День памяти Святителя Иоасафа, епископа Белгородского
ИОАСАФ
Свт. Иоасаф Белгородский. Икона. Нач. 10-х гг. XX в. (Почаевская Успенская лавра)
(Горленко Иоаким Андреевич; 8.09.1705, близ г. Прилуки - 10.12.1754, слобода Грайворон Хотмыжского у. Белгородской губ.), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский. Из укр. казачьей семьи. Прадед И. Лазарь Горленко дослужился до должности полковника Прилуцкого полка, в 1665 г. был пожалован дворянством, в 1687 г., во время Крымского похода кн. В. В. Голицына, убит взбунтовавшимися казаками. Останки Л. Горленко перенесли в Густынский во имя Святой Троицы монастырь, где устроена родовая усыпальница. Д. Л. Горленко, дед И., также занимал должность полковника Прилуцкого полка, был близок к гетману И. С. Мазепе, после разгрома шведов под Полтавой в 1709 г. бежал из России вместе с сыном А. Д. Горленко. Впосл. они вернулись и были прощены царем Петром I, хотя долго находились под подозрением. Сыновья Д. Л. Горленко получили образование в школе киевского Братского в честь Богоявления монастыря.
Святитель род. в день Рождества Пресв. Богородицы. По преданию, явившийся отцу ангел покрыл мальчика архиерейской мантией, возвестив о святительском служении сына. В 1713 г. Иоаким был направлен в Киево-Могилянскую академию. Уже в 1716 г. юноша, по его словам, «возлюбил монашество», собирался принять постриг, однако долго не решался открыть свое желание родителям. В эти годы покровителем и духовником Иоакима был его дядя, насельник Киево-Печерской лавры инок Пахомий. В 1723 г. Иоаким приехал домой попросить у родителей благословение на постриг, но получил отказ. Тогда он поехал в Киев под предлогом завершения обучения и поступил в находившийся в окрестностях города Межигорский в честь Преображения Господня монастырь, а в Киеве оставил слугу для доставки ему писем из дома и отправки ответов родителям. Вел строгий монашеский образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 окт. 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских Межигорского монастыря иеросхим. Феодором был пострижен в рясофор с именем Иларион. Родители примирились со случившимся и благословили сына на дальнейшее служение. В 1727 г. рясофорный монах был переведен в киевский Братский монастырь, где 21 нояб. настоятелем игум. Иларионом (Левицким) пострижен в мантию с именем Иоасаф в честь прп. Иоасафа, царевича Индийского. 6 янв. 1728 г. Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) И. был рукоположен во диакона.
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Слово в неделю 25-ю по сошествии Св. Духа. М., 1743 г. Титульный лист (РГБ)
С 1729 г. служил преподавателем словесности низшего отд-ния Киево-Могилянской академии, с 1731 г.- среднего отд-ния. В 1732 г. от имени академии И. приветствовал нового Киевского архиеп. Рафаила (Заборовского) поэмой собственного сочинения «Брань честных седьми добродетелей с седьми грехами смертными...». Поэма написана образным языком, в котором чувствуется влияние народной украинской речи. С 13 сент. 1734 г. принимал экзамены у буд. молодых священников перед посвящением их в сан. 8 нояб. того же года в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила монастыре архиеп. Рафаилом И. был рукоположен во иерея и 23 нояб. переведен в киевский кафедральный Софийский собор. Вскоре определен членом Киевской духовной консистории. В 1735-1737 гг. по поручению Киевского архиеп. Рафаила И. периодически совершал поездки по Малороссии, собирая пожертвования на академию.
24 июня 1737 г. И. был возведен в сан игумена и по настоянию архиеп. Рафаила вопреки собственному желанию назначен настоятелем Мгарского в честь Преображения Господня монастыря. 7 июля того же года прибыл на новое место служения. 10 сент. 1742 г. отправился в Москву и С.-Петербург для сбора средств на благоустройство обители, сильно пострадавшей при пожаре 1736 г. и не имевшей даже ограды. И. привлек своих родственников, а через них и др. состоятельных людей к оказанию материальной помощи мон-рю. Вскоре был выстроен большой каменный братский корпус. 28 нояб. 1742 г. в Москве в присутствии имп. Елизаветы Петровны И. произнес проповедь о любви к Богу и ближнему. В С.-Петербурге через знакомых представил свою сборную книгу императрице, и она распорядилась выдать 2 тыс. р. на восстановление монастырского храма. 16 авг. 1744 г. И. вернулся в обитель. Проявил себя как строгий постник, неутомимый молитвенник и деятельный восстановитель монастыря, при том что страдал от хронического заболевания (предположительно от туберкулеза). Судя по автобиографии И. («Путешествие в свете сем грешника Иоасафа, игум. Мгарского»), серьезные обострения болезни относились к периодам с 16 авг. 1737 по янв. 1738 г., с 27 сент. 1740 по февр. 1741 г., с 4 апр. по кон. мая 1746 г. В автобиографии И. также записал вещие сны, в к-рых ему являлся почитаемый им свт. Афанасий III Пателларий, погребенный в Мгарском мон-ре. В сент. 1742 г. явившийся в тонком сне Киевский архиеп. Рафаил возвестил И.: «Будешь архимандритом». 10 янв. 1744 г. монастырская братия подала прошение митр. Рафаилу об учреждении в обители архимандрии и о возведении И. в сан архимандрита. Прошение подписали наместник обители иером. Наркисс, 3 иеросхимонаха, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 3 монаха. 14 сент. того же года по указу имп. Елизаветы Петровны в Киеве митр. Рафаил возвел И. в сан архимандрита.
Параман свт. Иоасафа, еп. Белгородского
В нояб. 1744 г. И. был вызван в Москву, прибыл туда в дек. того же года. При расставании, Киевский митр. Рафаил подарил подвижнику на память янтарные четки. 29 янв. 1745 г. был подписан указ о назначении И. наместником Троице-Сергиевой лавры. В короткий срок он восстановил и перестроил здания, сгоревшие при пожаре 17 мая 1746 г. При И. было возобновлено Троицкое подворье в Москве, приведена в порядок лаврская б-ка, отлит лаврский царь-колокол. В 1747 г. он вызвал из Межигорского монастыря иером. Павла (Казановича), который расписал лаврские храмы и преобразовал лаврскую иконописную мастерскую.
Указом имп. Елизаветы Петровны от 15 марта 1748 г. И. был назначен епископом Белгородским и Обоянским. В ее присутствии 2 июня того же года в Петропавловском соборе в С.-Петербурге состоялась хиротония И., к-рую возглавил Псковский архиеп. Симон (Тодорский). 6 авг. И. прибыл на кафедру. Церковное хозяйство в обширной Белгородской епархии находилось в полуразрушенном состоянии. Для более эффективного управления епархией И. реорганизовал ее адм. органы. На местах, в протопопиях, открывали духовные правления, в составе к-рых помимо протоиерея были также проповедник (место проповедника мог занимать 2-й священник) и священник. Указ святителя от 3 авг. 1749 г. предписывал разработать для каждого духовного правления инструкцию. Одновременно И. обратился в Святейший Синод с просьбой о выделении 7 тыс. р. на благоустройство кафедрального Свято-Троицкого собора в Белгороде и архиерейского дома, т. е. на продолжение работ, начатых, но не завершенных предшественником святителя митр. Антонием (Черновским). Также И. просил Синод о содействии в пополнении соборной ризницы, находившейся в «крайней скудости и ветхости». Не дожидаясь ответа, И. направил для сбора пожертвований по городам епархии эконома белгородского Николаевского мон-ря иером. Пахомия. Собранные пожертвования и присланные Синодом казенные средства пошли на возведение и покрытие железом каменных приделов Троицкого собора, на обновление его иконостаса. Литейщику из Полтавы Андрею Дубенскому было заказано 2 колокола для соборной звонницы. И. одобрил образец для отливки на колоколах изображения Живоначальной Троицы и портрета имп. Елизаветы Петровны. На среднем ярусе большого колокола была помещена надпись: «...от Рождества Христова 1752 г. вылит сей колокол иждивением Преосвященнейшего Иоасафа Горленко епископа Белоградского и Обоянского к кафедральной Троицкой церкви...» Этот колокол находился на соборной звоннице до закрытия храма 22 авг. 1923 г. В 1750 г. в домовой архиерейской церкви был установлен новый иконостас.
