День памяти Святителя Иакова Ростовского, епископа

День памяти Святителя Иакова Ростовского, епископа

ИАКОВ
(XIV в.), свт. (пам. 27 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. Источники содержат существенные расхождения в сведениях о времени служения святого. В летописях И. упоминается только в списке ростовских архиереев, к-рый в сводах 2-й пол. XV в. сопровождает известие 1396 г. о поставлении ростовского еп. св. Григория. Здесь перечень епископов читается в таком порядке: «Антоний, Иаков, Иван, Гаврила». В списке налицо ошибка, т. к. Гавриил был поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти Ростовского еп. св. Антония (1329-1336), в 1346 г. Гавриил оставил кафедру (или был смещен с нее), и в том же году Ростовским епископом стал Иоанн (1346-1356). Однако ясно, что составители перечня относили пребывание И. на Ростовской кафедре ко времени до 1346 г. Более достоверным представляется сообщение, содержащееся в службе и в Житии святителя, о том, что он был назначен на Ростовскую епархию после кончины еп. Матфея Гречина, управлявшего епархией с ок. 1381 до зимы 1384/85 г. (см. ниже). Вероятно, И. был поставлен митр. Пименом в период между поездками в К-поль, т. е. между июлем 1388 и нач. 1389 г. Когда митр. св. Киприан в 1390 г. приехал в Москву, Ростовскую кафедру уже занимал свт. Феодор. Важно отметить, что в перечне Ростовских епископов в Новгородской IV летописи (составлен в 1-й пол. XV в.) за Матфеем Гречином следует свт. Феодор, тот же перечень читается в Типографской летописи - ростовском владычном своде 2-й пол. XV в. В печатных Святцах 1646 г. в качестве даты кончины И. впервые был указан 6900 (1391/92) г. (Л. 89 об.), что повлияло на последующую церковную историографию. Очевидно, что составителям Святцев дата смерти святого была неизвестна (по-видимому, она недописана). В созданном в нач. XVIII в. «Летописце о ростовских архиереях» сообщается, что И. был хиротонисан во епископа Ростовского в 1386 г., через 3 года изгнан и скончался 27 нояб. 1392 г. в основанной им обители (очевидно, в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре), где его мощи покоятся под спудом.


Свт. Иаков Ростовский. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1685 г. Артель Гурия Никитина
Житие И., по аргументированному предположению Е. В. Ухановой, было создано в 1762 г. (А. И. Клибанов, не приводя доказательств, предположил, что первоначальное несохранившееся Житие святого было написано к его канонизации в 1547.) Житие известно в одной редакции, представленной 4 полными и 2 неполными списками 60-х гг. XVIII - нач. XX в. Составитель Жития в качестве своих источников указывает службу И. под 27 нояб. в минее месячной, где сообщается, что И. был поставлен на Ростовскую кафедру из «иеромонахов монастырей ростовских» при вел. кн. Василии I Димитриевиче (к-рый именуется Донским) и митр. св. Киприане «по Матфеи Греченине». Согласно Житию, И. одержал победу в публичном споре с неким явившимся в Ростове еретиком-«армяновером» Маркианом, взгляды к-рого на основании Жития можно охарактеризовать как иконоборческие, а на основании службы И.- как антитринитарные. Еретик привлек к лжеучению мн. жителей города, однако после спора с И. он был изгнан из Ростова. Прот. Иоанн Троицкий и архиеп. Филарет (Гумилевский) рассматривали ересь Маркиана как смесь христианства с магометанством, Клибанов считал ее наиболее ранним антитринитарным выступлением на Руси. Однако Ф. Г. Спасский, анализируя службу И., показал, что она имеет компилятивный характер (Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 20082. С. 168-169); к этому выводу присоединилась Уханова, исследовавшая службу по спискам XVI - нач. XVII в. (в рукописях служба помещается под 27 нояб. и 7 февр.) и датировавшая ее временем не позднее 1-й четв. XVI в. Почти все стихиры службы И. заимствованы из служб общей минеи, из служб святителям Петру Московскому, Игнатию, Леонтию, Исаии Ростовским, Савве Сербскому (8 февр.), Стефану Сурожскому, Кириллу Александрийскому, Афанасию Великому, Николаю Чудотворцу, Григорию Паламе, Вуколу Смирнскому, прп. Иоанну Дамаскину, ап. Иакову, брату Господню, ап. Иакову Алфееву и мч. Иакову Персиянину. Тропарь и кондак И. взяты из службы Пахомия Логофета свт. Евфимию Новгородскому (Уханова. 1993. С. 244). Основным источником службы И. стал канон свт. Вуколу, еп. Смирнскому († ок. 100 или 105), боровшемуся с антитринитариями. В каноне свт. Вуколу в качестве ересиарха упоминается Маркион, имя к-рого, очевидно, перешло с небольшим изменением в Житие И. Последователи Маркиана названы в Житии И. «двуперстниками» и «раскольщиками проклятыми». В связи с этими названиями данный памятник можно рассматривать в контексте антистарообрядческой полемики XVIII в. По др. источникам, в т. ч. по синодикам с анафематствованием рус. еретиков, еретик с таким именем неизвестен.


