Память о Нерукотворенным образе Господа Иисуса Христа (944 г.).
В то время, когда Господь наш проповедовал Евангелие и исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях, жил в городе Едесса на берегу Евфрат-реки некий князь Авгарь, весь покрытый проказой. Услышал он о Христе, врачующем всякую болезнь и недуг, и послал в Палестину некоего живописца Ананию с письмом ко Христу, в котором просил Господа прийти в Едессу и исцелить его от проказы. В случае же, если Господь не сможет прибыть, князь повелел Анании написать Его образ и принести в Едессу, ибо верил он, что образ оный вернет ему здоровье. Господь ответил, что не сможет прийти (так как приближалось уже время Его страданий), взял убрус, приложил его к Своему лицу – и на убрусе ясно и совершенно отобразился Его пречистый лик. Вручил Господь сей убрус Анании и просил сообщить Авгарю, что исцелится он от него не до конца; но потом Господь отправит к нему посланника, который удалит (в серб, букв.: сотрет. – Пер.) и остаток его болезни. Приняв убрус, князь Авгарь облобызал его, и проказа сошла с его тела, однако осталась в одном малом месте на его лице. В дальнейшем апостол Фаддей, проповедуя Евангелие, пришел к Авгарю, полностью исцелил его и крестил. Тогда князь разбил идолов, стоявших перед вратами города, а над самими вратами поместил оный убрус с нерукотворенным образом Христовым. Для убруса сделал он деревянную основу, обрамил его золотым окладом и украсил жемчугом. А под этой иконой на вратах князь сделал такое надписание: «Христе Боже, никто из уповающих на Тебя не постыдится». Впоследствии один из правнуков Авгаря восстановил идолопоклонство. И епископ Едесский пришел ночью и замуровал сию икону над вратами города. С того времени прошли века. В правление императора Иустиниана персидский царь Хозрой осадил Едессу. Город оказался в трудном положении. Тогда явилась Пресвятая Богородица едесскому епископу Евлавию и поведала ему тайну о замурованной и забытой иконе. Нерукотворенный образ был обретен, а персидское войско побеждено его силой.
О Боже дивно-чудный, Ты тайны открываешь
И несказанной радости богатство нам являешь.
У озера Ты некогда изрек обетование,
Язычникам заблудшим дал благое упование:
Придут с востока многие и с запада вселенной
И с Авраамом за трапезу сядут дерзновенно.
Сыны же царства будут ввержены во тьму кромешную –
Они не потрудились переделать душу грешную:
Жестокие сердца их полны злобы кровожадной,
И помыслы их скверны, и деянья неприглядны.
И вот Господне слово непреложно совершилось,
И сказанное тайно – среди бела дня явилось:
Смотрели иудеи Господу в лицо с притворством;
Их души богоборчеством полны и непокорством,
Хоть льстят они Христу и лицемерно славословят,
Но за спиной уж смерть Ему коварную готовят.
А князь Авгарь, что родом был из мест чужих и дальних,
Проказой пораженный, проводил и жизнь печальную;
Не помогали идолов бездушных изваяния,
Но жаждал исцеленья он и жаждал покаяния.
Услышал вдруг о дивных он Христовых чудесах
И Богом исповедал Христа Спаса в небесах,
Сошедшего в мір дольный, ставшего одним из нас, –
Чей Лик Нерукотворный послан был царю тотчас.
К нему он приложился с превеликим упованьем,
Обрел души и те́ла скорое уврачеванье.
Душа его в раю вкушает сладости предвечной
И с Авраамом веселится в жизни бесконечной.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.