Святители Митрофан Воронежский, Иоасаф Белгородский, Питирим Тамбовский. Фрагмент росписи Преображенского собора в Тамбове. Ок. 1914 г.
Бóльшую часть времени И. занимали поездки по епархии. По преданию, подтверждаемому материалами архива Курской духовной консистории, он осмотрел все церкви епархии. Старался сделать свои посещения необременительными для приходов, совершал богослужения в храмах. Предпочитал останавливаться не в домах богатых помещиков, а в жилищах священников или крестьян, часто простаивал целую ночь на молитве. Результаты инспекций были зафиксированы в записках святителя. Так, он отмечал отсутствие крестов над куполами церквей и иконостасов в храмах, ветхость антиминсов, балдахинов над престолами и жертвенниками. «Вместо дарохранительниц ящики деревянные или жестяные, весьма дурные, а иные, хотя и оловянные, но старые и дырявые»,- писал И. Во мн. храмах не было колодцев для выливания воды после совершения таинства Крещения, в алтарях отсутствовали печи и «умывальницы», не хватало церковных книг, молебных табелей и панихидных реестров. Святитель принимал меры для устранения замеченных недостатков: обветшавшие церкви закрывал на ремонт; предписал приобрести для всех храмов серебряные или оловянные церковные сосуды вместо деревянных, установить на храмах железные 4-конечные кресты (требовал не ставить 8-конечные кресты, чтобы не допускать распространения старообрядчества), прорубить окна в церквах и стеклить их для создания достаточного освещения, особенно в алтарях. И. распорядился «безобразных украшений не делать, ручников, платков на иконы и кресты святые не прицеплять... дурные раскольнические иконы и на бумагах неудачные изображения по стенам... поотобрать и раздать, кто принес» (имелись в виду неканонические изображения на литографиях, отпечатанных в Речи Посполитой). Купцов, привозивших такие иконы для продажи, И. предлагал арестовывать.
Нерадивых клириков И. подвергал прещениям, отрешал от должности. Когда святителю стало известно, что некий священник, дабы не отапливать храм зимой, устроил в своем доме большую «умывальницу», в к-рой и крестил детей, И. распорядился «наказать попа в духовном правлении плетьми, чтобы он вымыслов не чинил, а содержал бы место к тому потребное по правилам Церкви». Др. священник был извержен из сана за небрежное хранение Св. Даров - в бумаге на полке между цветочными горшками.
Сфера деятельности И. не ограничивалась церковным администрированием. Заботясь о духовном просвещении паствы, он рассылал по епархии указы с предписанием всем священникам в воскресные дни после литургии учить прихожан молитвам (заставлять их повторять текст до тех пор, пока они не запомнят слова), произносить проповеди с обличением распространенных суеверий (наговоров, заломов колоса, гаданий, чтения «заговорных волшебных тетрадей» и т. д.). Требовал искоренения языческих обычаев: не разрешал постройку качелей на Светлой седмице и в день апостолов Петра и Павла, отмечание праздника березы в Троицкую неделю, купалы и вечерницы, совершавшиеся в день Рождества св. Иоанна Предтечи. И. обличал пороки и применял меры архипастырского воздействия к нарушителям норм церковной жизни. Большое внимание уделял Харьковскому коллегиуму, регулярно присутствовал на диспутах и экзаменах, знакомился с учениками, лучших из них брал к себе в келейники. Заботился о материальном положении коллегиума. В частности, по просьбе И., отправленной ко всем протоиереям Белгородской епархии, коллегиуму были выделены подводы для подвоза строительных материалов, необходимых для перестройки его зданий. Сохранилось предание, что И. перед большими праздниками посылал келейника, чтобы тот, не привлекая внимания, оставлял перед домами бедных людей одежду и деньги; иногда и сам святитель, переодевшись, ночью отправлялся помогать бедным.
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Икона. Ок. 1912 г. (частное собрание)
В 1754 г. И. собирался в очередной раз осмотреть епархию. По преданию, накануне отъезда из Белгорода он увидел во сне церковь и в ней на куче мусора образ Божией Матери. От иконы исходило сияние и раздавался голос: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма! Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Пораженный сновидением, И. стал обращать особое внимание на иконы Божией Матери при осмотре каждой церкви. Однажды он вошел в небольшой храм, расположенный в предместье Замостье г. Изюма. В притворе И. обнаружил икону Божией Матери, используемую в качестве перегородки, за которую ссыпали уголь для кадила. По повелению И. образ был помещен в киот за левым клиросом. В течение 3 дней пребывания в Изюме архиерей ежедневно приходил молиться перед обретенной святыней. Впосл. этот образ Божией Матери стал называться Песчанским. 29 мая 1754 г. И. отслужил последнюю литургию в белгородском Свято-Троицком соборе. После службы владыка обратился к прихожанам, сказав, что больше не увидит города, просил прощения у всех и сам всех простил и благословил. Отъезжая на родину для свидания с престарелыми родителями, И. распорядился о постройке у юго-зап. стены собора каменного склепа для погребения. Общение И. с родными имело для них большое значение, племянник святителя Наркисс Квитка впосл. стал архимандритом. Побывав у родителей, И. посетил Мгарский мон-рь и отправился в Белгородскую епархию. В последних числах сентября болезнь,обострившаяся в дороге, заставила его остановиться в слободе Грайворон, где располагался архиерейский дом. К больному святителю приехали мать, брат полковник А. А. Горленко и сестра Параскева. И. болел ок. 2 месяцев, был окружен заботой родственников. Перед кончиной соборовался, исповедался и причастился.
Тело усопшего святителя привезли в Белгород. В описи б-ки, оставшейся после смерти И., значатся как духовные, так и светские сочинения («Краткое руководство к познанию простых и сложных машин», «Книга кунштовая архитектурная», «Книжка к математической и натуральной географии») (см.: ОДДС. Т. 34: 1754 г. Прил. XXVI. С. 695-696). После кончины И. среди его келейного имущества было обнаружено лишь 7 р., 3 червонных и 9 талеров. Для торжественного погребения и поминовения этих средств было недостаточно, и Синод 15 янв. 1755 г. распорядился выделить до 300 р. Назначенный Синодом для отпевания Переяславский еп. Иоанн (Козлович) из-за разлива рек смог прибыть в Белгород только в февр. того же года. 23 февр. 1755 г. состоялось погребение святителя в склепе у Троицкого собора. По инициативе брата И. полковника А. А. Горленко распоряжением Синода от 8 июля 1755 г. над склепом была освящена придельная церковь.
Через неск. лет духовенство Троицкого собора открыло вход в склеп и удостоверилось в нетленности останков подвижника. С сер. XVIII в. место упокоения И. стали посещать паломники, верующие из Белгородской епархии и др. регионов. Количество богомольцев было столь велико, что в марте 1791 г. еп. Курский Феоктист (Мочульский) был вынужден на нек-рое время ограничить доступ желающих в склеп, закрыв его на замок и опечатав вход в усыпальницу. Однако после чудесного явления епископу И. («Что ты меня гонишь?») доступ к склепу с мощами был вновь открыт. После перевода в 1833 г. архиерейской кафедры в Курск архиеп. Илиодор (Чистяков) и его преемники «совершенно закрыли мощи святителя Иоасафа, облекли их поверх одежд в глухой саван» (Курские ЕВ. 1910. № 10. С. 190).
