День памяти (жизнеописание) свт.Григория, еп. Акрагантского (Акрагантийского, Агригентского)

День памяти (жизнеописание) свт.Григория, еп. Акрагантского (Акрагантийского, Агригентского)

ГРИГОРИЙ
(VI-VII вв.), свт. (пам. 23 нояб.), еп. Акрагантский (Акрагантийский, Агригентский), автор комментария в 10 кн. на Книгу Екклесиаста (авторство Г. указано в ркп. VIII-IX вв.).

Житие
Основным источником сведений о жизни Г. является Житие, написанное Леонтием († 688?), игум. мон-ря св. Саввы в Риме (BHG, N 707-707e), позже приписанное иноку Марку из той же обители (BHG, N 707p). Возможно, они были современниками Г., хорошо его знавшими. По сведениям болландистов, Житие было переработано Никитой Пафлагоном (IX-X вв.) и включено Симеоном Метафрастом (X в.) в минологическое собрание житий святых (BHG, N 708; PG. 116. Сol. 189-269). Кроме того, сохранилось анонимное Житие Г. (BHG, N 708f).


Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Миниатюра из Минология. XII в. (Ath. Doch. Cod. 5. Fol. 67v)

Согласно тексту Жития, написанного Леонтием, Г. род. на о-ве Сицилии, в дер. Преторий близ г. Акрагант (лат. Агригент, ныне Агридженто, Италия), у богатых и благочестивых родителей Харитона и Феодоты. Крещен еп. Акрагантским Потамием. В 10 лет он превосходил сверстников в знании церковных песнопений и грамоты. В 12 лет был пострижен в монашество. Прочитав Житие свт. Василия Великого, Г. решил посетить места, где жил святитель, путь ему указал ангел. Никому не сказав об уходе, 18-летний юноша сел на корабль, направлявшийся в Карфаген, затем с 3 монахами, среди к-рых были Леонтий и Марк, добрался до г. Триполи, а потом до Иерусалима. Нек-рое время жил в одном из иерусалимских мон-рей, игумен поучал и наставлял Г., провидя его будущее епископство и искушения. Г. был в дружеских отношениях с патриархом Иерусалимским Макарием (Макарий II ?), рукоположившим его во диакона.

4 года Г. провел в пустыне вместе с благочестивым старцем, к-рый обучил его грамматике, риторике, философии и астрономии. Затем год жил в Антиохии, в келье, где свт. Василий Великий писал «Шестоднев». Г. вел беседы с антиохийскими учеными клириками о церковных догматах. Приехав в К-поль, Г. поселился в мон-ре мучеников Сергия и Вакха. Праведной жизнью он привлек внимание патриарха, к-рый решил устроить ему испытание: Г. должен был истолковать посланцам патриарха нек-рые места из произведений свт. Григория Богослова. Мудрость Г. поразила посланцев патриарха, и ему предложили выступать против монофелитов. Г. проявил себя сторонником Православия, посрамив еретиков на Соборе (вероятно, VI Вселенский Собор), его деятельность была отмечена императором.

По окончании Собора Г. жил в Риме, в мон-ре св. Саввы. Однако вскоре к папе Римскому (не назван по имени) прибыла делегация из Акраганта с просьбой поставить им нового епископа. Г. отказывался от сана, но благодаря знамению (во время службы ему на голову опустился голубь) согласился, что именно он должен стать епископом этого города. На Сицилии Г. встретился с родителями, считавшими его погибшим или пропавшим без вести. Взойдя на епископский престол, Г. показал себя добрым пастырем и смиренным христианином, кроме того, он был наделен даром исцеления, чем снискал любовь паствы. Однако 2 пресвитера, бывшие претендентами на епископский сан, из зависти к Г. решили объявить его распутником и колдуном, к-рый обучился своему ремеслу во время странствий. Они уговорили одну нечестивую женщину лжесвидетельствовать против него и публично обвинили его в греховном поведении. Сначала Г. был заключен в тюрьму в Акраганте, и, хотя ангел в первую же ночь освободил его от оков и открыл двери тюрьмы, Г. потребовал папского суда. После его отплытия в Рим епископом был объявлен еретик Левкий.

