Проповеди на праздники:

День памяти Священномученика Елевферия, епископа, мученицы Анфии и мученика Корива, епарха

День памяти Священномученика Елевферия, епископа, мученицы Анфии и мученика Корива, епарха

ЕЛЕВФЕРИЙ
сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.), еп. Иллирийский (?). Пострадал в Риме при имп. Адриане (117-138) вместе с матерью Анфией (Еванфией) и префектом Коривом.

Литературная традиция Мученичества Е.

Греч. оригинал текста Мученичества Е. дошел до нас в дометафрастовской редакции, к-рая легла в основу лат. перевода, в X в. была переработана прп. Симеоном Метафрастом и уже в этом варианте стала основой для слав. парафраза в Минеях-Четьих свт. Димитрия Ростовского. Дометафрастовская редакция не отличается ни изяществом стиля, ни хорошим греч. языком и предположительно была написана в одном из греческих монастырей Рима не позднее рубежа VIII и IX вв. Этот текст, его латинская редакция и парафраз Симеона Метафраста отличаются лишь незначительными деталями.


Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.246)

Авторами лат. перевода Мученичества Е. названы пресвитеры Евлогий и Феодул, якобы рукоположенные Е., однако, по мнению Д. Папеброха, лат. версия не является столь древней (ActaSS. Apr. T. 2. P. 535). Ок. сер. IX в. известно уже 2 ее редакции: 1-я условно называется Реатской (из-за упоминания о погребении Е. и Анфии в г. Реата (ныне Риети)), а 2-я - Эканской (по сообщению о перенесении мощей святых сразу после их кончины в г. Экана (ныне Троя, Апулия). Реатская редакция (BHL, N 2450) почти совпадает с греч. дометафрастовским Мученичеством Е., за исключением истории погребения. Греч. версии лишь кратко упоминают о погребении в Риме. В обеих лат. редакциях основной сюжет страдания Е. сохраняется. Эканской редакцией (BHL, N 2451) пользовались составители Каролингских Мартирологов Флор Лионский, Рабан Мавр, Адон Вьеннский, Узуард и Ноткер Заика, а также каноник Флодоард Реймсский в поэме «О победах Христа в Италии».

 По содержанию Мученичество Е. представляет собой традиц. для этого жанра описание пыток, при к-рых святой не чувствовал боли, и диалог между императором и мучеником. По форме описания страдания Е. более похожи на театральное действо, где имп. Адриан представлен в комическом виде безумного тирана, нежели на историческое повествование. Последнее весьма характерно для рим. апокрифики Деяний апостолов Петра и Павла (Скогорев А. П. Апокрифические деяния апостолов. СПб., 2000. С. 94-95), оказавшей влияние на рим. агиографию. Комические аспекты образа имп. Адриана были неск. сглажены Симеоном Метафрастом.

Житие Е.

Отец Е., Евгений, служил в Риме, был сенатором и трижды назначался консулом. Мать Е., Анфия, была обращена в христианство и крещена ап. Павлом (по версии Метафраста); в более ранних редакциях Мученичества Е. говорится, что она лишь видела апостола. Своего сына она воспитывала в благочестии и посвятила Богу, отдав для церковного служения папе Аникету (155-166). Тот рукоположил 15-летнего Е. во диакона, через 3 года - во пресвитера и еще через 2 - во епископа, отправив проповедовать христианство в пров. Иллирик. В это время имп. Адриан начал гонения на христиан и послал в Иллирик комита Феликса, чтобы арестовать Е. и доставить в Рим. Феликс исполнил приказание, однако сам был обращен Е. и сделался тайным христианином. В Риме император лично допрашивал Е. Затем его пытали огнем, бросали зверям, привязывали к колеснице, но после пыток Е. оставался невредимым. Его посетил ангел. При истязаниях присутствовал префект Корив, к-рый, видя чудеса и слыша молитву мученика, обличил беззаконие императора и объявил себя христианином, за что был брошен в печь, приготовленную для Е., но остался невредим, после чего был обезглавлен. Такую же смерть принял и Е. Св. Анфия была убита по приказу имп. Адриана, когда оплакивала оставленное без погребения тело сына.

История почитания Е.