Епитрахиль свт. Иоасафа, еп. Белгородского (Николо-Иоасафовский собор в Белгороде)
Несмотря на «охранительные» меры, свидетельства многочисленных чудес и исцелений, связанных с И., распространялись по России. Напр., в 1905 г. белгородская мещанка католич. исповедания А. И. Резок, узнавшая об И. из сонного видения, после молитвы у его мощей получила исцеление от 30-летних мучительных головных болей. Посещавшие Белгород в окт. 1817 г. имп. Александр I и в сент. 1832 г. имп. Николай I поклонялись мощам святителя. Имп. мч. Николай II, прибывший в Белгород для напутствия 5-й батареи 31-й артиллерийской бригады, отправлявшейся на фронт во время русско-япон. войны, 4 мая 1904 г. долго молился перед гробом И. Материалы к канонизации и ходатайства о причислении И. к лику святителей готовили мн. архиереи и клирики Белгородской (начиная с 20-х гг. XIX в.- Курской) епархии. Пребывавший в 1872-1876 гг. в белгородском Троицком мон-ре на покое архиеп. Варлаам (Успенский) составил жизнеописание И., в 1874 г. отправил в Синод необходимые материалы к его канонизации. Однако Синод оставил ходатайство без удовлетворения как «не заключающее в себе никаких новых обстоятельств». В дек. 1904 г. в связи со 150-летием со дня кончины И. сторонники его прославления активизировали деятельность. В 1907 г. в С.-Петербурге по инициативе кн. Н. Д. Жевахова был организован общественный кружок по содействию прославлению святителя. Жевахов собрал и опубликовал наиболее подробные материалы о жизни И., его предках, свидетельства чудес, сочинения святителя. Одновременно в Белгороде было создано специальное хранилище, а в Курске - историко-археологическая комиссия для сбора и издания документов, относящихся к служению святителя. В дек. 1910 г. Синод принял решение о канонизации, ссылаясь на 54 достоверных свидетельства «чудесных действий», совершенных по предстательству И., и на нетление мощей, засвидетельствованное 19-25 мая того же года Киевским митр. Флавианом (Городецким) и Курским архиеп. Питиримом (Окновым). 10 дек. того же года (день кончины святителя) Николай II наложил на доклад Синода следующую резолюцию: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Святейшего Синода с искренним умилением и полным сочувствием». При этом император назначил и дату канонизации - 4 сент. 1911 г.
К торжествам было отпечатано множество жизнеописаний И., текстов его проповедей и молитв общим тиражом более 950 тыс. экз. Для мощей фирмой придворных поставщиков Хлебниковых по проекту архит. В. А. Покровского была изготовлена рака с сенью. Стоимость раки составляла 11 тыс. р., на нее израсходовано ок. 130 кг серебра. Общий вес всего сооружения из меди, латуни, золота и серебра составил более 2 т. Почитатели И. пожертвовали для украшения раки и сени 105 драгоценных лампад. 3 сент. 1911 г. мощи святителя торжественно переоблачили и поместили в новый кипарисовый гроб, к-рый был перенесен в Троицкий собор и поставлен в раку. Прежнее облачение архиерея поместили в особый застекленный шкаф, поставленный недалеко от раки.
В торжественном богослужении 4 сент. принимали участие митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский), Харьковский архиеп. Арсений (Брянцев), Полтавский архиеп. Назарий (Кириллов), Рижский еп. Иоанн (Смирнов), Орловский еп. Григорий (Вахнин), Сухумский еп. Андрей (Ухтомский), Белгородский еп. Иоанникий (Ефремов), сщмч. Никодим (Кононов), еп. Рыльский, Гродненский еп. Елевферий (Богоявленский), всего ок. 400 чел. духовенства. На торжествах присутствовали вел. кн. Константин Константинович, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Осенью 1911 г. в Белгород прибыло более 200 тыс. паломников, для размещения которых в окрестностях города выстроили 6 деревянных бараков на 10 тыс. чел. каждый, разбили более 2 тыс. палаток. В дни торжеств было зафиксировано 30 исцелений. После канонизации поток паломников к мощам не иссякал. 17 дек. 1911 г. своим присутствием почтил память И. имп. мч. Николай II с семьей.
Еще в 1881 г. еп. Курский и Белгородский Ефрем (Рязанов) учредил стипендию им. И. для поддержки одаренных воспитанников семинарии. В 1912 г. в С.-Петербурге было учреждено Всероссийское братство свт. Иоасафа под председательством адмирала Д. С. Арсеньева (затем его сменил генерал от инфантерии Л. К. Артамонов), товарищами председателя были Жевахов и прот. Александр Маляревский. На одном из собраний братство предложило отметить памятным знаком место, на к-ром И., уезжая в мае 1754 г. из Белгорода, по преданию, совершил последнюю остановку, осенив город архипастырским благословением. Почетный гражданин Белгорода Г. В. Булгаков и настоятель белгородского Успенско-Николаевского собора прот. Порфирий Амфитеатров приблизительно определили это место у подножия Харьковской (Тавровской) горы. При участии еп. Белгородского сщмч. Никодима (Кононова) 5 июля 1915 г. состоялось открытие памятника, к-рый представлял собой деревянный крест, установленный на кирпичном конусообразном постаменте. На лицевой стороне креста, обращенной к городу, находилось изображение распятия, под ним, на постаменте,- поясное изображение И. На противоположной стороне креста помещались образы свт. Николая (Николая Ратного), свт. Афанасия III Пателлария и И. В советское время памятник был уничтожен.
Рака с мощами свт. Иоасафа, еп. Белгородского (Преображенский кафедральный собор в Белгороде)
25 авг. 1920 г. Народный комиссариат юстиции принял решение о ликвидации мощей в России. По постановлению V Белгородского съезда Советов 1 дек. того же года состоялось вскрытие раки И., сопровождавшееся кощунственным «анатомическим исследованием» мощей. Сохранились «Протокол вскрытия...», специально отпечатанный во 2-й типографии Белгорода, и «Акт вскрытия...», опубликованный 10 дек. в газ. «Курская правда» (см. подробнее: Кобец О., прот., и др. История Белгородской епархии. Белгород, 2006. С. 210-211). В кон. дек. 1920 г. останки, находившиеся, как отметила специальная комиссия, «в стадии мумификации», были переданы для экспонирования в Музей Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, находившийся в Москве. К сер. 30-х гг. XX в. мощи были переданы в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе в Ленинграде. Там они иногда выставлялись в сев. приделе, напротив могилы М. И. Кутузова. Поскольку демонстрация мощей вызывала приток верующих в музей, от их показа отказались и поместили их в подвал. В 1970 г. на юге СССР были отмечены случаи холеры, в связи с чем в музее должна была пройти проверка санитарной инспекции. В ожидании ее комендант Казанского собора распорядилась закопать мощи И. в сыром подвале. Однако рабочие не решились сделать это и зарыли останки в шлаке чердачного перекрытия собора в надежде, что они лучше сохранятся. Спустя 20 лет один из рабочих, прятавших тело, А. В. Соколов, сообщил об этом представителям РПЦ.
28 февр. 1991 г. мощи были обретены. Специальная комиссия из представителей духовенства Ленинграда, Курска и Белгорода провела идентификацию. С 28 февр. по 10 авг. 1991 г. мощи хранились в Преображенском соборе Ленинграда. 11 авг. они были доставлены в Москву, где до 3 сент. находились в Богоявленском соборе в Елохове. 16 сент. гробница с мощами прибыла в Белгород. Всенощное бдение в тот день и Божественную литургию 17 сент. в Преображенском кафедральном соборе возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2010 г. мощи И. находятся в Преображенском соборе, рака располагается справа от юж. дверей иконостаса. Резная сень над ракой выполнена резчиком И. В. Олейником. С 1998 г. в Белгородской и Старооскольской епархии поддерживается традиция в праздник Преображения Господня по совершении Божественной литургии торжественным крестным ходом переносить мощи И. из Преображенского собора в Николо-Иоасафовский собор, где они пребывают до 16 сент., когда крестным ходом переносятся обратно.
