День памяти великомученицы Варвары и мученицы Иулиании Илиопольских

День памяти великомученицы Варвары и мученицы Иулиании Илиопольских

ВАРВАРА
[греч. Βαρβάρα] († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.).

Житие 

Род. в семье знатного и богатого язычника топарха Диоскора. Желая скрыть единственную дочь от взглядов мужчин, он велел построить в своем имении высокую башню, где и поселил отроковицу. Когда Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, целомудренная девушка, угрожая лишить себя жизни, отказалась от брака. Отец, решив повременить с ее замужеством, уехал из дома по неотложным делам, а В. предоставил свободу, надеясь, что, познакомившись с замужними или обрученными женщинами, она изменит свое отношение к браку. Перед отъездом Диоскор начал постройку роскошной бани. Осматривая ее, В. приказала сделать с юж. стороны 3 окна, пообещав рабочим, что сама ответит за нарушение распоряжения Диоскора. В купальне, при к-рой велась постройка бани, она рукой начертила на мраморных плитах крест (этот рисунок вместе с отпечатком стопы В., был четко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа ноги после кончины В. истекала целебная вода). Вернувшись домой, Диоскор потребовал от дочери объяснений, почему здание бани построено не так, как он задумал. В. ответила, что 3 окна, через к-рые льется свет, символизируют Св. Троицу. Ответ привел язычника в ярость, и он бросился на дочь с мечом. Девушка попыталась убежать, но на ее пути оказалась неприступная скала. В. призвала на помощь Бога, гора расступилась, открыв девушке путь на вершину, и сомкнулась перед ее отцом. Место, где скрылась В., Диоскору показал один из пастухов; тотчас его овцы превратились в жуков (саранчу). Отец жестоко избил В. и, заперев в темной хижине, послал гонца к игемону Маркиану (Мартиану, Мартиниану) с требованием подвергнуть его дочь пыткам и казни за исповедание Христа. Затем вместе с комментарисием Геронтием Диоскор привез дочь в сел. Геласий (Гелассон), около Гелиополя «у острова», и передал В. на суд правителя. Маркиан, увидев девушку необычайной красоты, стал уговаривать ее принести жертву богам, но святая отказалась поклоняться идолам. Тогда разгневанный правитель велел выставить ее обнаженной перед толпой, затем скрести тело сырыми бычьими кожами и растирать власяницей раны до тех пор, пока оно не станет кровоточить. Однако В. выдержала первую пытку, и Маркиан велел бросить ее в тюрьму. Ночью святой явился Господь и, ободрив, исцелил ее от ран. Утром правитель приказал привести ее на суд. Увидев, что раны на теле мученицы исчезли, он попытался внушить ей, что ее исцелили языческие боги, но В. мужественно отвечала, что ее исцелил Христос. Тогда разгневанный правитель приказал подвесить мученицу, строгать ее бока железными когтями, прижигать горящими свечами тело и бить святую по голове молотом. Благочестивая женщина по имени Иулиания, ставшая свидетельницей чудесного исцеления и новых истязаний В., в присутствии правителя заплакала, сострадая мученице. Узнав, что Иулиания христианка, Маркиан приказал взять и ее под стражу и подвергнуть тем же мучениям, что испытала В. Когда мученицы мужественно выдержали пытки, игемон велел отрезать им груди. Затем Маркиан приказал заключить Иулианию в тюрьму, а Варвару выставить у всех на виду обнаженной и безжалостно бить, но Господь послал ангела, чтобы прикрыть ее наготу. Убедившись в тщетности уговоров и истязаний, правитель приговорил В. и Иулианию, к-рую также водили по городу обнаженной, к усечению мечом. Диоскор вместе с воинами последовал на гору к месту казни и сам вызвался быть палачом своей дочери. После молитвы В., преклонив голову, приняла смерть от отцовской руки. Иулианию казнил один из воинов. Вскоре Диоскор погиб от удара молнии, а Маркиан от пущенной в него стрелы; по др. версии, оба были убиты молнией.


Вмц. Варвара. Икона. 2-я пол. XIV в. (ГТГ) 

Сведения о времени и месте мученичества В. имеют значительные расхождения. Нек-рые источники утверждают, что В. пострадала в 237 г. при имп. Максимине (235-238); возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (305-313) или имп. Галерий Максимиан (293-305, † 311), соправитель имп. Диоклетиана. Однако, на основании свидетельства большинства текстов наиболее вероятна дата 306 г. Во многих греч. текстах, в т. ч. и у Симеона Метафраста, а также в лат. житии (изданном Б. Момбрицием) местом кончины В. назван Гелиополь (город с этим названием известен в М. Азии, Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину, упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Ц. Бароний (XVI в.)), в Мартирологах Узуарда и Адона, архиеп. Вьеннского (IX в.), и др. указана Тоскана, в поздних приписках к Мартирологам блж. Иеронима и Беды Достопочтенного (VIII в.) - Рим или Антиохия.