В Реатской редакции Мученичества Е. сообщается, что еп. Реаты Прим взял тела мучеников и похоронил их в местности Урбаниан на Соляной дороге (в 1 миле от Реаты и в 61 - от Рима). Эканская редакция принципиально отличается только в 1-й части, где говорится о жизни Е. до поставления в епископы. Здесь умалчиваются исторические детали: не указано ни имя, ни кафедра епископа, при к-ром Е. проходил служение; не названо даже место рождения Е. Епископское служение Е. связывается здесь не с Иллириком, а с Эканой, туда был послан Феликс, чтобы доставить святого в Рим. Мн. эканские жители прибыли после кончины мучеников, взяли тела Е. и Анфии, перенесли в свой город и похоронили. В наст. время мощи Е. и Анфии находятся в городах Троя и Риети (где их подлинность официально признана Римской Церковью), не считая их мелких частиц в др. городах Италии (напр., в Террачине) и за ее пределами (напр., палец Е. в г. Антверпен, Бельгия).

Освидетельствование мощей Е. было произведено 16 февр. 1597 г., когда они находились в бывш. кафедральной ц. ап. Иоанна Богослова, в к-рую были перенесены 13 авг. 1298 г. по благословению папы Иннокентия III местным еп. Аденульфом в присутствии 2 кардиналов и архиеп. Компостельского Петра. Сохранилось сказание об этом событии, где причиной перенесения мощей названо разорение храма за городской стеной сицилийским кор. Роджером. В кон. XIII - нач. XIV в. на месте древней церкви в Урбаниане возник бенедиктинский мон-рь, разоренный в 1499 г., во время восстания Ринальдо Альфано. В 1562 г. под полом разоренной церкви была найдена урна с мощами мц. Анфии, к-рую также передали ц. ап. Иоанна Богослова. Тем не менее сведения Реатской редакции о том, что мощи мучеников находились в Реате изначально, нельзя признать достоверными; они могли быть перенесены туда не ранее кон. VIII в. В рим. итинерариях VII - нач. VIII в. в качестве места погребения Е. называют катакомбы «ad clivum cucumeris» на Соляной дороге под Римом.


Рака с мощами сщмч. Елевферия, еп. Иллирийского в ц. сщмч. Елевферия в Афинах

В Римском Мартирологе Е. назван мучеником из г. Мессана (ныне Мессина) на о-ве Сицилия. Эта ошибка восходит к Мартирологу Флора, к-рый, пересказывая Эканскую редакцию Мученичества Е., указал местом почитания Е. г. Мессана в Апулии. Ту же ошибку повторили Адон Вьеннский и Флор Лионский. В XVII в. из-за этого на Сицилии стали местно почитать Е., однако упоминаний о наличии там его мощей не зафиксировано. Подобной ошибке обязано возникновение почитания Е. в хорват. г. Пореч (итал. Паренцо), причем указывалось, что мощи Е. якобы были перенесены туда из Аквилеи. Эта легенда опирается на ошибочное написание «Аквилея» вместо «Апулия» в Мартирологах Рабана Мавра (PL. 111. Col. 140) и Ноткера Заики (PL. 131. Col. 166). При этом последний, хотя и заимствовал у Адона неверное название города (Мессана), правильно именует Е. епископом Аквилейским. Рабан и Ноткер сообщают, что после мученической кончины мощи Е. и Анфии были перенесены в г. Аквилея, где Е. был епископом, и там захоронены.

За пределами Италии и Франкского королевства культ Е. зафиксирован в мосарабских календарях в Испании XI-XII вв. Относительно раннего почитания Е. и его мощей в К-поле имеется 2 свидетельства. Первое принадлежит прп. Иосифу Песнописцу (IX в.), к-рый в каноне Е. говорит о «токах исцелений», идущих от его раки. Второе свидетельство приведено в Синаксаре К-польской ц. кон. X в., где упоминается о ц. во имя Е. в квартале Ксиролоф. Этот храм был построен при имп. Аркадии (395-408) патрикием Василием (Janin. Églises et monastères. P. 110). Однако оба этих упоминания не исключают того, что свидетельства IX-X вв. могут быть исторически неточными.

С К-полем был связан мч. Елевферий Кувикуларий, пострадавший в Вифинии, однако погребенный скорее всего в К-поле (тогда Византии), откуда, согласно Житию, он был родом. Видимо, в честь этого мученика и была построена ц. патрикия Василия и именно его мощи издревле в ней хранились. С распространением в IX-X вв. в Византийской империи почитания Е. Римского оно могло смешаться с культом мч. Елевферия Кувикулария. В пользу этой гипотезы говорит и тот факт, что синаксари семейства M (по классификации И. Делеэ) указывают под 15 дек. память не рим. мч. Е., а Е. Кувикулария.


