День памяти (жизнеописание) Преподобного Григория Декаполита

День памяти (жизнеописание) Преподобного Григория Декаполита

ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ
прп. (пам. 20 нояб.). По источникам невозможно установить точную дату рождения. Предположительно указываются середина VIII в. (Р. Жанен), 762 г. (Ц. Бароний), но наиболее вероятны 80-90-е гг. VIII в. (Ф. Дворник). Точный год смерти также неизвестен: указанный в Православном церковном календаре РПЦ 816 г. не совпадает с общей хронологией Жития Г. Д., мало вероятен также 862 г. (Жанен), С. Манго считает, что святой скончался в 841 г. или ранее, Дворник называет 842 г.


Прп. Григорий Декаполит. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (vat. gr. 1613. Fol. 197)
Г. Д. род. в г. Иринополь (исаврийская обл. Декаполь) в бедной семье, родителей звали Сергий и Мария, мать отличалась особым благочестием, брат избрал монашескую жизнь. Получив начальное образование, Г. Д., чтобы обеспечить пропитание семьи, стал разнорабочим. Его юность пришлась на период реставрации иконоборчества при имп. Льве V. Родители попытались принудить молодого человека к женитьбе, однако тот бежал к некоему игумену, известному антииконоборческими взглядами. Затем отправился в один из мон-рей Декаполя, но из-за конфликта с монахами-иконоборцами перешел в обитель, где настоятелем был его дядя Симеон. 14 лет Г. Д. прожил в мон-ре, Симеон был его духовным отцом. Нек-рое время святой пребывал в уединении в пещере, борясь с бесовскими искушениями.

В нач. 30-х гг. IX в., во время правления имп. Феофила, Г. Д. покинул мон-рь и отправился в К-поль бороться с иконоборческой ересью. Зиму он провел в мон-ре в Эфесе. Неизвестные причины заставили Г. Д. отложить поездку в столицу, и он, покинув Эфес, задержался в Проконисе (Дворник считает, что это было связано с осадой столицы Фомой Славянином, но такая причина несостоятельна с т. зр. хронологии, т. к. восстание Фомы произошло на 10 лет ранее). Направляясь в Рим, по пути в Фессалонику Г. Д. повстречался с пиратами и не только остался невредим, но и получил от них помощь, разузнав о наиболее удобном пути. В Фессалонике Г. Д. принял игум. Марк. В Коринфе он нашел корабль, на к-ром его согласились переправить на Сицилию, но из-за угрозы пиратских нападений Г. Д. отплыл в Неаполь. Корабль пострадал от бури, и святой вынужден был добираться до Рима по суше. За время путешествия Г. Д. чудесным образом спасался от пиратов и арабов, помог тонувшему монаху, освободил от недругов протосинкелла Георгия и совершил др. чудеса. В Риме святой провел 3 месяца, затем перебрался в Сиракузы, где задержался еще на 1 год. В Отранте его приняли враждебно, поскольку население города было в основном настроено проиконоборчески.


Прп. Григорий Декаполит. Миниатюра из Минология. XII в. (Ath. Doch. 5. Fol. 333v)
Во 2-й пол. 30-х гг. IX в. Г. Д. вернулся в Фессалонику, в мон-рь мч. Мины. 3 года он провел в обители, но восстания слав. племен и неспокойная обстановка в регионе мешали ему предаваться аскетической жизни. В 837-839 гг. посетил гору Олимп в Вифинии, известную монашескими поселениями. В 841 г. он тяжело заболел и попросил отвезти его еще раз в К-поль. Г. Д. добрался до столицы в 842 г., уже после смерти имп. Феофила. Незадолго до кончины Г. Д. попросил, чтобы его перенесли на гору Олимп, где он и скончался. Среди чудес, совершенных Г. Д.,- изгнание змия, бесов, принимавших облик мух и скорпионов, многочисленные предсказания, избавления от телесных недугов. Проповеди Г. Д. заставили мн. грешников (блудница из Сиракуз, неблагочестивый мон. Захария) изменить образ жизни, чудеса происходили и от его мощей.