Неясными остаются обстоятельства обращения В. в христианство. В поздних редакциях ее жития говорится, что в отсутствие отца В. познакомилась с некими христианками и приняла Крещение от пришедшего в Гелиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражение в древнейших Житиях В., ее учителем был Ориген.


Вмц. Варвара. Роспись ц. Панагии Мутулла на Кипре. 1280 г. 

В. не упомянута в одном из древнейших источников - Мартирологе блж. Иеронима (IV в.). Наиболее ранние редакции текстов Жития В. восходят к VII в. Известны акты В., приписываемые прп. Иоанну Дамаскину (VIII в.), и похвальное слово того же автора (BHG, N 217; PG. 96. Col. 782-814), анонимные жития (BHG, N 213, 214, 214 c-e, 215, 216 b-c). Сохранилось житие В., написанное Иоанном, архиеп. Сардским (IX в.) (BNG, N 215i). Ее житие включено в собрание Симеона Метафраста (BHG, N 216) (PG. 116. Col. 301-316) и др. минологии начиная с IX в. Сохранилось арм. житие В. (BHO, N 132) и 2 сир. жития (BHO, N 133, 134). В. посвящены похвальные слова Арсения, архиеп. Керкирского (BHG, N 218), Георгия Грамматика (BHG, N 218a-218b), Феодора Патрикия (или Петра, еп. Аргосского) (BHG, N 218d), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора) (BHG, N 218е), Феодора Продрома (BHG, N 218p) и др.

На Руси получило распространение житие В. (BHG, N 215) (Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. // ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 204), к-рое дошло в списках XIV в. (ГИМ. Чуд. № 20. Л. 50 об.), но было известно уже в XI в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (ок. 1072) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью В. от руки отца (Успенский сборник XII- XIII вв. М., 1971. Л. 11). Это житие вошло в состав ВМЧ (Декабрь, дни 1-5. Стб. 101-104). Студий-ско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение жития («мучения») В. (ГИМ. Син. № 330. XII в. Л. 101 об.). Судя по др. сохранившимся редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 64) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 331) - имелось в виду житие, написанное Симеоном Метафрастом. В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова Георгия Грамматика (BHG, N 218a), упоминание к-рого отсутствует в рус. списках. 

А. В. Бугаевский 

Мощи и почитание 

Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки В. и Иулиании и похоронил их в сел. Геласий, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (М. Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Мон-рь, посвященный В., находился в Эдессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть ее мощей. В К-поле, в квартале Василиска, Вириной, вдовой визант. имп. Льва Великого, была построена ц. во имя В. В VI в. при визант. имп. Юстине (по др. версии, еще в IV в.) мощи В. были перенесены в К-поль и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю К-польской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти (SynCP. Col. 278). Этот храм упоминается в лат. описании К-поля XII в. («Аноним Меркати») и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди В., из к-рой сочились кровь и молоко (Описание святынь К-поля. С. 453; Книга Паломник. С. 30).


Святые Параскева, Варвара и Иулиания. Икона из ц. вмц. Варвары в Пскове. Кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ)

В К-поле известны еще неск. храмов в честь великомученицы, один из них был расположен в юж. части главной к-польской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина, около «Хлебосырного дома». Др. храм находился в Манганах, ок. ворот св. Варвары. Кроме того, имп. Лев VI Мудрый построил во имя этой святой церковь или часовню в сев.-зап. части Большого дворца (Прод. Феоф. С. 139).
Из «Хроникона» Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей В. была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей визант. имп. Василия II Болгаробойцы и сестрой имп. Романа III Аргира. Раньше этот брак и, следов., перенесение мощей относили к различным датам в пределах кон. X - нач. XI в.; в наст. время это событие датируют 1005-1006 гг. (Vannier J.-F. Familles Byzantines: Les Argyroi (IXe-XIIe siècles). P., 1975). Согласно зап. традиции, мощи, представляющие нетленное тело В. без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на о. Торчелло близ Венеции. Они описаны в «Хожении на Флорентийский Собор» анонимного суздальского книжника 1437-1440 гг. (Книга хожений. С. 148). Др. часть мощей, принесенная из К-поля в Венецию в 1258 г. неким Рафаэлем, хранилась в ц. Санта-Мария дель Кроче. (Riant. P. 9). Оставшуюся в К-поле главу В. видел в ее церкви в 1348-1349 гг. Стефан Новгородец (Там же. С. 98). 1 июня 2003 г. частица мощей В., хранящихся в Венеции, была передана в дар Элладской Православной Церкви. Она перевезена в Афины, где будет храниться в специально построенном храме, посвященном великомученице.