Папа Римский, не разобравшись в деле Г., заключил его в тюрьму, где тот провел ок. 2 лет, совершая чудеса исцеления и изгнания нечистых духов. Благодаря хлопотам сторонников Г. был созван Собор, где присутствовало более 150 епископов и 110 обвинителей. Во время суда над Г. туча накрыла обвинителей и их лица почернели. Г. избавил от нечистого духа оклеветавшую его гетеру, к-рая сделалась бесноватой с момента лжесвидетельства. Принеся покаяние, она была пострижена в монашество. Также был осужден и отправлен в ссылку еретик Левкий. После оправдания Г. по его молитве сдвинулись бревна, перегородившие реку и доставлявшие большие неудобства жителям города.

Исполняя обещание, данное императору перед отъездом на родину, Г. вернулся в К-поль и, поселившись при мон-ре Сергия и Вакха, принял участие в обсуждении новых церковных правил, составленных императором. По возвращении на Сицилию Г. на пожертвованные императором средства построил храм во имя апостолов Петра и Павла. Г. помогал бедным, совершал исцеления и являлся духовным наставником не только жителей Акраганта, но и множества людей, приходивших к нему отовсюду.

Проблема источников
При исследовании Жития Г., написанного Леонтием, в первую очередь отмечают хронологическую путаницу и непоследовательность текста (Χριστοφιλόπουλος. Σ. 159), изобилующего подробностями бытового характера и сведениями из истории и географии Сицилии. Не указаны имена ключевых фигур эпохи (папа Римский, патриарх К-польский, император назван то Юстином, то Юстинианом), и нельзя точно определить время жизни Г. Однако и имена, и события, что упомянуты в тексте, не вносят ясности: патриарх Макарий II Иерусалимский предположительно занимал кафедру до 575 г., в то время как борьба с монофелитской ересью, о к-рой идет речь в Житии, относится к VII в. Хронологическая путаница была, по-видимому, замечена уже Никитой Пафлагоном, переработавшим Житие: из его редакции исключены нек-рые имена, вызывающие наибольшие сомнения.

Точное время создания Жития и личность автора также не могут быть окончательно установлены. Нек-рые исследователи видят в Леонтии современника Г., упомянутого в тексте, к-рый при его составлении пользовался воспоминаниями святого (Ibid. Σ. 160). Другие, напр. итал. исследователь А. Аморе, считают, что он составил Житие много лет спустя после смерти Г. и не располагал точными сведениями о его жизни. Почти все согласны с тем, что Житие создано на Западе и Леонтий жил в Риме; об этом свидетельствует обилие подробностей и детальное знание местной географии. Однако А. П. Каждан высказывал сомнения относительно рим. происхождения автора, указывая на резкую антипапскую направленность Жития (ODB. Vol. 2. P. 880).


Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 203)

Кроме того, существует 2 авторитетных источника о жизни Г., к-рые предполагают взаимоисключающие датировки: во-первых, в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 251) указано, что Г. был современником визант. имп. Юстиниана II Ринотмета (685-695, 705-711) и участником Вселенского Собора 680 г., во-вторых, известны письма папы Римского свт. Григория I Великого, где содержатся сведения о некоем Г., еп. Акрагантском, обвиненном в непристойном поведении и представшем перед папским судом (подробный анализ см. в ст. Аморе). Поскольку письма датированы 591-592 гг., время жизни Г. смещается, т. о., примерно на 100 лет назад. Нек-рые историки приняли датировку Синаксаря (гипотеза, впервые высказанная Дж. Ланцой в 1760, разделяется А. Христофилопулосом). Другие, следуя за С. Морчелли, первым издателем комментария Г. на Книгу Екклесиаста, относили время жизни Г. к кон. VI в. и предполагали, что рассказ о Вселенском Соборе - позднейшая вставка. Никодим Святогорец в пересказе Жития ориентируется скорее на синаксарную заметку: он говорит о Юстиниане II и свт. Георгии I, патриархе К-польском, к-рый участвовал в Соборе 680 г.


Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике. 1028 г.

В XIX в. изучение источников позволило ряду исследователей выдвинуть гипотезу о существовании двух Г., епископов Акрагантских. Р. Обер предполагает, что один жил при папе Григории I Великом, а другой - во времена имп. Юстиниана II. Последний, по всей видимости, являлся автором комментария на Книгу Екклесиаста, и именно он позднее стал почитаться как святой Вост. Церкви (в рукописях сохр. миниатюры с его изображением, кроме того, известны его изображения в мон-ре Осиос Лукос и в Дафни (Греция)). По мнению Аморе, один Г., живший в кон. VII в., был автором комментария на Книгу Екклесиаста и почитался как святой на Востоке, а другой жил в кон. VI в. и предстал перед папским судом в Риме. Во время пребывания в Риме 2-й Г. мог жить в мон-ре св. Саввы, где Леонтий век спустя собрал воспоминания, сохранившиеся об этом событии. Возможно также, Леонтий не обладал никакими сведениями, помимо содержащихся в корреспонденции папы Григория I, и остальные подробности Жития не являются достоверными. Целью агиографа в этом случае было изменить репутацию своего мон-ря, скомпрометированного пребыванием там низложенного папой епископа.

Обращение к Деяниям VI Вселенского Собора не проясняет ситуации с хронологией Жития: подписи Г. в них не содержится. Совпадение имен Макария, патриарха Иерусалимского (по версии Жития), и Макария, патриарха Антиохийского, участвовавшего в первых заседаниях Собора (Mansi. T. 11. Col. 209), может быть случайным. Еще одним свидетельством против гипотезы об участии Г. в Соборе 680 г. служит подпись некоего Георгия, еп. Акрагантского, сохранившаяся в Деяниях (Ibid. Col. 305), однако Житие сообщает только о 2 епископах Акраганта, занимавших кафедру в этот период, о Потамии, крестившем Г., и Феодоре, после смерти к-рого епископом был поставлен Г., и не упоминает между их предстояниями епископа по имени Георгий. Впрочем, схожесть этих 2 имен не исключает и ошибки в подписи.

Обилие расхождений в хронологии Жития свидетельствует о его зап. происхождении и о том, что оно было создано значительно позже описываемых событий, в тот период, когда в Италии сведения о визант. истории VI и VII вв. уже не были актуальны и о них остались лишь смутные воспоминания.

В вост. Церквах Г. почитается как святой с IX в., день памяти - 23 или 24 нояб., в зап.- отмечен с XVI в., когда его память под 23 нояб. была помещена в Римский Мартиролог. Сохранился арм. перевод Жития (Le Synaxaire Arménien de Ter Israël / Ed. G. Bayan // PO. 1922. Т. 16. P. 85-106).

В древнеслав. кормчей XIV титулов Г., еп. Акрагантский, назван автором «Собрания 93 глав», представляющего собой дополненное «Собрание 87 глав» Иоанна III Схоластика. Сборник создан на основе новелл имп. Юстиниана I, касающихся церковных вопросов (Бенешевич В. Н. Древнеслав. кормчая XIV титулов, без толкований. СПб., 1906. Т. 1. С. 739-837).
Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова
Cлавяно-русские переводы Жития
Краткое Житие Г. переведено на слав. язык в составе Пролога Константина Мокисийского (под 24 нояб.) не позднее нач. XII в., древнейший рус. список - в составе рукописи РНБ. Соф. № 1324, кон. XII - нач. XIII в. (текст издан, напр.: Павлова P., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 година. Велико Търново, 1999. С. 88-89). В 1-й пол. XIV в. краткое Житие Г. со стихом ему переводилось у юж. славян как минимум дважды: в составе стишного Пролога и как синаксарное чтение при служебных Минеях по Иерусалимскому уставу (на Руси списки - с 1-й трети XV в., древнейший - в составе стишного Пролога на нояб.-февр. (РГБ. Троиц. Ф. 304/I. № 720), переписанного ок. 1429 для Троице-Сергиевой лавры; текст издан в составе ВМЧ).