Свт. Иаков Ростовский. Роспись ц. во имя прп. Сергия Радонежского в с. Мосейцево Ростовского р-на Ярославской обл. 1-я пол. XIX в., поновление 1886, 1951 гг.
В Житии повествуется, что через 7 лет после вступления на кафедру И. был изгнан ростовцами за то, что он помиловал грешницу, осужденную князем и горожанами на казнь. И. положил свою мантию на воду оз. Неро и поплыл на ней, как на плоту. Отплыв на нек-рое расстояние, он вышел на берег. Здесь И. основал обитель в честь Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы (Спасо-Иаковлевский мон-рь), где провел остаток жизни, отказавшись, несмотря на мольбы раскаявшихся ростовцев, вернуться на кафедру. Умер «в старости мастите» и был погребен в монастырской деревянной Зачатиевской ц., «за левым крылосом» (Она же. 1998. С. 58).

Спустя много лет, согласно Житию, были обретены нетленные мощи И., от к-рых начали происходить чудотворения, продолжающиеся и «ныне», т. е. во время составления Жития. В Смутное время Зачатиевский монастырь был разорен, митр. Иона (Сысоевич; 1652-1690) приписал его к архиерейскому дому. В 1686/87 г. в обители вместо деревянной Зачатиевской ц. был построен собор, освященный митр. Ионой во имя Св. Троицы, в 1725 г. к собору с севера был пристроен Зачатиевский придел. Согласно описи Свято-Троицкого собора 1738 г. (старейшей из сохранившихся), мощи И. покоились под спудом, гробница (деревянная) находилась перед иконостасом, к северу от царских врат, над ней имелась каменная сень. В 1754 г. по указу митр. Арсения (Мацеевича) Свято-Троицкий собор был переосвящен в Зачатиевский, Зачатиевский придел собора был посвящен И. В 1779 г. каменную сень над гробницей И. разобрали; новая деревянная резная сень в 1780 г. была покрыта червонным золотом.

В 1824-1827 гг. к Зачатиевскому собору вместо придела во имя И. вплотную был пристроен посвященный И. храм, архитектурный облик которого был определен имп. Александром I в 1823 г., во время поездки к святыням Ростова. Построенный на средства гр. А. А. Орловой-Чесменской храм был освящен в 1836 г. Московским митр. св. Филаретом (Дроздовым). В 1845 г. над могилой И., в сквозной нише у сев. стены Зачатиевского собора (устроенной из оконного проема XVII в.), была установлена кованая серебряная рака, созданная на средства гр. Орловой-Чесменской (раку поместили так, что поклониться мощам И. было возможно как в Зачатиевском соборе, так и у юж. стены Иаковлевской ц.), сень была разобрана. Поверх 4-угольной раки, стоявшей на белокаменном постаменте, лежала кипарисовая доска с изображением суда И. над грешницей. По сторонам раки были представлены чудеса святителя и начертаны сведения о его жизни. В 1912 г. еп. Иосиф (Петровых) под Иаковлевской ц. устроил Воскресенский храм с Гробом Господним наподобие иерусалимского храма (здесь также есть повторения Вифлеемской пещеры, Голгофы и темницы Спасителя). В Воскресенском храме справа, над погребением И., в нише фундамента, было устроено мраморное надгробие, над к-рым помещалось изображение И., почивающего в гробу, написанное маслом на цинке.