Вмц. Варвара. Роспись ц. арх. Михаила в Педуласе. Кипр. 1474 г. 

Согласно рус. традиции, мощи святой были привезены из К-поля в Киев Варварой Комниной, дочерью визант. имп. Алексея I, вышедшей ок. 1103 г. замуж за кн. Святополка II. Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом мон-ре (построенном в 1108). Во время монголо-татар. нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впосл. об этом забыли. Они были обретены спустя неск. столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести, написанной в 1670 г. Феодосием Сафоновичем, игум. Михайловского Златоверхого мон-ря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью имп. Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, к-рые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII в. в связи с прославлением мощей В. (Kazhdan. P. 419). Посетивший Киев в 1656 г. Антиохийский Патриарх Макарий слышал др. предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с кн. Владимиром Святославичем, Крестителем Руси (Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Украину в середине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Киев, 1997. С. 96-98). Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей В. в Киев состоялось уже после монголо-татар. нашествия и в период ослабления Византийской империи (Жиленко. С. 115).
В 1644 г. при Киевском митр. св. Петре (Могиле) к мощам совершил паломничество канцлер Польского Королевства Георгий Осолинский. Он получил в дар часть перста правой руки В. Когда в 1651 г. Киев был захвачен литов. гетманом Янушем Радзивиллом, им были взяты частицы мощей от грудей и от ребра святой. Первая частица находилась сначала у его жены Марии, дочери молдав. господаря Василия Лупу, затем хранилась в г. Каневе, а впосл. была перенесена в мон-рь свт. Николая в Батурине. Вторая частица была передана Виленскому католич. еп. Георгию Тышкевичу. Эта святыня хранилась в епископской резиденции, но после пожара уцелел лишь ковчег с мощами.


Рака со св. мощами вмц. Варвары во Владимирском соборе Киева. Фотография. Кон. XX в. 

В Михайловском Златоверхом мон-ре первоначально мощи В. покоились в кипарисовом гробу, затем в позолоченной раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы, и, наконец, в драгоценной гробнице замечательной чеканной работы, созданной в 1847 г. петербургским мастером Андреевым на средства гр. А. А. Орловой-Чесменской. Молитвами святой мон-рь миновали эпидемии чумы и холеры, свирепствовавшие в Киеве в 1710, 1770, 1830, 1853 и 1855 гг. В 30-х гг. ХХ в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывают мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников. В наст. время они хранятся в киевском Владимирском соборе.
Левая рука В., привезенная в XVII в. на Зап. Украину греком Александром Музелем, происходившим из имп. рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви ап. Иоанна Богослова г. Луцка, а затем были перенесены митр. Гедеоном (Святополк-Четвертинским) в храм Св. Софии Киевской. В 30-х гг. ХХ в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, пров. Альберта).


Ковчег-мощевик вмц. Варвары в ц. Иоанна Воина на Якиманке. Москва. Фотография. 2003 г. 

Антоний Новгородец, ставший после возвращения из К-поля архиеп. Новгородским, в 1218 г. заложил на месте деревянной (существовавшей еще в 1138) церкви новый каменный храм во имя В. (ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 25, 57). Предполагают, что Антоний привез с собой частицу мощей этой святой (Царевская. С. 69). Из описей Новгородского собора Св. Софии известно, что в этом храме хранились частицы мощей В. и часть ее гроба (Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39, 48).
О руке В. в мон-ре Св. Креста (Иерусалим) упоминается в Хожении гостя Василия 1465-1466 гг. (Книга хожений. С. 174). Частица ее мощей также была в Хальберштадте (Riant. P. 21). В наст. время часть честной главы В. находится в ц. Агия-Епискепсис в Трикале (Фессалия), часть руки - в мон-ре Симонопетра (Афон), др. частицы хранятся в разных мон-рях Греции и Кипра.
В Москве в ц. Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста В. с перстнем, перенесенная из ц. вмц. Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском пер. (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей В., подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875-1882).
За молитвенной помощью к В. обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. Она считается покровительницей шахтеров и артиллеристов. В 1995 г. В. стала небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ, а в 1999 г. ее икона, находящаяся в наст. время в Самарском епархиальном музее, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II побывала на борту орбитальной станции «Мир».

