Память преподобномученика Илариона Афонского (1804 г.).
Святогорский монах, добровольно 20 сентября (по ст. ст.) 1804 года пострадавший за Христову веру от турок в Царьграде. Его чудотворные мощи почивают в храме Святого Преображения на острове Прот.
Рассуждение:
Самоубийство – это смертный грех и дерзкий вызов Святому Духу, подающему жизнь. Самоубийство – грех гораздо более страшный, чем убийство: в последнем человек еще может и покаяться, тогда как в первом нет покаяния. Вот случай крайнего бедствия, оказавшись в котором малодушные совершили бы самоубийство, тогда как святые Божии люди проявили в нем свое мужество и выдержку. Святой Иларион в юности, впав в отчаяние, принял турецкую веру. Однако совесть начала его угрызать так сильно, что нигде не находил он себе покоя. Вернувшись в христианскую веру, стал он монахом и предал тело свое великому посту и всем прочим тяжелым подвигам. Но душевный мир к нему не возвратился. Малодушный и маловерный совершил бы в таком состоянии самоубийство. Однако Иларион выбрал гораздо лучший путь. Пришел он в Царьград вместе со своим духовным отцом, Виссарионом, и не только исповедал Христову веру во дворце султана, но и самому Баш-аге посоветовал отправиться в Россию и креститься. После издевательств и мучений сей храбрый юноша был обезглавлен. И Бог прославил его и на небе, и на земле. Его святые мощи и доселе чудодействуют. А где слава самоубийц? Где их мощи?
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.