и царя Антиоха. Когда сей тиран вывел Елеазара на суд и заставлял его есть свиное мясо – во имя спасения жизни, Елеазар отверг это и был непреклонен. Тогда некоторые Елеазаровы друзья подсунули ему кусок другого – не свиного – мяса, прося его отведать его перед царем и народом и тем самым соблюсти и жизнь, и совесть. Но и от этого предложения старец отказался, известив друзей: «Не подобает мне, старому, лицемерить на соблазн многим юным». И погиб сей старец телом, однако спас душу свою. Жестокого же и деспотичного царя Антиоха Божие наказание постигло уже в этой жизни. Поразила его изнутри некая страшная болезнь, так что плоть его кишела червями, испуская смрад далеко вокруг. Придя в отчаяние, вспомнил он невинно пролитую кровь многих тысяч людских существ, беспощадно убиенных по его повелению, устрашился Всевышнего и стал исповедовать единого Бога, Которого дотоле гнал, преследуя верующих в Него. Однако милость небесная на нем не проявилась.


Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.



Проповеди на праздники:

Наверх