А. В. Бугаевский, П. И. Жаворонков, И. В. Жиленко 

Гимнография 

Память В. содержится в Типиконе Великой ц. IX-X вв., где указана служба на литургии (Mateos. Typicon. T. 1. P. 122). По всем редакциям Студийского устава полагается служба с «Бог Господь», что говорит о торжественности памяти В. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (ГИМ. Син. № 330. Л. 101 об.- 102), последование В. соединяется с последованием прп. Иоанна Дамаскина. По др. редакциям Студийского устава: Евергетидскому Типикону кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 330-331), Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 64-65) - поется только служба великомученицы. В слав. Минеях XII-XIII вв. (РГАДА. Тип. № 96 и 97) последования В. и прп. Иоанна Дамаскина соединены, на утрене указывается пение «Бог Господь».

Иерусалимские Типиконы и Минеи, начиная с древнейших (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 34) и вплоть до печатных греч. и слав., приводят последования В. и Иоанна Дамаскина в соединении. Служба практически не отличается от положенной в Типиконе, использующейся ныне в РПЦ (Типикон. [Т. 1.] С. 302-303) и, как правило, обычно обозначается как шестеричная (см. ст. Знаки праздников месяцеслова). В Типиконе, используемом в греч. Церквах, есть глава, описывающая соединение последований 2 святых этого дня с воскресной службой (Βιολάκης. Τυπικὸν. Σ. 107-108).


Вмч. Варвара. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек 

Корпус песнопений, известный уже по богослужебным книгам периода действия Студийского устава, включает в себя: тропарь 8-го гласа «   » (в студийских памятниках указывается общий тропарь «   »; в греч. Минее есть оба тропаря, причем 1-й обозначен 4-м, а не 8-м гласом); кондак 4-го гласа на подобен «Вознесыйся на крест»: «       ». Канон 2-го гласа, ирмос: «᾿Εν βυθῷ κατέστροσε ποτέ, τὴν Θαραωνίτιδα, πανστρατιὰν ἡ ὑπέροπλος δύναμις» (        ), нач.: «̀ρδβλθυοτεΩ Τριὰς ὑπέρθεε σεπτή, ἡ τῶν ὑπὲρ ἔννοιαν, τὴν δωρεὰν σοῖς οἰκέταις βραβεύουσα» (           ) (этот канон в Евергетидском Типиконе атрибутируется Стефану, в совр. греч. Минее - Стефану Савваиту). Канон не совсем обычным образом соединен с каноном прп. Иоанна Дамаскина: он имеет те же ирмосы, что и канон В., причем в ее каноне не приводятся богородичны, они есть только в каноне прп. Иоанна Дамаскина. Т. о., святые прославляются в одном общем каноне. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. отмечено: «Въ томь бо каноне и святаго стиси суть». Последование В. содержит 6 самогласнов и 3 подобна. В совр. греч. Минее корпус седальнов и светильнов иной, нежели в рус. По желанию настоятеля может петься великое славословие.


Вмц. Варвара. Икона. Кон. XV в. Круг мастера Дионисия (СПИГИАХМЗ) 

В Минее (МП) вместо общепринятого шестеричного последования В. приведено бденное, соединенное с будничным последованием прп. Иоанна Дамаскина. 1-я и 2-я литийные стихиры посвящены перенесению мощей В. в Киев (1108). Мн. песнопения этой службы могут иметь слав. происхождение. В качестве 2-го тропаря В. указан тропарь 4-го гласа: «         ». На утрене поются каноны В.: общепринятый и 8-го гласа (ирмос: «    », нач.: «    »), помещенный между 1-м каноном В. и каноном прп. Иоанну Дамаскину, что нарушает связь канонов В. Особенность 2-го канона В. состоит в том, что все тропари начинаются с тех же слов, что и ирмосы. Седальны после кафизм фактически являются стихирами, т. к. должны петься, согласно надписанию, на стихирный подобен.

По рукописям известны также каноны В. 2-го гласа, с акростихом «Νέμοις νοσοῦσιν ἄκος, ἁγνὴ Βαρβάρα» (Да преподашь болящим лекарство, чистая Варвара), ирмос: «̀ρδβλθυοτεΑτριπτον ἀσυνήθη» (  ), нач.: «Νύμφης ἀγλαηφόρου Χριστοῦ καὶ παναμώμου Βαρβάρας» (Невесты светоносной Христовой и пренепорочной Варвары память) и 4-го гласа, с акростихом «῾Η Βαρβάρα καθεῖλεν ῾Ελλήνων πλάνην» (Варвара низложила эллинское прельщение) и именем «Георгий» в богородичнах, ирмос: «Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος» (   ), нач.: «῾Η χάρις τοῦ παναγίου Πνεύματος» (Благодать Пресвятого Духа) (AHG. T. 4. C. 24; Ταμεῖον. Σ. 113).