Во имя И. в Белгородской епархии освящены престолы нескольких храмов, часовни, открыты духовно-просветительские центры его имени, действует Белгородская обл. клиническая больница свт. Иоасафа. 2 нояб. 2001 г. был открыт и освящен памятник И., установленный первоначально перед зданием Белгородской ДС (авторы памятника скульптор А. А. Шишков и воспитанник семинарии А. Колесников), в 2004 г. перенесен в сквер Свято-Троицкого бульвара в Белгороде. С 2003 г. в Белгороде ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция «Иоасафовские чтения», в к-рой участвуют представители гос. власти, священнослужители, ученые, деятели культуры, учащиеся. В мае-июне 2009 г. археологической экспедицией Белгородского гос. ун-та под рук. В. А. Сарапулкина были проведены раскопки на территории, где располагался Троицкий собор, уничтоженный в 20-30-х гг. ХХ в. Обнаружены остатки фундамента собора и выявлена усыпальница («пещерка») И., в к-рой почивали его мощи до 1911 г. В ходе работ было расчищено подвальное помещение, выстроенное из красного кирпича. По проекту, подготовленному белгородскими архитекторами и утвержденному Белгородским архиеп. Иоанном (Поповым), на месте упокоения И. планируются возведение часовни и воссоздание обстановки, которая была при жизни святителя.
А. И. Папков
Иконография
Портреты И. писались при его жизни и после кончины. Ранняя иконография святителя достаточно разнообразна. Вероятно, она складывалась под влиянием прижизненных портретов свт. Димитрия Ростовского. В нач. XX в. при подготовке канонизации святителя «чрез посредство газет и журналов» было выявлено 49 живописных изображений. В издании кн. Н. Д. Жевахова (Жевахов. 1907-1911. 3 т.) помещено 24 вклейки с портретами и появившимися до прославления портретами-иконами И. (нек-рые сохр.). Многие из них были созданы для почитателей святого с более ранних оригиналов: «…еще задолго до прославления угодника Божия Иоасафа редкий дом в Курской губернии, а может быть, и во всей южной окраине России, не имел портрета Святителя, который помещался рядом с иконами» (Белгородский чудотворец. 1997. С. 262).
В наст. время в музейных, церковных и частных собраниях России и Украины обнаружено ок. 15 портретов И., к-рые, судя по художественному исполнению, написаны не ранее 2-й пол. XVIII в. Практически все изображения сохраняют индивидуальные черты внешнего облика святителя: сухощавое лицо с впалыми щеками и узким подбородком, большие, глубоко посаженные карие глаза, длинный прямой нос, слегка вьющиеся жидкие волосы до плеч, небольшие усы и едва заметная, раздвоенная на конце борода с проседью. Портреты различаются по рисунку, жестам, колориту, орнаментам облачений и др. Как правило, на груди святого изображены крест и панагия. Очевидно, воспроизведены принадлежавшие И. вещи и атрибуты: напр., на мн. портретах сулок на архиерейском жезле не светлого, а зеленого цвета.
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Портрет. 2-я пол. XVIII — нач. XIX в. (местонахождение неизвестно)
Можно выделить 2 основных извода портретной иконографии И.- в полном богослужебном облачении (саккосе, омофоре и митре) и в архиерейской мантии и клобуке, в обоих случаях - с жезлом в левой руке. К наиболее ранним образцам принадлежит уникальный аллегорический портрет (панегирик или эпитафия) 50-х гг. XVIII в., переданный гр. А. Милорадовичем в ЦАМ КДА (НХМУ; см.: Жевахов. 1907-1909. Т. 2. Ч. 1. Вкл.; Украïнський портрет ХVI-XVIII ст. 2004. С. 165. № 147). Композиция построена по принципу иконы с клеймами жития: по сторонам в картушах представлены аллегорические сюжеты с лат. надписями, к-рые соответствуют определенным вехам жизни святителя. На облаках в коленопреклонении перед Иисусом Христом - небесные покровители И. в миру и монашестве. Центральный поколенный портрет святителя в овальном медальоне поддерживают ангелы. И. написан вполоборота вправо, облачен в митру, сине-зеленый омофор и красных оттенков саккос, с палицей, указательный перст правой руки поднят вверх, в левой - жезл со светлым сулоком. Можно предположить, что портрет создан между 1852 (последняя указанная в надписи дата) и 1854 (год преставления святителя) гг. на основе гравюры, возможно прославляющей др. иерарха.
Большой поясной портрет И. кон. XVIII - нач. XIX в. хранится в ТСЛ, в нач. XX в. он украшал зал заседаний Духовного собора, очевидно наряду с изображениями др. наместников лавры (Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 3. Вкл.; Троице-Сергиева лавра. М., 1987. С. 73). Как и на предыдущем портрете, святитель представлен вполоборота вправо, но с благословляющей именословно десницей; богослужебное облачение зеленого цвета с охристыми каймой и крестами на омофоре; охрой написаны митра и сулок на жезле с навершием в виде змей; панагия необычной формы, наперсный крест с декоративными элементами. На темном фоне справа надпись: «ПР IОАСАФЪ ГОРЛЕНКО»; контурный нимб добавлен позднее. Под изображением светлая полоса с краткими сведениями о жизни И.- от рождения до кончины.
Более распространенный иконографический тип встречается на происходящем из ЦАМ КДА поясном портрете 2-й пол. XVIII в. относительно небольшого размера (НКПИКЗ; дар М. М. Евреинова; см.: Каталог збережених пам'яток. 2002. С. 43. № 86). И. изображен на темном фоне, вполоборота влево, правой рукой именословно благословляет, в левой держит высокий жезл с зеленым сулоком. На святителе синие, с цветочным орнаментом саккос и омофор, красная митра с дробницами, на груди - панагия с образом Распятия Христова и крест с украшениями. Нек-рая асимметрия в чертах лица, свободная живописная трактовка личнoго, своеобразное колористическое решение портрета являются отголоском натурных наблюдений. В правом верхнем углу уцелели фрагменты текста с краткой биографией святителя.
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Портрет. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ТСЛ)
К тому же изводу принадлежит портрет кон. XVIII в. из собрания сельского свящ. Василия Могилевского (в наст. время в Днепропетровском худож. музее; см.: Украïнський портрет ХVI-XVIII ст. 2004. С. 277-278. № 336): И. в саккосе, омофор розовый, с цветами, на голове синяя митра; слева вверху биографическая надпись. Изображение нач. XIX в. (НКПИКЗ) с полосой текста возле нижнего края было скопировано с раннего, уже потемневшего от времени оригинала, чем объясняется преобладание красноватого цвета в колорите. Копийный характер имеет и портрет сер.- 2-й пол. XIX в. из б-ки Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 2. Вкл.). Образ выделяется динамичным рисунком и яркой необычной орнаментикой (на дробницах митры 3 сходных изображения Спасителя).
Варианты подобных портретов, созданные в кон. XVIII - XIX в., хранились также: в Черниговском музее укр. древностей им. В. В. Тарновского (с оригинала из коллекции кнг. А. А. Дабижа, урожд. Горленко; изображен архиерейский герб святителя - стрела острием вниз и 4 звезды, вверху митра с жезлом и крестом, вокруг первые буквы титулатуры); в Музее изящных искусств и древностей при Харьковском ун-те (тоже с гербом, благословляющая десница слегка приподнята вверх); в скиту Оптиной пуст.; в Высочиновском мон-ре Харьковской губ. (дар ктитора А. Ф. Ковалевского). В наст. время местонахождение всех неизвестно (опубл.: Там же. Т. 1. Ч. 2, 3. Вкл.). В надписях И. нередко именуется «десятым архипастырем» и «вторым епископом Белоградским» с указанием фамилии.