Могила И. не вскрывалась, однако в 20-х гг. XX в. рака была изъята из Зачатиевского собора. После возрождения обители в 1991 г. надгробный комплекс И. был восстановлен в Иаковлевской ц.: там устроена деревянная рака с изображением святителя на крышке, в 2000 г. раку украсили резной деревянной сенью.

Почитание И. известно с кон. XV в. Его имя встречается среди имен др. рус. святых в месяцеслове 1487 г. (Голубинский. Канонизация святых. С. 85). Общерусская канонизация И. состоялась на соборе в 1549 г. (Ключевский. Древнерусские жития. С. 462). В 1563 г. царь Иоанн IV Васильевич писал, что рус. войска взяли Полоцк молитвами всех рус. святых, в т. ч. 7 ростовских, среди к-рых назван И. (АИ. Т. 1. № 168. С. 320). В святцах Псалтири с восследованием (М., 1658) память И. отсутствует. Однако в Псалтири с восследованием, изданной в 1681 г., память И. указана (Л. 292), что, вероятно, связано с деятельностью ростовского митр. Ионы (Сысоевича). Во 2-й пол. XVIII в. почитание И. стало более активным в связи с канонизацией в 1757 г. свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, гробница к-рого также находится в Зачатиевском соборе Спасо-Иаковлевского мон-ря. Очевидно, составление Жития И. в 1762 г. связано с канонизацией свт. Димитрия. В ростовских святцах в качестве дней памяти И. названы 6, 7, 12 февр. и 22, 27 нояб. (Ярославский. 1887. Стб. 357).
В. И. Вахрина, Э. П. Р.
Иконография
В иконописных подлинниках XVII-XIX вв. под 27 нояб. указаны особенности образа И.: «Сед, власы кудреват, на главе шапка» (2-я четв. XVII в.; РНБ. Соф. № 1523. Л. 55 об.- описание дополнено оплечным рисунком пером); «сед, брада Богословля, в митре, риза святительска» (посл. четв. XVII в.; ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 38 об.); «в шапке, брада Богословля, седа, ризы святительские, амфор [омофор], Евангелие» (30-е гг. XIX в.; ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 92 об.; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 202; Большаков. Подлинник иконописный. С. 53 - см. под 28 нояб.). Встречаются и др. варианты: «Сед, брада аки у Андрея Стратилата, в шапке, ризы святительския» (под 6 янв.); «сед, брада поменши Иоанна Богослова, на главе клобук бел, ризы святительския, амфор и Евангелие» (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. № 1931. Л. 70 об., 107). Основной особенностью иконографии И. является головной убор - архиерейская шапка (митра), украшенная шитьем и иконами, отороченная мехом, похожая на княжеские шапки; она встречается гораздо реже, чем клобук в изображениях архиереев. В позднее время существовали изображения святого и в шапке, и в белом клобуке (так были представлены Ростовские святители Леонтий, Игнатий и Исаия), и в высокой митре, характерной для XVIII-XIX вв. В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. описан внешний вид И.: «...типа русскаго, лицо худощавое с большой седой бородой, волосы просты, в фелони и омофоре» (Руководство к писанию икон. С. 87).