Сщмч. Елевферий Иллирийский. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек

Относительно дня памяти Е. зап. и визант. традиции расходятся. Согласно 1-й, восходящей к Мартирологу блж. Иеронима, память Е. празднуется 18 апр. Эту же дату сохраняют каролингские мартирологи и мосарабские календари. В нек-рых рукописях также засвидетельствованы 24 нояб., 6 сент. (вместо папы Елевферия). В визант. синаксарях память Е. и Анфии помещается под 15 дек. со сказанием и 20 (или 21) дек. без него. Устав Великой ц. указывает синаксис (собор) в честь Е. дважды - 15 дек. и 20 июля. Подобным образом в греч. печатных Минеях указано 15 дек. как память Е. и 20(21) июля - как синаксис Е. В слав. Минеях сохранился только день памяти 15 дек., где помещена служба с каноном Иосифа. Имеется и др. греч. канон, приписываемый Георгию (AHG. Vol. 4. P. 299-309). Мраморный Неаполитанский календарь дважды упоминает Е.: под 18 апр. по зап. традиции и 15 дек. по византийской. Однако из-за отсутствия в этом календаре к.-л. пояснений нет уверенности, что речь идет об одном и том же лице. В ранних лат. и визант. памятниках как святые упоминаются Е. и Анфия. РПЦ добавляет к ним префекта Корива по традиции, идущей от Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского, к-рый вслед за кард. Цезарем Баронием поместил Корива среди мучеников.

Мученичество Е. лишено всякой исторической достоверности, однако факт существования рим. мучеников Е. и Анфии не вызывает сомнения и подтверждается их почитанием в Риме с древних времен, что зафиксировано в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. IV в.) и рим. итинерариях VII в. В катакомбах «ad clivum cucumeris» на Соляной дороге упоминается захоронение мч. Либерала, о к-ром не сохранилось исторических сведений и к-рому Петр Натальский приписал историю Е. (Petr. Natal. CatSS. II 20; ср. о Е. IV 61). Такую возможность допускает Делеэ, вслед за Папеброхом считавший, что речь идет об одном и том же мученике, известном под 2 разными именами - лат. Либерал и греч. Елевферий (MartHieron. Comment. P. 197, 207; ActaSS. Apr. T. 2. P. 536). Это подтверждается и общностью места захоронения, указанного в рим. итинерариях. Сохранилось 2 эпитафии мч. Либералу авторства некоего Флора (V в.), в к-рых он назван консулом и упомянуто об осквернении его гробницы врагами (вероятно, при взятии Рима Аларихом в 410). Однако в Мартирологе блж. Иеронима эти мученики различаются: память Либерала дается под 20 или 21 дек. и ничего не говорится об Анфии, к-рая упоминается вместе с Е.

В Греции Е. считается покровителем рожениц.

Д. В. Зайцев

Гимнография

Память Е. отмечена в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 132) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Е. не упоминается, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 162, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. T. 3. Ч. 2. С. 37) под 15 дек. указывается память Е. и содержатся посвященные ему канон, цикл стихир и седален. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 338), который является малоазийской редакцией Студийского устава, 15 дек. совершается служба с «Аллилуия»; последование Е. включает канон 1-го гласа, составленный гимнографом Иосифом, ирмос: ᾿Ωἰδὴν ἐπινίκιον̇ (  ), цикл стихир-подобнов и седален. Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 70), относящийся к афоно-итал. редакции Студийского устава, упоминает Е. под 15 дек. без богослужебных указаний.

Ранние редакции Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 36) упоминают Е. под 15 дек. без богослужебного последования. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) приводится устав вседневной службы Е.; тропарь Е. не указан, но имеется кондак 2-го гласа ῾Ως καλλονὴν τῶν ἱερέων̇ (   ); на утрене вместе с каноном Октоиха поется 2 канона Е. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. под 15 дек. излагается порядок совершения вседневной службы Е. и Павлу Латрийскому: в качестве отпустительного тропаря Е. используется общий тропарь священномученику 4-го гласа     утреня совершается с «Бог Господь» (в последующих изданиях Типикона это указание отсутствует), упоминается канон Е. 1-го гласа, по 3-й песни канона приводится кондак Е. 2-го гласа на подобен «Твердыя»     (начиная с исправленного издания Типикона 1682 г., кондак Е. помещается после 6-й песни канона). На литургии прокимен, апостол и аллилуиарий преподобного, Евангелие священномученика.

