Проповеди на праздники:


Память о Нерукотворенным образе Господа Иисуса Христа (944 г.).

В то время, когда Господь наш проповедовал Евангелие и исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях, жил в городе Едесса на берегу Евфрат-реки некий князь Авгарь, весь покрытый проказой. Услышал он о Христе, врачующем всякую болезнь и недуг, и послал в Палестину некоего живописца Ананию с письмом ко Христу, в котором просил Господа прийти в Едессу и исцелить его от проказы. В случае же, если Господь не сможет прибыть, князь повелел Анании написать Его образ и принести в Едессу, ибо верил он, что образ оный вернет ему здоровье. Господь ответил, что не сможет прийти (так как приближалось уже время Его страданий), взял убрус, приложил его к Своему лицу – и на убрусе ясно и совершенно отобразился Его пречистый лик. Вручил Господь сей убрус Анании и просил сообщить Авгарю, что исцелится он от него не до конца; но потом Господь отправит к нему посланника, который удалит (в серб, букв.: сотрет. – Пер.) и остаток его болезни. Приняв убрус, князь Авгарь облобызал его, и проказа сошла с его тела, однако осталась в одном малом месте на его лице. В дальнейшем апостол Фаддей, проповедуя Евангелие, пришел к Авгарю, полностью исцелил его и крестил. Тогда князь разбил идолов, стоявших перед вратами города, а над самими вратами поместил оный убрус с нерукотворенным образом Христовым. Для убруса сделал он деревянную основу, обрамил его золотым окладом и украсил жемчугом. А под этой иконой на вратах князь сделал такое надписание: «Христе Боже, никто из уповающих на Тебя не постыдится». Впоследствии один из правнуков Авгаря восстановил идолопоклонство. И епископ Едесский пришел ночью и замуровал сию икону над вратами города. С того времени прошли века. В правление императора Иустиниана персидский царь Хозрой осадил Едессу. Город оказался в трудном положении. Тогда явилась Пресвятая Богородица едесскому епископу Евлавию и поведала ему тайну о замурованной и забытой иконе. Нерукотворенный образ был обретен, а персидское войско побеждено его силой.

О Боже дивно-чудный, Ты тайны открываешь

И несказанной радости богатство нам являешь.

У озера Ты некогда изрек обетование,

Язычникам заблудшим дал благое упование:

Придут с востока многие и с запада вселенной

И с Авраамом за трапезу сядут дерзновенно.

Сыны же царства будут ввержены во тьму кромешную –

Они не потрудились переделать душу грешную:

Жестокие сердца их полны злобы кровожадной,

И помыслы их скверны, и деянья неприглядны.

И вот Господне слово непреложно совершилось,

И сказанное тайно – среди бела дня явилось:

Смотрели иудеи Господу в лицо с притворством;

Их души богоборчеством полны и непокорством,

Хоть льстят они Христу и лицемерно славословят,

Но за спиной уж смерть Ему коварную готовят.

А князь Авгарь, что родом был из мест чужих и дальних,

Проказой пораженный, проводил и жизнь печальную;

Не помогали идолов бездушных изваяния,

Но жаждал исцеленья он и жаждал покаяния.

Услышал вдруг о дивных он Христовых чудесах

И Богом исповедал Христа Спаса в небесах,

Сошедшего в мір дольный, ставшего одним из нас, –

Чей Лик Нерукотворный послан был царю тотчас.

К нему он приложился с превеликим упованьем,

Обрел души и те́ла скорое уврачеванье.

Душа его в раю вкушает сладости предвечной

И с Авраамом веселится в жизни бесконечной.


Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.



Проповеди на праздники:

Наверх