Др. тип изображения отличается тем, что в правой руке И. держит крест, как на портрете из белгородского жен. мон-ря в честь Рождества Богородицы, вкладе А. А. Жуковской (Там же. Ч. 3. Вкл.). Изображение слева в облаках благословляющего Спасителя сближает этот портрет с иконой. Вместе с тем здесь сохраняется традиционный для раннего портретного жанра архиерейский герб (воспроизведен неточно). Крупная надпись по контуру нимба со словами «преосвящен[ный] святитель» скорее всего выполнена на рубеже XIX и XX вв. С крестом и жезлом в руках И. запечатлен также на портрете кон. XVIII - нач. XIX в. из Белгородского епархиального управления и на 2 портретах, идентичных по ряду деталей (в т. ч. интересной по форме панагии и кресту с жемчугом по краям), к-рые находились в конгрегационном зале КДА и в архиерейском доме при Михайловском Златоверхом мон-ре в Киеве (Там же. Т. 1. Ч. 1; Т. 3. Вкл.). Первый из них входил в серию живописных копий «в определенном размере» с разновременных подлинников, выполненную ок. 1869 г. к 50-летию КДА по инициативе ректора архим. Филарета (Филаретова) худож. Пастушевским (Петров М. I. Скрижалi пам'ятi. К., 2003. С. 112; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 294).
Существовали также ростовые изображения И. в богослужебном облачении. На репрезентативном портрете из церковноприходской школы слободы Борисовки Грайворонского у. Курской губ. святитель был представлен стоящим на орлеце, с крестом и жезлом в руках (панагия и крест - как на портрете из КДА), вверху - Иисус Христос с Евангелием. К офиц. полнофигурному варианту с подробным жизнеописанием святителя относился также портрет И. 1844 г. работы «курского живописца» (?) Сергея Моисеева, принадлежавший некогда Белгородскому архиерейскому дому (Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 3. Вкл.; Кобец и др. 2006. С. 68).
Сохранился близкий по типу, упрощенный по живописи ростовой образ на холсте посл. трети XIX в. (ЦАК при образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде): И. в светлом подризнике и в облачении ярких синего, малинового, зеленого цветов, с добавленными впосл. нимбом и надписью. Тогда же выполнен небольшой по размеру, холодный по колориту портрет из частного собрания в Белгороде: фигура И. поставлена на орлеце в церковном интерьере, вверху слева - большое облако с образом благословляющего Спасителя в сиянии.
Группа портретов И. 2-го извода, имеющих не столь парадный характер, тоже довольно многочисленна и вариативна. На изображениях святителя в др. типе облачения (в архиерейской мантии, черном клобуке) его полуфигура обычно развернута вправо. К этому ряду можно отнести 2 идентичных по изводу портрета И. 1-й пол. XIX в. из Николо-Иоасафовского собора в Белгороде и нач. XIX в. из собрания ГМЗРК (опубл. как экспонат Ростовского музея церковных древностей, т. е. Белой палаты, дар камергера Высочайшего двора Д. А. Булатова, см.: Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 3. Вкл.). Вероятно, это тоже списки более раннего оригинала, где у И. характерное широкоскулое лицо. На портрете из собора написано: «(копi)»; по деталям изображения он почти полностью совпадает с портретом, пожертвованным Е. Апостоловой в 1803 г. в Троицкий мон-рь Белгорода (см.: Там же; согласно опубл. подписи: «1798 года генваря 10 дня заболела и 1803 года, как только обещала изображение Святителя Иоасафа сделать, тот час начала выздоравливать, в чем свидетельство даю сим его изображением Елисавета Апостолова»), т. е. мог быть скопирован позднее. Особенностью иконографии является жест десницы святителя - раскрытая к зрителю ладонь (для средневек. канонического искусства - жест приятия благодати), что редко встречается на портретах духовных лиц. Др. специфическая деталь - жезл в левой руке, змеевидное навершие к-рого украшено высоким крестом с драгоценными камнями; на мантии скрижали красного цвета. На портретах имеются биографические тексты (на одном - под изображением, на другом - справа вверху), а на ростовском полотне - также и герб святителя.
Похожие, очевидно документальные, детали можно обнаружить на неск. опубликованных кн. Жеваховым портретах, местонахождение к-рых неизвестно. Наиболее ранний портрет И.- с гербом на фоне и с крестом на клобуке - был написан 22 окт. 1788 г. и подарен свящ. Николаем Россошинским Полтавскому архиерейскому дому (возможно, послужил образцом для заказа Апостоловой). Живописное изображение из Михайловской ц. имения Заезды Прилукского у. Полтавской губ. (в нач. XX в. принадлежало баронессе Н. С. Бистрам, урожд. Абашидзе-Горленко; см.: Там же. Т. 1. Ч. 2. Вкл.) выделяется своеобразием облика святителя (средовек с широким лицом и крупными чертами, почти без седины в бороде). На 2 поясных портретах, из Харьковского архиерейского дома и из б-ки Харьковской ДС, И. представлен в том же облачении, но с благословляющей именословно десницей, на одном - вполоборота вправо, на другом - влево (близок по исполнению лика к ростовскому портрету, см.: Там же. Т. 1. Ч. 3. Вкл.). На мн. портретах этого типа клобук сужается кверху (типичная для XVIII в. форма); изображавшиеся на груди святителя панагии отличаются интересными сюжетами и формами.
Ко 2-й иконографической группе относится также портрет И. 3-й четв. XIX в., к-рый хранится в собрании изобразительных материалов Оптиной пуст. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 12; см.: Зеленина. 2009. С. 46-47. Ил. 24). Почти поколенное изображение святителя вполоборота влево заключено в овал, десницей он благословляет, в левой руке держит жезл с зеленым сулоком. Облик И. узнаваем, но простота живописных приемов и вторичный характер портрета свидетельствуют об авторстве местного или монастырского художника. Портрет И. упомянут в описании приемной кельи прп. Макария (Иванова) в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пуст. (Жизнеописание оптинского старца иеросхом. Макария. М., 1997. С. 68), где размещалась своего рода «портретная галерея» известных подвижников XVIII-XIX вв. Согласно публикации кн. Жевахова (Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 3. Вкл.), в Оптинском скиту имелся также портрет И. в др. типе облачения.
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Портрет. 1-я пол. XIX в. (Николо-Иоасафовский собор в Белгороде)
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 12)
Интересный по иконографии портрет И. 1-й пол. XIX в. (ГИМ) создан по образцу гравированных архиерейских портретов кон. XVIII - 1-й трети XIX в., включающих церковные и аллегорические атрибуты (Клокова Г. С., Демина О. В. Итоги работы кафедры реставрации икон ПСТБИ за 2001-2002 уч. г. // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 423. № 28). Полуфигура святителя в мантии и клобуке, с жезлом и четками в руках вписана в овал с перспективной рамкой, который установлен на постаменте с гербом и пространной биографической надписью. Пока неизвестно иконописных образов И., исполненных на основе портретов 2-го извода. После канонизации святителя его живописные портреты нередко дополнялись нимбом.
Гравированный портрет И. (в саккосе, омофоре и митре) был напечатан в 1847 г. в С.-Петербурге по благословению архиеп. Курского Илиодора (Чистякова) (экземпляр - в РГБ; гриф автора: «C. Hefs.»). В 1864-1865 гг. снова выпущен тираж эстампов (гравюра К. Броже?) с образом И. в мантии и клобуке, к-рые продавались в Троицком соборе Белгорода. О них упоминается в жизнеописаниях святителя: в 1864 г. выздоровел малолетний сын Д. Е. Вороновского, поцеловав гравюру с образом И. На литографии 1873 г. московской мастерской П. А. Глушкова (РГБ) образ И. в богослужебном облачении заключен в рамку с архиерейскими атрибутами. Один из подобных листов, случайно обнаруженный в 1884 г. в цветочном магазине С.-Петербурга, был передан В. Кузьминым в музей при МДА (Белгородский чудотворец. 1997. С. 99-100, 110-112. Вкл.). Д. А. Ровинский указал только одну гравюру в технике пунктира с поясным образом И. «в полном облачении» (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1045).