Свт. Григорий, еп. Акрагантский Мозаика кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г.

Пространное Житие Г. было переведено не позднее XII в., на что указывает его наличие в волоколамском списке Минеи четьей на нояб. посл. четв. XV в. (РГБ. Волок. № 592) и в серб. минейном Торжественнике посл. четв. XIV в. (Загреб. Архив ХАЗУ. III с 24; ср.: Иванова К. С. 354-355); этот же перевод представлен в Великих Минеях Четьих (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 508; издан: ВМЧ. Нояб., дни 23-25. С. 3123-3224). Об известности пространного Жития Г. на Руси в домонг. время свидетельствует и Новгородская I летопись старшего извода, в к-рой под 1211 г. с Г. сравнивается архиеп. Митрофан, изгнанный новгородцами и князем в Торжок (Новгородская первая летопись, старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 52). Вторично пространное житие Г. переводилось на славянский (или существенно редактировалось) у юж. славян во 2-й пол. XIV в. в составе «Студийской коллекции», один из старших болг. списков (Румыния. Б-ка мон-ря Драгомирна. № 706) датируется кон. XIV в. (Hannick Ch. S. 146). Эта редакция перевода попала на Русь через Афон в 1431-1432 гг. В Ильинской келлии («кущи») Великой Лавры инок Афанасий Русин переписал и в 1436/37 г. принес список (РГБ. Егор. № 543) в тверской Саввин мон-рь (Вздорнов Г. И. С. 180, 198. Прил. № 17; Древности мон-рей Афона в России. С. 198. № 3. 26). Позднее эта редакция перевода распространялась в рус. книжности в отличие от древнейшей преимущественно в составе сборников. На «правила Григория» ссылается (слова 11, 13) в «Просветителе» прп. Иосиф Волоцкий (Просветитель. М., 1993. С. 296, 323).

Вассиан (Патрикеев) в процессе работы над Кормчей предпринял специальное исследование различных источников о Г., в результате к-рого пришел к выводу, что Г. участвовал в VI Вселенском Соборе (Каталог славяно-русских книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2005. Вып. 1. С. 287).

Служба Г. впервые переведена не позднее 2-й пол. XI в., содержится под 24 нояб. уже в новгородских комплектах служебных Миней 90-х гг. XI в. (РГАДА. Тип. 381. № 91, 1097 г.) и 1-й пол. XII в. (ГИМ. Син. № 161); текст издан И. В. Ягичем. Во 2-й раз служба Г. переведена в 1-й пол. XIV в. в Болгарии или на Афоне и содержится под 23 нояб. в составе служебных Миней по Иерусалимскому уставу; рус. списки известны с 1-й пол. XV в.

Посвящения Г. храмов на Руси и в правосл. слав. странах неизвестны.
А. А. Турилов

Гимнография

Согласно Типикону Великой ц. X-XI вв., память Г. приходится на 24 нояб. вместе с памятями нек-рых др. святых; богослужебное последование не приводится (Mateos. Typicon. T. 1. P. 112). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. указывает память Г. 23 нояб., относительно службы этого дня говорится, что на утрене читается житие святого (ГИМ. Син. 330, л. 99). В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 61) память Г. отмечена под 24 нояб. (23 нояб.- память свт. Амфилохия Иконийского), без богослужебного последования. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 324-325), память Г. также празднуется 24 нояб. и приводится полное последование службы; память Г. соединена с памятью вмц. Екатерины (имеющей нек-рое преимущество) по типу вседневной службы с «Бог Господь». В Иерусалимском уставе память Г. окончательно фиксируется под 23 нояб. (см., напр., принятый ныне в РПЦ Типикон: [Т. 1.] С. 280); последование Г. соединяется с последованием свт. Амфилохия Иконийского по типу службы 2 малых святых без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова).