Последование Е., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь в греч. Минее - ῾Ιερέων ποδήρει κατακοσμούμενος̇ (Священников хитоном украшенный), в русской -     кондак 2-го гласа ῾Ως καλλονὴν τῶν ἱερέων̇ (   ) с икосом; канон, составленный гимнографом Иосифом, 1-го гласа, с акростихом Παθῶν ἐλεύθερόν με δεῖξον παμμάκαρ. ᾿Ιωσήφ (      ), ирмос: ᾿Ωιδὴν ἐπινίκιον̇ (  ), нач.: Παθῶν ἀμαυρότησι (  ) (вероятно, этот канон упом. в Евергетидском Типиконе); анонимный канон (содержится только в греч. Минее) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, с акростихом Θεῖον ᾿Ελευθέριον ἱερῆα τιμάω, Πάτερ (Божественного Елевферия священника почитаю, Отче), ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ (   ), нач.: Θρόνῳ τῆς δόξης Κυρίου (Трону славы Господней); седален; светилен (только в греч. Минее). Греч. богослужебные книги в день памяти Е. также содержат стихиры на вечерней стиховне, хвалитные стихиры и предписывают исполнять великое славословие.

По греч. рукописям известен канон Е. 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом ᾿Ελευθέρᾳ φωνῇ σε δοξάζω, πάτερ (Свободным голосом тебя славлю, Отче), ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ (   ), нач.: ᾿Ελευθερίας τυχόντες (Свободу получившие) (AHG. T. 4. P. 300-309).

Е. Е. Макаров

Иконография

В визант. и древнерус. иконографической традиции Е. изображается с темными короткими волосами, с гуменцом на темени (без гуменца на фреске в ц. свт. Николая близ Сангри на Наксосе, ок. 1270) и с темной короткой бородой. В его левой покровенной руке Евангелие, правой Е. указывает на книгу или благословляет. В «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), в разд. «Cвятые иерархи», о Е. сказано: «...не стар, с бородою, едва показавшеюся» (Ч. 3. § 8. 54).


Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в.

Одно из ранних изображений Е. сохранилось на миниатюре со сценой мучения в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 246, 976-1025 гг., К-поль). Его образы включались в росписи каппадокийских храмов: в Нов. Токалы-килисе (кон. X в.); в Карабулут-килисе близ Авджылара в Гёреме (1-я четв. XI в.); в Карабаш-килисе в Соганлы (1060-1061); в Саклы-килисе в Гёреме (3-я четв. XI в.). Изображение Е. сохранилось в медальоне на крестовом своде диаконника в монастыре в честь Успения Пресв. Богородицы в Дафни (кон. XI в.) - святой изображен как средовек с каштановой короткой раздвоенной бородой, с гуменцом; в соборе Санта-Мария Нуова в Монреале (между 1183 и 1189) - с крестом; в ц. св. Воинов в Ано-Буларии, п-ов Мани (кон. XII в.); в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в ц. Епископи на п-ове Мани (кон. XII в.); в Джамбазли-килисе (нач. XIII в.); в ц. Св. Троицы в Сопочаны, Сербия (ок. 1265); в ц. Таксиархов (1359) и в ц. апостолов Петра и Павла (1561) в Кастории, Греция. Образ Е. почти всегда присутствовал среди изображений иереев в алтарном пространстве македон. храмов XIII-XIV вв., что свидетельствует об особом почитании святого на этой территории.

Иконы с образом Е. встречаются достаточно редко и относятся в основном к поствизант. времени (напр. икона «Св. Елевферий», XVII в., НИМ(С)). О широком почитании Е. на Балканах, в частности в Сев. Греции, свидетельствует изображение его среди избранных святых на иконах, заказываемых частными лицами: «Свт. Елевферий и вмц. Параскева» (1-я пол. XVIII в., музей монастыря Влатадон в Фессалонике); «Св. Елевферий, свт. Николай, великомученики Пантелеимон, Димитрий и Георгий» (XVIII в., Музей церковного искусства в Александруполи, Греция).

В древнерус. искусстве изображения Е. известны в росписи ряда новгородских храмов: Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле (ок. 1363, не сохр.), Спаса на Ильине ул. (1378), св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). Изображение держащего Евангелие Е. с небольшой заостренной бородой помещено на раке с мощами свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Елевферия и прп. Феодосии девицы (ГММК, Благовещенский собор), созданной по повелению царя Бориса Годунова и его сына в 1603-1604 гг. Из московской надвратной церкви, освященной во имя этого святого, как полагают, по мирскому имени свт. Алексия, митр. Московского, происходит житийная икона «Сщмч. Елевферий» (30-е гг. XVII в., ГТГ). В поздней иконописи изображение Е. встречается на иконах, выполненных по заказам частных лиц, и на минейных образах: «Воскресение-Сошествие во ад, со Страстями Христовыми, годовой минеей и чудотворными иконами Богоматери» (1-я пол. XIX в., музей «Невьянская икона», Екатеринбург).

Н. В. Герасименко

Проповеди на праздники:

Наверх