Из-за длительного периода почитания И. в его иконографии сформировалась небольшая группа т. н. портретов-икон (созданных до канонизации, но близких к иконописному стилю и технике памятников). Особый интерес к личности И. и уподобление его изображений иконам усиливались в связи с возбуждением в Святейшем Синоде дел об открытии мощей святителя: в 1817-1819 гг. по ходатайству архиеп. Феоктиста (Мочульского), в 1874 г.- архиеп. Варлаама (Успенского), в 1907 г.- прот. А. И. Маляревского. Так, курский прот. Николай Праведников, еще будучи семинаристом, купил «писанное на дереве» изображение И., а в кон. 70-х гг. XIX в., служа священником, после чуда с домашним образком «настоял приобрести и для церкви изображение св. Иоасафа во весь его рост, где оно и по настоящее время находится в трапезной»; впосл. при каждом новом назначении он «прежде всего заботился о приобретении» образа И. (Белгородский чудотворец. 1997. С. 103-105). В 1881 г. свящ. Иоанн Феофилов, повествуя об исцелении умиравшего сына-первенца Александра, заметил, что теперь тот «любит в особенности целовать святые иконы и портрет преосвященного Иоасафа» (Там же. С. 107-109).
Опубликованы портреты-иконы И., написанные в нач. XIX в., еще до 1-го ходатайства о прославлении святого. На ростовом изображении святителя в клобуке и мантии, принадлежавшем Е. И. Булюбаш, урожд. графине Капнист, внизу подпись: «Святый Иоасаф Белгородский Чудотворец. Написан в 1807 году Ноября 19» (Жевахов. 1907-1909. Т. 2. Ч. 2. Вкл.), т. е. И. поименован «святым», хотя нимб отсутствует. По аналогии с нек-рыми надписями на портретах текст помещен возле нижнего края, образ скорее всего исполнен маслом на деревянной основе в традициях иконописания местного региона. Подобные произведения, очевидно утраченные, представляют разные иконографические типы и варианты (по облачениям, позам, жестам, атрибутам) и восходят, несомненно, к ранним портретам. В надписях, даже при указании на святость, нередко приводится фамилия И.
На др. портрете-иконе И. показан в рост, вполоборота вправо, без нимба, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей десницей, в левой руке - жезл (Там же. Т. 3. Вкл.). Образ был написан в 30-х гг. XIX в. для Т. И. Ловейковой, а после ее смерти принадлежал Н. И. Ребининой. К иконным элементам относятся слово «святитель» в надписи, образ Иисуса Христа в облачном сегменте, клеймо справа внизу с изображениями мц. Таисии, тезоименитой святой заказчицы, и покровителя сирот прп. Зотика. Судя по особенностям живописи, произведение могло быть выполнено мастерами слободы Борисовки на р. Ворксле Курской губ., владения графов Шереметевых. Сходен по стилю письма традиц. поясной образ И. в богослужебном облачении, принадлежавший А. А. Горленко и находившийся в имении Заезды Полтавской губ. (вокруг головы святителя небольшое высветление фона; см.: Там же). Аналогичное изображение И. из собрания Е. Н. Гейцыг - образец «весьма распространенной иконы на жести, писанной масляными красками» (Там же. Т. 2. Ч. 1. Вкл.).
Наконец, нек-рые доканонизационные изображения И. были покрыты окладами с нимбом и с традиц. для иконы надписью. К ним принадлежал поясной образ в чеканном окладе из собрания А. К. Ушакова, хранившийся в сельце Ушакова Фатежского у. Курской губ. «Весьма древняя» икона, писанная масляными красками, находилась в г. Прилуки Полтавской губ. у О. В. Запара, урожд. Горленко (Там же. Т. 2. Ч. 1; Т. 3. Вкл.). На ней святитель представлен с крестом в правой и с жезлом в левой руке, оклад, вероятно, сделан из фольги (подобные оклады во множестве изготавливали сестры Тихвинского жен. мон-ря близ слободы Борисовки).
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Портрет. Кон. XVIII — нач. XIX в. (Белгородское епархиальное управление)
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Портрет. Ок. 1869 г. (НКПИКЗ)
Накануне канонизации И. возникла необходимость в разработке его офиц. иконописного образа. По предложению архиеп. Курского Питирима (Окнова) Курская церковная историко-археологическая комиссия занималась изучением портретов святителя. Собранные изобразительные материалы были рассмотрены и сопоставлены со свидетельствами лиц, «на долю коих выпал счастливый жребий видеть воочию нетленный лик святителя Иоасафа» (т. е. его св. мощи). Наиболее точно передающим черты «земного образа» святого был признан портрет из конгрегационного зала КДА, к-рый «не только являет, по свидетельству очевидцев, поразительное сходство с нетленным ликом Святителя, но и соответствует историческим данным о его жизни: лицо Святителя отмечено здесь печатью воздержания и самособранности - отличительных особенностей аскетизма» (Белгородский чудотворец. 1997. С. 148).
Выводы комиссии были одобрены Комитетом попечительства о рус. иконописи, к-рый, в частности, рекомендовал: писать икону И. живописно, по возможности ближе к подлинному портрету; лучшим признать портрет из конгрегационного зала КДА; в отличие от этого портрета изображать И., как всех святителей, с нимбом, с благословляющей именословно десницей и с Евангелием в левой руке (это пожелание практически не было учтено в дальнейшем развитии иконографии святого); воспроизводить на иконах подлинные сохранившиеся одежды святителя; на ростовых образах показывать на заднем плане храм, где почивают мощи И. или где он служил (ркп. «Прославление свт. Иоасафа Белгородского» (бывш. дело из архива Святейшего Синода). 1911 г., частное собрание, Украина (копия - ЦАК при образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде). Л. 215-215 об., 156-156 об.).
В изданном в 1911 г. в Курске иконописном подлиннике «От Совета курского Знаменско-Богородичного миссионерско-просветительского братства - к сведению и руководству иконописцев» было сказано, что викарии Курской епархии епископы Иоанникий (Ефремов) и Никодим (Кононов) специально осматривали нетленные мощи И. в Троицком соборе Белгорода. «Благоговейный осмотр показал поразительное сходство киевского портрета с нетленными мощами угодника Христова… Поэтому-то киевский портрет был признан самым верным оригиналом для иконописцев» (Белгородский чудотворец. 1997. С. 262-263). Т. о., именно портрет из КДА, опубликованный в издании кн. Жевахова (Жевахов. 1907-1909. Т. 1. Ч. 1. Вкл.), в иконописном подлиннике и во мн. периодических изданиях 1911 г. (см., напр.: Порядок торжественного открытия честных мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского. Курск, 1911), послужил главным источником для канонических изображений И.
Репродукции портрета-образца из конгрегационного зала КДА по деталям изображения и начертанию букв в подписи полностью соответствуют сохранившемуся портрету на холсте из собрания НКПИКЗ (ок. 1869; 109,3×80 см; см.: Зеленина. 2009. С. 154-155. Ил. 128, 129). И. представлен вполоборота влево, по пояс, в богослужебном облачении (синий саккос, охристые омофор и митра), на груди - крест и панагия характерной формы, в правой руке - крест, в левой - архиерейский жезл, как и на некоторых портретах свт. Димитрия Ростовского (такое довольно редкое изображение рук на портрете восходит к произведениям академической живописи). Слева фон немного высветлен, нимб отсутствует; возле нижнего края - белая полоса с подписью: « i 1754 ».
Практически все иконы И., писавшиеся после торжеств открытия мощей, были основаны на иконографическом изводе и чертах облика святителя на портрете из КДА. Однако из-за того, что публикации этого портрета были черно-белыми, точно отображают колорит облачений только несколько киевских икон 10-х гг. XX в., выполненных видевшими оригинал мастерами. К близким по деталям изображения спискам первоисточника относится икона И. нач. 10-х гг. XX в. на золотом, гравированном по левкасу фоне, вышедшая из мастерской Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), а также 2-сторонний образ (предположительно тоже лаврских мастеров) на светло-зеленом фоне с полуфигурами И. и свт. Иоанна Тобольского (после 1916, НКПИКЗ; см.: Там же. 2009. С. 186, 197-202. Ил. 157, 158).
