Обретение мощей Благоверного князя Даниила Московского (1652 г.). 12 сентября
Святой благоверный князь Даниил Московский, младший сын благоверного князя Александра Невского, скончался 4 марта 1303 года. Перед кончиной, следуя благочестивому примеру отца, принял иноческий чин и схиму и по глубокому смирению завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет. В течение этого времени благоверный князь неоднократно напоминал о себе и о месте своего погребения. Так, во времена великого князя Иоанна III (1462–1505), святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: «Рцы великому князю Иоанну: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси, но обаче аще он забвена мя имать, Бог же мой несть мене забыл никогдаже». Узнав об этом, Иоанн III повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших.
При сыне Иоанна III великом князе Московском Василии Иоанновиче (1505–1533) произошло событие, описанное в Степенной книге. Однажды великий князь с многочисленной свитой, в которой находился князь Иоанн Михайлович Шуйский, был в Даниловом монастыре и проезжал недалеко от места захоронения благоверного князя Даниила. Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня на могиле святого Даниила. Оказавшийся поблизости некий благочестивый христианин сказал Шуйскому: «Господине княже! Не дерзай с камени сего всести на конь свой. Ведый буди, яко лежит ту великий князь Даниил». Гордый же князь не послушал совета и, встав на камень, хотел сесть на коня. Неожиданно конь вздыбился и упал мертвым на землю, подмяв седока, едва оставшегося в живых после падения.
В царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584) на могиле князя Даниила получил исцеление умирающий сын коломенского купца. Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к могиле благоверного князя Даниила и служить о нем панихиды. Он же издал указ о построении в запустевшем к тому времени монастыре двухэтажной каменной церкви, братских келлий, пополнении обители иноками и устройстве монашеского общежития.
В 1652 году царь Алексей Михайлович (1645–1676), по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила, совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа Патриарх Никон с собором епископов и царь Алексей Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений. Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование: 4 марта – в день Блаженной кончины и 30 августа – в день обретения нетленных мощей. В 1763 году святые мощи были переставлены в арку у левого клироса. В 1812 году серебряный оклад гробницы, устроенный на пожертвования князя Феодора Ивановича Голицына, был похищен французами. В 1817 году святые мощи благоверного князя Даниила были переложены́ в новую серебряную гробницу. У святых мощей, на восточной стене арки, была установлена икона благоверного князя Даниила, который был написан в полный рост в иноческом одеянии на доске, бывшей прежде верхней крышкой деревянной гробницы. В изголовье было устроено в стене арки углубление для иеромонаха, служившего заказной молебен благоверному князю.
На протяжении своей многовековой истории Даниловский монастырь претерпел немало испытаний. Так, еще в XIV веке братия монастыря, страдая от набегов татар, переселилась вместе с игуменом вначале в Спасский монастырь в Кремле, затем в Новоспасский. В Смутное время (начало XVII в.) обитель разорили поляки, а в 1812 году – французы, унесшие с собой многие ее реликвии.
В конце XVII века Даниловский монастырь был сильно укреплен и обнесен кирпичной стеной с семью башнями. Расцвет обители относится ко второй половине XVIII – первой трети XIX века. В то время были построены новые храмы, воздвигнута колокольня, расширена территория монастыря. Митрополит Московский Платон (Левшин) в 1801 году составил житие и службу святому князю Даниилу. Ранее, в 1761 году, была составлена первая служба святому князю Даниилу настоятелем монастыря архимандритом Константином. В 1765 году митрополит Крутицкий Амвросий издал распоряжение: на богослужебных отпустах в храмах Москвы поминать и имя святого благоверного князя Даниила.
Самой значительной постройкой в Даниловском монастыре стал храм во Имя Пресвятой Троицы (1833, архитектор Е. Д. Тюрин). Над святыми вратами обители был воздвигнут храм во имя преподобного Симеона Столпника со звонницей, колокола которой славились особым тональным подбором (самый большой колокол весил 720 пудов). Наименование этого храма в сочетании с другим, первым храмом обители во имя преподобного Даниила Столпника, дает основание заключить об особом почитании подвига столпничества на Руси еще с древних времен. Не случайно этот вид подвижничества получил распространение на Руси в XV и XVI веках. Даниловский монастырь с самого начала своего существования стал одним из средоточий Русской духовности. Он славился строгостью иноческого жития, уставностью богослужения и церковного пения, особым благолепием храмов. Святая обитель хранила древние традиции монастыря, напоминавшие ей о многочисленных благодеяниях, какие являл угодник Божий благоверный князь Даниил братии, граду Москве и всему Отечеству. Так, в день памяти святого Даниила из соборов Кремля совершался крестный ход в Даниловский монастырь в ознаменование исторической связи и преемственности между святыми местами столицы. Чтимыми иконами в Даниловском монастыре были икона Божией Матери, именуемая «Троеручица», и образ преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, пред которыми совершались торжественные молебные пения. Особую честь и прославление воздавали в обители самому ее основателю – благоверному князю Даниилу, перед мощами которого совершался акафист каждое воскресение.
Даниловский монастырь славился замечательной библиотекой и богатой ризницей, изданием духовной литературы. При монастыре существовало церковно-приходское училище, которое с 1892 года пользовалось особой известностью. В 20-е годы текущего столетия в обители совершали священнослужение архимандриты Георгий (Лавров), Иоаким, наместник монастыря Поликарп. Светлую память оставил в обители ее настоятель епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), бывший ректор Московской Духовной Академии (незадолго до кончины он принял схиму с именем Даниил – в честь святого Даниила Московского). 30 августа 1917 года, в день памяти святого князя Даниила, мощи его были перенесены в храм Святой Троицы. Чин перенесения совершили митрополит Московский Тихон (впоследствии Святейший Патриарх) и настоятель монастыря епископ Феодор.
Даниловский монастырь с давнего времени был усыпальницей не только для монашеской братии. Здесь были похоронены Н. В. Гоголь, Н. М. Языков, Ю. Н. Венелин, А. С. Хомяков, Н. Г. Рубинштейн, Ю. Ф. Самарин и другие. (В 30-х годах нашего века останки Н. В. Гоголя, А. С. Хомякова, Н. М. Языкова и Н. Г. Рубинштейна были перенесены на Новодевичье кладбище.)
Церковное и историческое наследие Даниловского монастыря неоспоримо велико, свято и назидательно для православных людей. Оно связано с именем святого ктитора монастыря – благоверного великого князя Московского Даниила, деятельность которого составила в истории замечательную эпоху.
17 мая 1983 года решением правительства комплекс Даниловского монастыря и прилегающая к нему территория с храмом Воскресения словущего переданы Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили создать в древней обители духовный и административный центр Московского Патриархата. Одновременно была создана комиссия по восстановлению и реставрации Даниловской обители. На территории монастыря в течение нескольких лет были построены и реконструированы здания резиденции Святейшего Патриарха, настоятельские покои, братские келлии, бывшая епархиальная больница и другие сооружения. С особой тщательностью восстанавливались Троицкий собор, храм святых отцов Семи Вселенских Соборов, надвратная колокольня. В росписи иконостасов участвовал известный современный иконописец, насельник Троице-Сергиевой Лавры (ныне – Успенского Псково-Печерского монастыря) игумен Зинон. Обновленная святая обитель, стоящая у истоков единого Русского государства, стала достойны м памятником юбилея 1000-летия Крещения Руси, празднование которого отметила Русская Православная Церковь в 1988 году.