Святители Иаков и Димитрий Ростовские. Эмалевая икона. 80-е гг. XIX в. (ГМЗРК)
Ранние известные изображения И. на его иконах и в настенных росписях сер.- 2-й пол. XVI в. были созданы после канонизации святителя. На таблетке сер. XVI в. (ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 51. № 397) И. представлен среди избранных святых - святителей Николая и Стефана, прп. Саввы Освященного. На иконе «Ростовские святители и свт. Петр Московский» сер. XVI в. (РГИАХМЗ) представлены в рост И. (в традиц. головном уборе), святители Леонтий, Исаия и Игнатий, на раме - полуфигура свт. Петра (Николаева Т. В. Мелкая пластика, скульптура, декоративная резьба // Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. С. 364). На 3-рядной иконе «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» 1565 г. работы Д. И. Усова, иконописца кн. Юрия Ивановича Тёмкина-Ростовского (ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Т. 2. С. 52-53. № 399. Ил. 14), И.- в фелони, омофоре и митре, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке, шапка волос и раздвоенная борода средней величины - включен в число избранных святых, рядом с др. Ростовскими святителями. И. изображен на выносной иконе Божией Матери «Знамение» в композиции «Зачатие св. Иоанна Предтечи» на обороте (2-я пол. XVI в., ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Т. 2. С. 29. № 371) - на верхнем поле в группе избранных святых. Икона создана в новгородских землях, следов. уже в ранний период расширились границы распространения изображений Ростовского святителя.


Свт. Иаков Ростовский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов)
В 1563-1564 гг. выполнены росписи в соборе Преображенского монастыря Ярославля, где на сев.-вост. столпе И. показан в рост, с разведенными в стороны руками, пальцы десницы сложены в 2-перстном благословении, на левой руке - Евангелие (Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 95, 100. Табл. 9). Если в иконографии святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, рус. святителей Петра, Алексия и Ионы Московских, Леонтия Ростовского такой извод был широко распространен, то среди изображений И. др. подобные примеры неизвестны. Существует мнение, что И. представлен в росписи алтаря Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в. (Мельник А. Г. Иконография св. Иакова Ростовского // ИКРЗ. 2008 (в печати)).

Широкое распространение изображения И. получили во 2-й пол. XVII в., во время управления Ростовской епархией митр. Ионой (Сысоевичем). Образ И., как правило, дополняет изображения ростовских святителей Леонтия, Исаии и Игнатия, к-рых с XV в. писали вместе. В росписях 1680 г., исполненных артелью костромских и ярославских иконописцев под рук. Гурия Никитина в ярославской ц. во имя прор. Илии, И. помещен в центральной апсиде вост. стены алтаря в ряду святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа Московских и святителей Леонтия, Исаии, Игнатия Ростовских (Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т. А. Ц. Ильи пророка в Ярославле. М., 2002. С. 49, 89, 95), что свидетельствует о высокой степени почитания И. в епархии. В каждом храме Ростовского архиерейского дома (кремля) имеется образ И. Так, в ц. Воскресения (ок. 1670) поясное изображение святителя представлено на откосе окна верхнего яруса, в ц. Спаса на Сенях (1675) - ростовой образ на склоне арки солеи, в ц. ап. Иоанна Богослова (1683) - на оконном откосе верхнего яруса (И. с кудрявыми волосами и волнистой клинообразной бородой). В росписях этих храмов участвовали костромские, ярославские и ростовские мастера.