В серии разноформатных поясных и ростовых хромолитографий 1911 г., изданных до и после торжеств прославления И. в мастерских И. Д. Сытина и Е. Коновалова в Москве (РГБ; у нек-рых на обороте - краткое Житие святого), точно повторяются детали рисунка, но не цветовое решение киевского портрета-образца. Др. характерный пример - небольшой, почти монохромный портрет-икона И. нач. XX в. (частное собрание, см.: Там же. 2009. С. 152-153. Ил. 127). Хотя он выполнен на иконной доске, образ не имеет нимба (использован только типичный для портретной живописи прием высветления левой части фона), в надписи нет указания на святость («[И]оасафъ еписк[оп]»). Изображение написано незадолго до канонизации святителя на основе черно-белой репродукции портрета из КДА. Подобные примеры (цвета облачений варьируются) встречаются и в иконописи - большая икона И. на золотом фоне (нач. 10-х гг. XX в.) в пещере возле св. мощей прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре.
Др. важной составляющей иконописной иконографии И. является изображение погребальных облачений, наперсного креста и панагии, находившихся на мощах святителя до их освидетельствования 27 апр. 1910 г. (Белгородский чудотворец. 1997. С. 148-151). Описания и фотографии подлинных одеяний (голубого саккоса и митры, светло-коричневого омофора, темно-красного подризника, желтых поручей, резного деревянного креста и панагии и др.) были опубликованы с рекомендацией к использованию иконописцами в подлиннике 1911 г. Именно они чаще всего воспроизводились на иконах новоявленного чудотворца, напр. на небольшом ростовом образе нач. 10-х гг. XX в. (ГИМ; см.: Духовные светочи России. С. 80-81. Кат. 64), который по высокому художественному уровню и стилистическим особенностям приписывается московской мастерской М. И. Дикарёва, выходца из с. Мстёра Владимирской губ. И. представлен стоящим на орлеце, с крестом и жезлом в руках, на фоне Троицкого мон-ря Белгорода, где покоились св. мощи чудотворца, в облаках - поясной образ благословляющего Спасителя.
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Икона. Нач. 10-х гг. XX в. (ГИМ)
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Икона. Нач. 10-х гг. XX в. Оклад работы К. И. Конова по рис. С. И. Васикова (ГМИР)
После выяснения вопроса об источниках для канонического образа И. к торжествам прославления следовало заказать 1-ю образцовую икону святителя. Для творческого воплощения идеи привлекались лучшие мастера. Так, архиеп. Курский Питирим (Окнов) предложил «создать тип» И. худож. М. В. Нестерову, но тот «честь эту… от себя отклонил за неимением времени» (Нестеров М. В. Воспоминания. М., 1985. С. 305). Судя по документам Синода, отказ был получен и от В. М. Васнецова. Иконописный первообраз И., созданный худож. И. И. Ижакевичем, вероятно, не сохранился.
Известно, что Ижакевич расписал сценами из Жития И. его покои в Белгороде (Белгородский чудотворец. 1997. С. 263), эти композиции публиковались в периодике и, по-видимому, были переведены в литографии (см., напр.: Кобец О., прот., Крупенков А. Н. Белгородский чудотворец: Жизнь и прославление. Белгород, 2008. С. 46 и др.). Житийные сюжеты украшали также сень над ракой И. (не сохр.; описание см.: Белгородский чудотворец. 1997. С. 152-153), сооруженную по проекту архит. В. А. Покровского на московской ювелирной фирме И. П. Хлебникова. В дек. 1911 г., после поклонения св. мощам И., имп. мч. Николаю II и членам его семьи были поднесены иконы и жизнеописания нового чудотворца (Там же. С. 62). Из Александровского дворца в Царском Селе происходит аналойный ростовой образ-реликварий И. на фоне Троицкого мон-ря (работа Н. С. Емельянова в окладе Хлебникова, 1911, ГЭ). Этот извод выделяется нехарактерным для иконографии И. жестом архиерейского благословения обеими руками. Поклонение имп. Николая II св. мощам И. 4 мая 1904 г. запечатлено на изданной в Киеве литографии 1911 г.
К художественной стилистике Васнецова, Нестерова и Ижакевича восходит редкая по композиции и художественным качествам икона ок. 1912 г. из частного собрания (Зеленина. 2009. С. 188-189, 202. Ил. 162), в которую вложена частица одежды И. Святитель представлен с крестом и жезлом в руках, в красочно расписанном интерьере храма на фоне иконостаса с открытыми царскими вратами. Поля украшены растительными и зооморфными орнаментами в стиле модерн, справа и слева - образы Спасителя и Богородицы с Младенцем на престолах. На обороте - дарственный автограф еп. Угличского Иосифа (Петровых) от 26 янв. 1912 г.
Наиболее известный тип иконографии И., получивший распространение после его канонизации, представляет святителя вполоборота влево, на золотом орнаментальном фоне, с нимбом и полями «на эмалевое дело». Цвета и орнаменты облачений, рисунок креста и панагии восходят к сохранившимся на мощах (омофор часто розового или сильно разбеленного цвета), в правой руке - крест, в левой - жезл с зеленым или со светлым сулоком. Лик хорошо узнаваем, написан в академической светотеневой манере; иногда вверху в облаках изображен Иисус Христос. Подобные поясные и ростовые произведения, создававшиеся с 1911 по 1917 г., хранятся в собраниях БГИКМ, в ризнице Троице-Сергиевой лавры, в Спасо-Иаковлевском мон-ре в Ростове, в Николо-Иоасафовском соборе Белгорода, в Покровской ц. белгородского Марфо-Мариинского жен. мон-ря, в ц. арх. Михаила пос. Борисовка Белгородской обл., в образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде, в ц. Трех святителей в Харькове и др. (см. также иллюстрации в кн.: Акафист иже во святых отцу нашему Иоасафу еп. Белоградскому. СПб., 2008. Вкл.).
Поясной образ И. нач. 10-х гг. XX в. (личнoе исполнено приемом «отборки») украшен первоклассным по мастерству серебряным окладом со сканью и с поделочными камнями (работа К. И. Конова по рис. С. И. Вашкова, ГМИР; см.: Серебряная кладовая Музея истории религии / ГМИР; авт.-сост.: И. А. Павлова, Л. Н. Перова. СПб., 2004. С. 29). Соединение деталей подлинных и взятых с портрета КДА облачений святителя заметно в ряде киевских икон, различных по технике и манере письма, в т. ч. из мастерской Введенского жен. мон-ря (НКПИКЗ). На нек-рых ростовых и поясных иконах И. святитель представлен прямолично, с традиц. жестом (в Богоявленском соборе в Елохове в Москве; в музее при храме прмч. Андрея Критского подворья Константино-Еленинского жен. мон-ря в С.-Петербурге). Уникальный по иконографии поясной фронтальный образ И. с двукирием в правой и крестом в левой руке (слева вверху - образ Божией Матери «Знамение») написан на металле и заключен в раму с литыми элементами в стиле модерн.
Среди менее дорогостоящих икон И. массового производства нач. XX в.- работы в масляной технике на цветных фонах мастеров слободы Борисовки (ЦАК при образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде; БГИКМ, БГХМ - см.: Белгородский гос. худож. музей: Альбом. Белгород, 2009. С. 17). Образцом иконописания поволжских земель или владимирских сел, напр., является икона святителя с избранными святыми на полях из ц. Рождества Христова в Балахне Нижегородской обл. Встречаются расхожие иконы И. в серебряных или в латунных окладах (Ионинский мон-рь в Киеве, ризница ТСЛ, ризница Николо-Иоасафовского собора в Белгороде), а также цветные печатные изображения на металле или на досках разной толщины и формата (напр., московской фирмы А. Жако, частное собрание). Одна из хромолитографий помечена как « i » (Загаецкий свт. Иоанна Милостивого мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.). В иконостасах храмов и приделов, освященных во имя И., находились его иконописные образы.