Служба на литургии: прокимен 4-го гласа (Пс 67. 36a), апостольское чтение Гал 3. 23-29, аллилуиарий 1-го гласа, Евангелие Мк 5. 24-34a и причастен Пс 32. 1. В целом та же служба указывается в Типиконе Великой ц., в студийских и иерусалимских Типиконах. Чтения могут указываться разные, напр.: в ркп. Типикона Великой ц. Patm. gr. 266, IX-X вв.- Рим 8. 14-21, Мф 25. 1-13 (притча о 10 девах); в ркп. Hieros. S. Crucis. 40, X в.- те же, что и ныне; в Мессинском Типиконе апостольское чтение - что и ныне, Евангелие - Мф 25. 1-13. В том же Типиконе приведен оригинальный причастен - Пс 44. 15b.

А. А. Лукашевич 

Иконография 

В. принадлежит к числу особо почитаемых святых жен, изображения к-рых были распространены в визант. искусстве. Один из первых сохранившихся ее образов представлен на фреске в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под к-рым виден плат. В визант. искусстве иконография В. сложилась к X в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке, как на обороте двухсторонней иконы 2-й пол. XIV в. с изображением Богоматери Одигитрии на лицевой стороне (нач. XV в. Византийский музей, Фессалоника). Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской ц. свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. «Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых» (мон-рь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., «Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых» (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон В. может быть представлена, как и др. святые жены, в мафории (на серебряном кратире, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы «Богоматерь Знамение» (?), 1-я пол. XIII в. (Дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон нач. XIX в. (ЦМиАР)) или с золотой повязкой на голове, как на иконе с поясным изображением В. (кон. XV в., круг Дионисия, некогда храмовая икона мон-ря во имя В. в Волоколамске, ныне СПГИАХМЗ).


Вмц. Варвара. Правая створка Пельского алтаря. Ок. 1400 г. (Баварский нац. музей. Мюнхен) 

Изображения: в каппадокийских храмах - в ц. Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.; в Чанлы-килисе в Акхисаре, XI в.; в ц. Варвары в Соганлы, 2-я пол. XI в.; а также - в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе св. Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в ц. св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в ц. вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в ц. вмц. Варвары в Киприотианике на о-ве Китира, кон. XIII в.; в ц. св. Апостолов (Спаса), в Печской Патриархии (Сербия, Косово и Метохия), сер. XIII в.; в ц. Панагии в Пурко на о-ве Китира, кон. XIII в.; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки), кон. XIII - нач. XIV в.; в ц. св. Димитрия в Пурко на о-ве Китира, нач. XIV в.; на юго-зап. столпе в ц. Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на сев. стене ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.; на миниатюрах Минология (Охоn. Bodleian. F. 1. Fol. 19v, 1327-1340 гг.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 58, 89 об.).


Вмц. Варвара. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. Л.58) 

Сцена мучения: в миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 224, 976-1025 гг.) и минология Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 270r, 3-я четв. XI в.); в росписи нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.

В древнерус. искусстве иконография следует сложившимся визант. образцам: ц. Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 г.; икона 2-й пол. XIV в. или нач. XV в., Тверь (?) (ГТГ); в Троицком приделе ц. Спаса на Ильине, Феофан Грек, 1378 г.

В западнохрист. искусстве В. изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без нее. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскура, иногда пушка (напр., «Мадонна с Варварой и Лаврентием», худож. Дж. Морини. Пинакотека Брера. Милан). Были распространены сцены ее мучений.

Изображения: миниатюра в Passionale (Stuttgart. Fol. 57, 114b, ок. 1200); «Полиптих», худож. С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); «Страсти Варвары», 1-я. пол. XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); «Дева Мария в платье с колосьями», на обороте «Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара», австр. мастер, ок. 1440-1450 г. (ГМИИ); «Святая Варвара», вестфальский мастер, ок. 1470-1480 г. (ГМИИ); «Варвара с башней, кубком, пером», гравюра, ок. 1470-1480 г. (Гравюрный кабинет. Берлин); «Варвара с Иоанном и Матфеем», худож. К. Россели (Галерея Академии. Венеция); «Бегство Варвары», худож. П. Рубенс, ок. 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и мн. др. 

Н. В. Герасименко


Наверх