Главным источником сведений о жизни Г. Д. является его Житие сер. IX в. (BHG, N 711), авторство к-рого большинством ученых приписывается агиографу Игнатию Диакону, составившему также жизнеописание патриархов К-польских Никифора I, Тарасия и др. Традиц. т. зр. заключается в том, что патриарх Игнатий, лично знавший Г. Д., написал Житие вскоре по его смерти, после 842 г. Такого мнения придерживаются издатель Жития Дворник, Манго и И. Шевченко (примеры лексических параллелей между Житием Г. Д. и др. произведениями Игнатия см.: Ševčenko. P. 123. N 71). Сомнения относительно авторства патриарха Игнатия были высказаны Вандой Вольской-Конюс, со многими из ее аргументов согласился А. П. Каждан. В частности, он отмечал более простой синтаксис по сравнению с Житием патриарха Никифора (Каждан. С. 458), иное место действия (провинция, а не столица, как в др. Житиях Игнатия - Wolska-Conus. P. 440-442), большее внимание к чудесам, что совершенно нехарактерно для др. произведений Игнатия, иную методику композиционного построения текста (Каждан. C. 459-461).

Кроме того, сохранились краткое Житие Г. Д. (описание рукописей в российских б-ках см.: Муретов. С. 2-3) и переработка Жития Симеоном Метафрастом (опубл. мон. Агапием Ландом в Νέος Παράδεισος; пер. на рус. язык см.: Избранные жития святых. С. 232-246), заметка в Синаксаре К-польской Церкви и служба Г. Д. (ркп. в Иерусалимской б-ке, описание см. у Пападопуло-Керамевса: ᾿Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 257-258).

О жизни и подвигах Г. Д. известно и из др. источников, в частности из Жития прп. Иосифа Песнописца (пам. 4 и 3 апр.), составленного его учеником Феофаном (BHG, N 944). Согласно исследователю Жития Е. Томадакису, Иосиф в сер. 30-х гг. IX в. прибыл в Фессалонику, где стал учеником Г. Д., позже вместе с ним отправился в К-поль. В это время в столице (837-839) усилились позиции иконоборцев, и Г. Д. отправил Иосифа в Рим за помощью к папе. Но миссия Иосифа не удалась: он был схвачен пиратами, отправлен на Крит и сумел освободиться и вернуться в К-поль только после смерти учителя. Впосл. близ стен К-поля он основал мон-рь, где в ц. свт. Николая Чудотворца поместил мощи Г. Д. вместе с мощами др. его ученика, прп. Иоанна Солунского (Фессалоникийского) (пам. 18 апр.).

В наст. время известно о пребывании мощей Г. Д. в румын. мон-ре Бистрица - дар господаря Константина Шербана в сер. XVII в.,в Благовещенском соборе московского Кремля (рука Г. Д., привезенная в дар царю Феодору Иоанновичу - Христ. реликвии в московском Кремле. М., 2000. С. 114). Частица мощей находится в Кийском кресте патриарха Никона (с 1991 хранится в храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках).

В греч. рукописной традиции Г. Д. считается автором т. н. Sermo Historicus (в рус. традиции - «Историческое сказание весьма полезное и во многих отношениях сладостное о видении, которое, увидев однажды, некий сарацин уверовал, сделавшись мучеником ради Господа нашего Иисуса Христа»). Первое издание сказания с переводом на лат. язык было сделано в 1642 г. неким Исидором в Риме. Наиболее доступным в наст. время является воспроизведенное в Patrologia Graeca (PG. 100. Col. 1199-1212) издание А. Галланди (Bibliotheca veterum Patrum. T. 13. P. 13). Этот текст с точно таким же разделением на параграфы был опубликован в 1894 г. С. Д. Муретовым; к публикации прилагался рус. перевод и вступительная статья (Муретов. С. 5-20). Существует слав. вариант сказания, к-рый не является букв. переводом греч. текста, опубликованного в PG. Он помещен в Пролог под 26 нояб. (день освящения ц. вмч. Георгия Победоносца в Киеве), в большинстве рукописей сказание бытовало без указания автора. Текст из Пролога с разночтениями по 2 академическим рукописям приводится в статье Муретова (Там же. С. 21-25).