Последование Г. по совр. печатным Минеям включает общий тропарь святителям, кондак (греч. Минея указывает кондак 3-го гласа ῞Ωσπερ μέγας ἥλιος̇ (   ), слав. Минея - кондак 4-го гласа     (в Минее (МП) приводится и др. кондак, 8-го гласа:    )); канон Иосифа (указан уже в Евергетидском Типиконе), 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Τὸν θαυματουργὸν Γρηγόριον θαυμάσω (   ), ирмос: Τῷ συντρίψαντι πολέμους ἐν βραχίονι αὐτοῦ̇ (    ), нач. 1-го тропаря: Ταῖς τοῦ Πνεύματος ἀκτῖσι (   ); цикл из 3 стихир-подобнов, седален и светилен.


По рукописям известен также канон Г., составленный Георгием, 4-го гласа, имеющий 2-ю песнь, с акростихом Τῶν θαυμάτων, πάτερ, σὲ θησαυρὸν σέβω (Тебя, отче, сокровище чудес, почитаю) и именем автора в богородичнах, ирмос: Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος̇ (   ), нач. 1-го тропаря: Τῇ αἴγλη τῶν ἐντολῶν σου, Κύριε (Сиянием заповедей Твоих, Господи) (Ταμεῖον. Σ. 102).

диак. Михаил Желтов

Иконография


Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) об облике Г. сказано: «Старец с короткою бородою» (Ч. 3. § 8. № 20). Более подробное описание с нек-рыми отличиями дают рус. иконописные подлинники XVIII в.: «Власы с ушей мало прошли, брада подоле Богословли, риза кресты лазоревы, испод набело вохра, Евангелие держит обема рукама и амфор» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 51), имел «браду Афанасиеву» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 343). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) В. Д. Фартусова говорится, что «старец римского типа, очень кроток, умен, лицом красив, но очень худощав от поста, сед, волосы немного ниже ушей, борода большая, продолговатая; в фелони и омофоре» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 83).

Начиная с X в. образ святого встречается в храмовой декорации в пространстве вимы мн. церквей: в Новой Токалы-килисе в Каппадокии (кон. X в.); Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) - рядом с Г., в алтарной нише, под образом Богоматери «Оранты», представлены изображения еще 3 святителей Григориев - Богослова, Чудотворца, Нисского; Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Дафни (ок. 1100) - в диаконнике вместе со святителями Григорием Чудотворцем и Николаем Мирликийским; прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия (1296); св. Иоанна на Патмосе (XIII в.) и св. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319) - вместе с Григорием Великим; вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в медальоне на юго-вост. пилоне в виме, рядом с 3 др. святителями Григориями - Чудотворцем, Нисским и неизвестным (атрибуция И. Я. Качаловой).

Изображение святителя (как правило, ростовое) устойчиво присутствует в лицевых рукописях минологиев, начиная с самых ранних сохранившихся средневизант. периода: 2 минологиев из Ватиканской б-ки (Vat. gr. 1613. Fol. 203, 976-1025 гг., и Vat. gr. 1156. Fol. 268v, XI в.); из Национальной б-ки в Париже (Paris. gr. 580, 1499. Fol. 3r, 1055-1056 гг.) - листовая миниатюра с образами святых на 2-ю пол. нояб.; из собрания мон-ря св. Афанасия в Генуе (Genua. S. Athan. Fol. 44r, XI в.); из Королевской б-ки в Копенгагене (Gl. Kongl. saml. 167. Fol. 41r, XI-XII вв.); из мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. N 5, XII в. Fol. 67v), а также и на гексаптихе (икона-минея на сент., окт. и нояб., кон. XI в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Из минейных циклов в настенной росписи храмов известны: 2 поздневизант. времени в церквах вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (1317) и вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (ок. 1376; предположительная атрибуция, изображен погрудно) и XVIII в. в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718). Ту же закономерность можно отметить в рус. минейных иконах начиная с XVI в., напр. в Минее на нояб. из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГТГ), в Минее годовой (нач. XIX в. УКМ).

Э. В. Ш. 

Наверх