В 1686 г. митр. Иона в Спасо-Иаковлевском мон-ре над мощами И. построил вместо деревянного каменный Троицкий собор (в наст. время освящен в честь Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы). Росписи в соборе, выполненные в 1689 г., включают неск. изображений И.: ростовое в местном ряду каменного иконостаса и в составе двух композиций «на северной стене по сторонам портала - «Рождество св. Иакова» и «Погребение св. Иакова» (от обеих композиций сохранились лишь небольшие фрагменты), составляющие житийный цикл в предельно кратком варианте» (Никитина. 2006. С. 336). На алтарной преграде И. изображен прямолично в рост, с благословляющей десницей, в левой руке перед грудью Евангелие. Сохранилась единоличная икона И. 2-й пол. XIX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове), написанная маслом, к-рая, очевидно, происходит из местного ряда иконостаса Иаковлевского храма. Святитель представлен в рост, вполоборота влево, с пышной седой бородой, в высокой митре. В Воскресенском храме мон-ря над погребением И. в нише фундамента было устроено в 1912 г. мраморное надгробие, над к-рым помещалось изображение почивающего в гробу И., написанное маслом на цинке (не сохр.- Виденеева А. Е. Воскресенский храм ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря // Тр. Ростовского музея. Ростов, 1991. С. 94).

В иконописи образ И. встречается в основном среди Ростовских святых. На Боголюбской иконе Божией Матери кон. XVI - нач. XVII в., приписываемой строгановскому иконописцу Семену Бороздину (ГРМ), в молении перед Богородицей представлены коленопреклоненные святители Леонтий, Исаия, Игнатий и стоящие за ними И., прп. Петр, царевич Ордынский, блж. Исидор Твердислов, прп. Авраамий Ростовский («Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 1995. С. 177. Кат. 103). На иконе «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» 1645 г. (ГМЗРК, см.: Вахрина. 2006. С. 250-253. Кат. 70), первоначально находившейся над городскими воротами Ростова, ок. сер. XVIII в. были приписаны во 2-м ряду оплечные изображения ростовских святых, в т. ч. И. На иконе избранных Ростовских чудотворцев XVII в. из иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле (ЯИАМЗ) фигура И. помещена в центре, по сторонам - образы прп. Авраамия и блж. Исидора. Образ 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове представляет Ростовских святых в 2 ряда, И. в 1-м ряду крайний слева, на нижнем поле надпись: «Образу Ростовских чудотворцев моляша Феодор Стефанов с сыном своим Афанасием…» (Титов А. А. Ростов Великий в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 67). Подобная икона Московских и Ростовских святых с изображением в центре свт. Николая Чудотворца (2-я пол. XVII в., происходит из церкви с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл., СПГИАХМЗ - Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 21) включает полуфигуру И. (с волнистой, раздвоенной на конце бородой с проседью) в центре 2-го ряда вместе со свт. Филиппом Московским. Сохранились икона И. XVII в. из ростового деисусного чина (ЯХМ), хоругвь с фигурами свт. Ионы Московского и И. в молении перед образом Спаса Нерукотворного XVIII в. (на обороте - мц. Параскева, ГМЗРК), икона «Избранные святые» 1-й пол. XIX в. (ГМЗРК), где И. представлен справа.


Свт. Иаков Ростовский «Собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов)
С XVII в. были распространены изводы «Богоматерь с Младенцем и молящимися Ростовскими святыми» (напр., прориси с икон XVII в., ГРМ - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447), «Избранные святые перед Ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери», где среди избранных святых преобладали Ростовские чудотворцы, в т. ч. И. (как правило, в 1-м ряду),- иконы 2-й пол., кон. XVII в., 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК; см.: Вахрина. 2006. С. 352-357, 416-417. Кат. 106-108, 124), 2-й пол. XVIII в. (ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». СПб., 1995. С. 230. Кат. 145). В верхней части образа «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с избранными святыми» 1729 г. (ГМЗРК, см.: Вахрина. 1998. С. 100), в группе молящихся Св. Троице Новозаветной, написаны преимущественно Ростовские чудотворцы, в их числе И. Святой изображен на одном из клейм на левом поле Владимирской иконы Божией Матери 1855 г. письма А. Ф. Крылова (происходит из Успенского собора Ростова, ГМЗРК; см.: Вахрина. 1998. С. 105-106).