В сказании повествуется о знатном сарацине, отправленном дядей по какой-то надобности в город, где находился древний храм вмч. Георгия. Сарацин пожелал расположиться с вещами и прислугой прямо в храме, а также поместить там 20 верблюдов. Чудесным образом при входе в храм все верблюды пали замертво. Сарацин приказал выкинуть их трупы, но остался в храме и присутствовал на богослужении. Когда прихожане причащались, сарацин вместо вина и хлеба вдруг увидел кровь и части тела разрубленного младенца. В негодовании он обратился к священнику, к-рый объяснил ему, что так проявляется великая Божия милость, ведь даже священник не удостаивался такого видения. После наставлений и увещеваний священника сарацин пожелал принять св. Крещение, однако священник отказывался совершить таинство, поскольку боялся мести его дяди. Сарацину пришлось отправиться на гору Синай, где он крестился и углубился в изучение Псалтири. Спустя нек-рое время он принял постриг с именем Пахомий. После 3 лет пребывания на Синае он решил вернуться в родной город. Придя к дяде, он стал убеждать его принять христианство, но дядя, несмотря на радостную встречу, пытался заставить его отречься от христ. веры, обещая безбедную жизнь во дворце и предлагая вместо рубища золоченые одежды, но, видя твердость племянника, решил отпустить его. Однако др. сарацины не позволили Пахомию уйти: они схватили его и подвергли страшным мучениям, заставляя отречься от веры во Христа. Пахомий стойко перенес все истязания, до последнего момента поучая мучителей. В ночь его смерти жители города наблюдали знамение - над местом, где лежало тело мученика, с небес сошла звезда, и мн. видевшие это уверовали.
Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова

Гимнография

В к-польском Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 108) память Г. Д. отмечена вместе с памятью ряда др. святых; в нек-рых рукописях Типикона приведены тропари Г. Д. (особый, 4-го гласа: Τὸ σῶμα ταπεινώσας̇ (Тело смирив...), и общий преподобным). В различных редакциях Студийского устава служба Г. Д. соединяется с последованием предпразднства Введения во храм Пресв. Богородицы, а также с песнопениями Октоиха; чтения литургии - Божией Матери. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. говорится о соединении последования предпразднства со службой «дневного святого» (Пентковский. Типикон. С. 297); в Мессинском Типиконе 1131 г. на вечерне на «Господи, воззвах» предписано спеть в т. ч. 3 стихиры, а на утрене - канон и по 3-й песни канона седален Г. Д. (Arranz. Typicon. P. 59); согласно Евергетидскому Типикону кон. XI в., 20 нояб. песнопения Октоиха уже не поются, а к службам предпразднства и Г. Д. присоединяется последование свт. Прокла К-польского (память свт. Прокла отмечена и в Мессинском Типиконе, но там она не имеет богослужебного последования), поэтому вместо 3 стихир Г. Д. на «Господи, воззвах» поются 2, а седален Г. Д. поется по 2-й кафизме, после чего, «если есть», может быть прочитано Житие Г. Д. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 319-320). По различным редакциям Иерусалимского устава, как и по Евергетидскому Типикону, 20 нояб. соединяются последования предпразднства Введения и святых Г. Д. и Прокла, без песнопений Октоиха, по уставу вседневной службы; чтения литургии - святительские. Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), на «Господи, воззвах» поются 3 стихиры Г. Д. (после 3 стихир предпразднства; стихиры свт. Прокла поются на стиховне); отпустительные тропари вечерни и утрени - предпразднства и вместе обоим святым (общий преподобным); на утрене также указано чтение Жития Г. Д. (названного не Декаполитом, а Акрагантским), каноны утрени - предпразднства, Г. Д. и свт. Прокла (Дмитриевский. С. 53). То же в первопечатном рус. Типиконе (М., 1610; здесь Житие Г. Д. также названо Житием Григория Акраганита), но здесь кроме общего обоим святым тропаря указан еще и особый тропарь свт. Проклу, а по 3-й песни канона предписано петь кондаки и седальны каждому из святых (Л. 311 об.- 313 об.). В принятом ныне в РПЦ Типиконе (Типикон. [Т. 1.] С. 268-270) устав службы 20 нояб. описан в целом так же, как и в первопечатном рус. Типиконе, но без особого тропаря свт. Проклу. В случае совпадения 20 нояб. с воскресным днем Типикон предписывает петь последование свт. Прокла в иной день, в этом случае - с особым тропарем, тогда как последование Г. Д. соединяется со службами воскресной и предпразднства, также с особым тропарем (3-го гласа,     ) (Там же. С. 270-272).

