Память преподобного отца нашего Никиты, епископа Халкидонского

Память преподобного отца нашего Никиты, епископа Халкидонского

Память 28 мая ст.ст./10 июня н.ст.

Преподобный отец наш Никита с юных лет возлюбил Христа; отрекшись от мира и всех мирских привязанностей, он угождал Богу своею добродетельною жизнью, и возведен был на престол халкидонского святительства, на котором, подобно свече, стоящей на подсвечнике, светил миру и украшал Церковь Христову.

Святой Никита был весьма милостив к нищим; он питал алчных, нагих одевал, странников принимал в дом свой и упокоевал их; он был отцом сиротам, заступником вдовицам и спасителем для всех обидимых.

Когда наступили тяжелые времена ереси иконоборческой3502, в царствование Льва Армянина3503, святой Никита показал себя мужественным исповедником имени Христова, ибо много подвизался в борьбе с нечестивым учением, обличая неправославные догматы, увещевая всех с благоговением поклоняться иконе Христа Господа и Его Пречистой Богоматери, а также иконам и всех прочих святых; доблестный исповедник Христов перенес много мучений от нечестивого царя и его единомышленников; перенес он и изгнания, и уничижения, и прочие беды за свое правоверие.

Спустя достаточное время, после многих исповеднических трудов, святой Никита перешел от земли в обители небесные3504; Бог прославил его на небесах пред ангелами Своими, на земле же – пред людьми, ибо от честных мощей его творились многие чудеса, подавались исцеления всяких болезней во славу Бога, прославляемого во святых Своих.


Кондак, глас 8:

Светлостию дел твоих просиял еси преподобне, апостольскаго престола наследник был еси Никито: и яко солнце облистал еси твоей пастве отче, вся божественных учений исполнь. Темже зовем ти: радуйся Халкидону удобрение.

* * *

3501 Халкидон или, правильнее, Калхедон, первоначально мегарская колония на берегу Мраморного моря. При христианских императорах Халкидон был столицею малоазийской области Вифинии. – В истории христианской Церкви Халкидон замечателен как место IV Вселенского собора, созванного в 451 г. императором Маркианом (с 450 г. по 457 г.) для осуждения монофизитской ереси (эта ересь была основана Евтихием, архимандритом константинопольским, учившим, что человеческое естество в Иисусе Христе было совершенно поглощено божественным естеством и потому в Нем следует признавать лишь одну природу – божественную).

3502 Иконоборческая ересь появилась в VIII в. Иконоборцы неразумно смешивали иконопочитание с идолопоклонством. Основателем этой ереси считается Константин, епископ наколийский (во Фригии – малоазийской области). Самыми рьяными поборниками иконоборчества были императоры Лев III Исаврянин (717–741 г.) и Константин V Копроним (741–776 г.). Эта ересь была осуждена на VII Вселенском соборе (происходившем в 787 г. в городе Никее)

3503 Лев V Армянин царствовал с 813 по 820 г.

3504 Кончина прп. Никиты последовала в начале IX в.

Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.


Наверх