Изображение И. встречается в произведениях лицевого шитья 2-й пол. XVII в. из строгановских мастерских (вотчина Строгановых Соль Вычегодская (ныне Сольвычегодск) в XVII в. относилась к Ростовской епархии). Фигура И. в молении рядом со свт. Игнатием (с др. стороны - образы святителей Леонтия и Исаии) помещена на воскрылиях клобука митр. Ионы, расшитом в строгановских мастерских в 1665 г. (ГМЗРК; см.: Силкин. 2002. С. 285-289. Кат. 89). Г. Д. Строганов вложил пелену «Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и Стефан Великопермский» (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в.) в нижегородский Преображенский собор (НИАМЗ; см.: Там же. С. 324, 326-327. Кат. 128) - И. с Евангелием в руках, борода средней длины, немного сужается книзу. На саккосе митр. Казанского и Свияжского Лаврентия, исполненном в 60-х гг. XVII в. в мастерской А. И. Строгановой (вклад в Благовещенский собор Казани, ГОМРТ; см.: Там же. С. 294-297. Кат. 95), И. наряду с др. Ростовскими святителями представлен на вставной полосе, пришитой к подольнику в XVIII в.

Новый этап развития иконографии И. связан с обретением в 1752 г. в основанной им обители мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского, и с его канонизацией. В XIX - нач. XX в. получили распространение иконы с изображением 2 святителей, нередко на фоне монастыря (1-я пол. XIX в., ЯХМ). В алтаре храма во имя И. изображено Распятие с предстоящими (сер. XIX в.), возле к-рого находятся коленопреклоненные свт. Димитрий (справа) и И. (слева) - старец в митре, с худым, изможденным лицом, длинными седыми волосами и небольшой бородой, облаченный в крещатую фелонь и светло-зеленый омофор, левая рука прижата к груди, правая с раскрытой ладонью опущена вниз. В местном ряду иконостаса ц. во имя свт. Димитрия Ростовского (1802, построена и украшена на средства гр. Н. П. Шереметева) Спасо-Иаковлевской обители изображены И. (слева) и свт. Димитрий (справа), оба в высоких митрах. Ростовой образ И. на фоне архитектурных кулис (нач. XIX в.) расположен на скосе сев.-вост. пилона; в трапезной части храма на вост. стороне левого столпа находилась икона «Преставление свт. Иакова» нач. XIX в., на правом столпе - «Обретение мощей свт. Димитрия» (Буцких Е. В. Об интерьере Димитриевского храма ростовского Спас-Яковлевского монастыря // СРМ. Ростов, 1991. Вып. 2. С. 33-34). Симметрично расположены фигуры И. и свт. Димитрия на иконе «Ростовские святые», написанной в 1902 г. иконописцем В. П. Гурьяновым и поднесенной в дар А. А. Титову (ГМЗРК; см.: Вахрина. 1998. С. 110).

C XVIII в. в Ростове писали для паломников много икон в технике живописи по эмали (ростовская финифть) с изображением свт. Димитрия и И. (образ 80-х гг. XIX в. из Димитриевского ДУ, ГМЗРК). Существуют также иконы с видами Ростовского кремля, Спасо-Иаковлевского мон-ря в нижней части композиции, вверху в облаках в молитвенном предстоянии, в рост или коленопреклоненные Ростовские святые, среди к-рых всегда присутствует И. На иконах с изображением Ростовских чудотворцев И. и свт. Димитрий выделялись не только сходством митр, но и особым местоположением. Так, на эмалевой иконе «Образ всех Ростовских чудотворцев» сер. XIX в. (ГМЗРК) в 1-м ряду в центре представлены святители Леонтий, Исаия, Игнатий, рядом слева - И., справа - свт. Димитрий.

На серебряном позолоченном окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. (московский мастер Я. Фролов; происходит из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове, ГМЗРК) в 15 овальных медальонах вычеканены поколенные изображения рус. святых, среди к-рых преобладают ростовские. Над центральной композицией «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому еп. Трифону» слева изображен вполоборота к центру И. в высокой митре, с Евангелием в руке, справа - свт. Димитрий Ростовский.