Последование Г. Д. в совр. печатных Минеях включает общий тропарь преподобным (отдельных тропарей святым, выписанных в рус. Минее для случая совпадения 20 нояб. с воскресным днем, в греч. Минее нет), кондак 3-го гласа    (в греч. Минее нет); канон Иосифа 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, с именем автора в акростихе 9-й песни, ирмос ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ (   ), нач. 1-го тропаря: Νενεκρωμένην ἡδοναῖς τοῦ σώματος (   ); цикл подобнов, седален и светилен.
По рукописям известны и др. каноны Г. Д.: 1) Иосифа, 4-го гласа, с акростихом Λόγοις σε θείοις, παμμάκαρ, μέλπω, πάτερ. ῾Ο ᾿Ιωσήφ. (Словами тебя божественными, всеблаженный отче, воспеваю. Иосиф), ирмос Τῷ ὁδηγήσαντι πάλαι̇ (  ), нач. 1-го тропаря: Λελαμπρυσμένος ἀκτῖσι (Осиянный лучами) (AHG. T. 3. P. 478-488); 2) 1-го гласа, без акростиха, ирмос ᾿Ωιδὴν ἐπινίκιον̇ (  ), нач. 1-го тропаря: Τοῖς πάθεσι πάντοτε τυραννουμένην (Страстями всегда тиранизируемый); 3) 4-го гласа, без акростиха, ирмос Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος̇ (   ), нач. 1-го тропаря: Τὸ στόμα μου ἄνοιξον (Уста мои отверзи); 4) Иосифа, 4-го гласа, со 2-й песнью, с акростихом Τοὺς σοὺς ἐπαινῶ, παμμάκαρ πάτερ, τρόπους. ῾Ο ᾿Ιωσήφ (Твой воспою, всеблаженный отче, образ жизни. Иосиф) (акростих совпадает с акростихом др. канона Иосифа, прп. Григорию Акрагантскому), ирмос ῾Ο πατάξας Αἴγυπτον̇ (  ), нач. 1-го тропаря: Τῷ φωτί, Γρηγόριε, τῷ θείῳ παριστάμενος (Свету божественному, Григорий, предстоя); 5) 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос ̓Αισμα ἀναπέμψωμεν, λαοί̇ (   ), нач. 1-го тропаря: ̓Αισμα ἀναπέμψωμεν, λαοί, τῷ θαυμαστῷ Θεῷ ἡμῶν ἐκ μητρικῶν σπαργάνων (Песнь возслем, людие, чудному Богу нашему, от матерних пелен). В рукописях сохранился общий канон Г. Д. и свт. Проклу, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос ῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσεὶ ξηρὰν̇ (    ), нач. 1-го тропаря: ῾Ο σάρκα φορέσας τὴν καθ᾿ ἡμᾶς (Плоть, как у нас [или: за нас], носивший) (Ταμεῖον. Σ. 99-100).
Диак. Михаил Желтов