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Хромолитография. Нач. XX в. (Загаецкий мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.)
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Роспись Троицкого собора Почаевской лавры. Нач. 10-х гг. XX в., поновление — 70-е гг. XX в.
И. изображался в составе сонма святых, прославленных в Новое время, особенно в кон. XIX - нач. XX в. Так, на столбиках боковых (первоначально центральных) врат (ок. 1914) столичной работы из Казанской ц. Вырицы помещены фигуры новых чудотворцев синодального периода. Вместе со свт. Иннокентием Иркутским И. написан на большом, входившем в серию полотне из Валаамского мон-ря (после 1911, в наст. время в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии). И. изображен последним в нижнем ряду небесных предстателей царя на иконе Божией Матери «Знамение» с собором благоверных князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых на московской фирме Оловянишникова (ок. 1913, происходит из Александровского дворца в Царском Селе, в наст. время в ГЭ; см.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Мон-рь cв. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 444-445. Кат. R-237). Вместе с новопрославленными и избранными святыми И. представлен на мн. иконах нач. XX в. (напр., из алтаря ц. Смоленской иконы Божией Матери в ТСЛ; из ризницы Данилова мон-ря в Москве; из частных собраний). Борисовскими иконописцами выполнены изображения И. вместе с прп. Сергием Радонежским, также с ап. Иоанном Богословом и арх. Михаилом (БГХМ).
Несмотря на сравнительно небольшой период распространения почитания и иконографии И. после его прославления, изображения святителя встречаются в различных видах декоративно-прикладного искусства. Один из изысканных образцов этого времени - шитая золотыми нитями икона с тонким живописным исполнением личнoго из ц. Покрова Богородицы Марфо-Мариинского монастыря Белгорода. И. написан масляными красками на хоругви из коллекции БГИКМ. Очевидно, по заказу Белгородской епархии в Ростове были изготовлены серии небольших эмалевых иконок И. в полном соответствии с иконописным руководством 1911 г. (ЦМиАР, ГИМ, ГМЗРК, Музей икон в Рекклингхаузене; см.: Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 155. № 200; Россия. Православие. Культура: Кат. выст. / ГИМ. М., 2000. С. 76. Кат. 230; 1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus, 988-1988: Russische Heilige in Ikonen Museen der Stadt Recklinghausen. Recklinghausen, 1988. S. 92-93. N 145 - ошибочно назван Московским). Одним из лучших мастеров Сергиева Посада, где И. особо почитали как бывшего наместника и строителя ТСЛ, были вырезаны в 10-х гг. XX в. небольшие рельефные иконы И. (СПГИАХМЗ, ЦМиАР; см.: Духовные светочи России. С. 81. Кат. 66). В качестве паломнических реликвий бытовали серебряные кольца с надписью: « » (частное собрание).
В монументальной живописи И. представлен среди подвижников XVIII в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской лавре (живопись иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в.; возможно, фигура И. дописана при поновлении в 70-х гг. XX в.). В Троицком соборе этой обители на стене ведущей на хоры лестницы помещен в медальоне образ И. без митры, с длинными, лежащими на плечах прядями волос, с крестом в правой руке (росписи нач. 10-х гг. XX в. по эскизам В. С. Щербакова, поновлены и дописаны в 70-х гг. XX в.). В стенописи Преображенского собора Тамбова (ок. 1914) И. показан стоящим в интерьере храма вместе со святителями Митрофаном Воронежским, Питиримом Тамбовским, Тихоном Задонским и с прп. Серафимом Саровским. Изображения И. можно видеть в росписях XX в. в храмах Москвы, Белгородской, Воронежской, Тамбовской, Курской, Орловской областей, в монастырях и храмах Украины. Его иконы обнаружены в некоторых русских храмах Св. земли (ц. прор. Илии в Хайфе, мон-рь св. Харитона Исповедника, еп. Иконийского).
В иконописи XX в. к образу И. обращалась мон. Иулиания (Соколова): в частности, изображение святителя помещено на традиционной по иконографии ростовой иконе 1957 г. из местного ряда сев. придела во имя И. трапезной ц. прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. Святой представлен с Евангелием в руке на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) и «Собор святителей, в земле Российстей просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ). На подготовительных рисунках мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed.: N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. P. 36, 44) И. изображен дважды - под 4 сент. и 10 дек. (в рост, с крестом и жезлом в руках). Для Миней МП прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина выполнили рисунок святителя, на к-ром И. изображен с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 91).
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Икона. 10-е гг. XX в. (Марфо-Мариинский мон-рь в Белгороде)
Свт. Иоасаф, еп. Белгородский с житием. Икона. Ок. 2005 г. Иконописец В. Н. Утявин (Марфо-Мариинский мон-рь в Белгороде)
Образцы совр. иконографии И. сосредоточены в основном в мон-рях и храмах Белгородской епархии. Интересными по иконографии являются изображения И. худож. А. С. Работнова в монументальных росписях ц. апостолов Петра и Павла в Прохоровке (в алтарной композиции «О Тебе радуется», 1998), ц. свт. Николая Чудотворца в Ракитном (в группе прославленных в нач. XX в. святых, 2002), Преображенского храма в Губкине (на столбе и в группе Белгородских чудотворцев, 2004-2006). В стенопись того же мастера (2002) в кафедральном Преображенском соборе Белгорода включены сюжеты: ангел возлагает на отрока Иоакима архиерейскую мантию; И. примиряет престарелого священника с ангелом храма; открытие нетленных мощей святителя. Кроме того, в верхней части росписи И. представлен дважды: коленопреклоненным отроком, между Пресв. Богородицей с омофором и ангелом с мантией, и средовеком с непокрытой головой и со сложенными крестообразно на груди руками рядом со Спасителем (напротив - сщмч. Онуфрий Старооскольский).
В иконописи нач. XXI в. образ И. разрабатывали также иконописцы В. Н. Кутявин (икона с 15 клеймами жития, ок. 2005, ростовой образ И. на фоне обители и др., все - в Марфо-Мариинском мон-ре Белгорода.), И. А. Морозова (аналойная икона в приделе во имя И. Николо-Иоасафовского собора Белгорода, 2008), Е. А. Кучинская (иконы в храмах пос. Борисовка). В 2005 г., к 300-летию со дня рождения И., местными мастерами написана его икона из собора арх. Михаила в Борисовке, в к-рую вложена частица мощей, там же находится Тихвинская икона Божией Матери с избранными святыми (в т. ч. с И.). Изображения святителя включались в деисусные ряды белгородских иконостасов (2005-2006, Успенский собор Марфо-Мариинского мон-ря). В 1999 г. местными мастерами изготовлена мозаика с погрудным образом И. на западном фасаде Николо-Иоасафовского собора. Образ И. как главного покровителя епархии занимает центральное место на иконах «Собор Белгородских святых», «Собор новомучеников и исповедников Белгородских» (иконописец Морозова, Преображенский собор Белгорода). И. изображался также на полях списков Песчанской иконы Божией Матери, напр. работы И. В. Волочковой (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве).
В 2001 г. в Белгороде установлен памятник И. (скульптор А. А. Шишков). И.- крайний слева внизу среди избранных святых на рельефном Распятии Христовом (1997, ц. Покрова Богородицы Марфо-Мариинского мон-ря). В музеях и церковных учреждениях Белгорода хранится неск. совр. живописных полотен московских и белгородских художников с композициями из Жития святителя («Ноша. Из жизни святителя Иоасафа Белгородского», 1994-1999, худож. В. Ф. Желобок, БГХМ). Поясной образ И. традиц. извода (эскиз росписи) создан владимирским худож. А. В. Ореховым (2005, БГХМ).
Я. Э. Зеленина