В соборе Рождества Пресв. Богородицы ростовского Рождественского мон-ря, расписанном в 1715 г., образ И. находится в алтаре (Алитова, Никитина. 2008. С. 57). В стенописи 60-х гг. XVIII в. Вознесенской ц. Ростова святители Леонтий, Исаия, Игнатий и И. изображены на откосах дверного проема (Там же. С. 78). В росписях XVIII - нач. XX в. храмов Ростова и Ростовского у. часто встречаются изображения И. (см.: Там же. 2008. С. 574 - указано 18 церквей с изображениями И. в стенописи). Образ И. (рядом со свт. Дионисием Суздальским) был включен в программу росписи алтарной арки придела во имя блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (худож. В. Д. Фартусов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76).

Редким является изображение сцен из жизни И. Ряд житийных композиций иллюстрирует Житие И. в рукописи Ростовского патерика 60-х гг. XVIII в. (РНБ. Тит. № 43 (Ф. 775); см.: Уханова Е. В. «Житие» св. Иакова, еп. Ростовского, в контексте источников по рус. истории XIV-XIX вв. // Рус. книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 52. (Тр. ГИМ; 95)): святитель на фоне обители; рождение святого; грешница перед И.; чудо святителя, плывущего на мантии; погребение И. и обретение мощей святого. На иконе, выполненной в технике гризайли во 2-й пол. XVIII в. ростовским художником-эмальером А. И. Всесвятским, написан сюжет «Суд свт. Иакова над грешницей» (ГМЗРК). В храме во имя И. на стенах и сводах в 1836 г. были написаны худож. Тимофеем Медведевым композиции из Жития И. На юж. стене при входе в храм святитель изображен плывущим на мантии по озеру (роспись закрашена в 2001). Живопись со сценами из Жития И. и Жития свт. Димитрия сохранилась на сев. и юж. сторонах сводов ризницы, расположенной над Иаковлевским храмом. В композиции «Оправдание грешницы свт. Иаковом» действие происходит на ступенях новопостроенного Иаковлевского храма, на фоне др. зданий монастыря (Алитова, Никитина. 2008. С. 69).

Образ И. вводился в минейные циклы - напр., в Минее на нояб. 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 350-351) - редкое изображение И. в белом клобуке. Расширенный вариант Собора Ростовских святых, включающий местночтимых, представляют иконы 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове (фигура И. в 1-м ряду). В составе Собора русских святых ростовые изображения И. имеются на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; Icônes russes. 2000. P. 142-143. Cat. 52) - И. в архиерейской шапке между святителями Исаией и Игнатием. Он написан также на иконе рус. чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ). В группе подвижников XIV в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись в акад. манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), имеется необычное изображение И. в архиерейской мантии.

В иконописи XX в. образ И. встречается на иконах мон. Иулиании (Соколовой): «Собор святителей, в земли Российстей просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ - И. первый в ряду 6 Ростовских святителей в правой части ряда) и «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - И. слева в 1-м ряду группы Ростовских чудотворцев), а также на совр. списках этой композиции. Святой представлен с Евангелием на покровенных руках под 27 нояб. на лицевых святцах рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. S. 43). Существует рис. для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 71).

После возвращения Спасо-Иаковлевского мон-ря РПЦ в 1992 г. была написана икона, предназначенная для места захоронения И. около юж. стены Иаковлевского храма (иконописец З. И. Боровских) - святитель в архиерейской шапке, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. В обители находятся икона «Собор Ростовских святых» (1993, иконописец Боровских), единоличная икона И. в молении (вполоборота влево, на фоне холмистой местности и храмов мон-ря) в местном ряду иконостаса Иаковлевского храма (2007, иконописец А. Федотов, иконописная мастерская г. Пушкин). Сень над местом погребения И. вырезана худож. А. Ю. Пигарёвым (1998). Образы И. в иконописи нач. XXI в. продолжают традиции его иконографии.
В. И. Вахрина

Наверх