Иконография

Г. Д. изображается в соответствии с чином прославления как преподобный в монашеских одеждах (в мантии, схиме, с аналавом), с непокрытой головой. Возрастная характеристика может варьироваться. В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 197, 976-1025 гг.) Г. Д.- преклонных лет седовласый человек с округлой недлинной бородой, в монашеском облачении, со свитком в левой опущенной руке, правая - в молении перед грудью, изображен фронтально в рост на архитектурном фоне под киворием. На миниатюре из афонского Минология XII в. (Doch. 5. Fol. 333v) он темноволосый средовек с бородой той же формы, в монашеских одеждах, представлен фронтально в рост, как орант.
Прп. Григорий Декаполит. Фрагмент минейной иконы. Кон. XVI в. (ГИМ)

Прп. Григорий Декаполит. Фрагмент минейной иконы. Кон. XVI в. (ГИМ)
На минейной иконе на сент., окт. и нояб. кон. XI в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины) Г. Д.- средовек, вслед. поздних прописей ошибочно представлен как епископ - с омофором и кодексом в руках; о том, что это фигура преподобного, напоминает лишь темный цвет фелони - монашеской мантии. В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58, XV в.) 3 раза встречаются миниатюры с образом святого, названного Г. Д.: в греч. части палимпсеста он показан на листе с др. преподобными оплечно, в монашеской мантии (Л. 48); в части лицевого календаря, имеющей надписи на греч. языке, изображен в день памяти под 20 нояб. как епископ, с Евангелием в левой руке, правая - перед грудью в жесте благословения (Л. 87); под 28 февр.- как преподобный (Л. 101). Поскольку в греч. лицевых минологиях под 27 февр. отмечена память Прокопия Декаполита (Минологий Василия II - Vat. gr. 1613. Fol. 426), надпись на л. 101 из-за сходства прозвания святых можно признать неверной. Возможно, ошибочна и надпись на л. 87, т. к. на 20 нояб. приходится и день памяти свт. Прокла, архиеп. К-польского.
Образ Г. Д. устойчиво присутствует на рус. минейных иконах на нояб.; в монашеском облачении вместе со свт. Проклом он изображен: на лицевой стороне иконы-таблетки нач. XVII в., Центр. Россия (Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве),- правой рукой благословляет, в левой - свиток; на правой створке иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в., Палех (собр. В. Бондаренко, Москва); на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713) и И. К. Любецкого (1730) - неск. различаются прически: с кудрявыми до ушей волосами в 1-м случае и с большими залысинами во 2-м. В рус. памятниках тоже встречается образ Г. Д. в одеждах епископа, напр. на иконе кон. XVI в. (ГИМ). Причиной появления такого изображения могло стать несоответствие описательной и изобразительной частей иконописного подлинника: в сводном подлиннике по списку С. Т. Большакова (XVIII в.) Г. Д. назван «преподобным отцом», с внешностью старца: «Сед, плешив, на плеши маленька власов, брада аки Николина [свт. Николая Мирликийского] или Власиева [сщмч. Власия Севастийского], поуже», в характеристике одежд отсутствуют элементы епископского облачения (фелонь или саккос, омофор): «Риза вохра с белилом» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 50). В лицевой части сборника надписи над прорисями преподобного и епископа перепутаны.
В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, о Г. Д. сказано: «Старец греческого типа, сед, плешив, с малыми на плеши волосами; борода небольшая, кругловатая, но раздвоенная на конце; ходил он в одной грубой одежде, но следует писать его в мантии и епитрахили, как пресвитера» (С. 79). Указание изображать «как пресвитера» не соответствует тексту Жития Г. Д. Возможно, составитель, руководствуясь известными ему изображениями, принял за епитрахиль схиму. Тем не менее описанию Фартусова соответствует эмалевая иконка кон. XIX в. «Св. прмц. Евдокия и Григорий Декаполит» (Ростов, ГИМ; опубл. в кн.: Москва православная: Церк. календарь. История города в его святынях. Благочестивые обычаи. М., 2000. Март. С. 14), на к-рой Г. Д.- в легком 3/4-ном повороте влево, правая рука (с четками) прижата к груди, в опущенной левой - развернутый свиток, он облачен в зеленый хитон и коричневых тонов мантию, поверх нее - красная с желтыми крестами епитрахиль.
Э. В. Шевченко


Наверх