День памяти Преподобного Кирилла Челмогорского

КИРИЛЛ 


Прп. Кирилл Челмогорский. Икона. Посл. треть XVIII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Новинки под Архангельском) 

(сент. 1285 - 8.12.1367 (XV-XVI вв.?), гора Челма между озерами Лёкшмозеро и Челмозеро, в 60 км к северо-западу от Каргополя (ныне Архангельской обл.)), прп. (пам. 8 дек., 3 июня - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Челмогорский, Каргопольский. На горе Челма, где подвизался К., после его кончины возник Челмогорский (Богоявленский, Успенский Кирилло-Челменский) мон-рь. 

Житие 

Основным источником сведений о К. служит Житие преподобного, списки к-рого очень редки (ГИМ. Муз. № 1510, 20-40-е гг. XVIII в.; ГИМ. Барс. № 794. Л. 1-60 об., 30-40-е гг. XVIII в.; БАН. 33.6.7. Л. 61 об.- 124 об., 20-е гг. XIX в., и др.), в рукописях встречаются также небольшие выписки из Жития (БАН. Каргопол. собр. № 62. Л. 311-311 об., 30-е гг. XVIII в.,- автограф выговского книжника Даниила Матвеева). Списки Жития входили как в православную, так и в старообрядческую рукописные традиции.

Житие К. состоит из 2 частей, написанных в XVII в. разными книжниками. Первая часть включает риторическое вступление, содержащее также рассказ о жизни К. на горе Челма, за к-рым следует сказание о посмертных чудесах святого, относящихся к 1620-1673 гг. Вторая часть - «Сказание о пришествии Кирилла на Челму-гору, о его прижизненных чудесах, преставлении, о начале Челмогорского монастыря, строительстве храмов и написании образа святого». Последовательность частей в рукописях неодинакова. Списки, начинающиеся с риторического вступления, имеют следующий инципит (ср.: Тов 12. 7): «Тайну цареву добро есть таити со опасением…» (БАН. 33.6.7 и др.). Списки с иной последовательностью начинаются словами: «По смотрению убо Божию дошед преподобный отец наш Кирилл на место оно, глаголемое Челмо-гора…»; риторическое вступление в этом варианте отсутствует, посмертные чудеса перенесены в конец текста (ГИМ. Барс. № 794 и др.). Некоторые обстоятельства жизни К. и факты из истории мон-ря излагаются в разных частях по-разному. Так, в 1-й части (по списку БАН. 33.6.7) сообщается, что преподобные К. и Корнилий Комельский (ок. 1455-1537) пришли на Челму вместе; согласно 2-й части, Корнилий Комельский пришел на Челму через 3 года после К.


Прп. Кирилл Челмогорский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». 1876 г. (Преображенский собор Нововалаамского мон-ря, Финляндия) 

Автором 1-й части является священник Покровской ц. в с. Лядины (близ Каргополя) Иоанн, книжник и иконописец, написавший в 1656 г. икону К. О своем авторстве Иоанн сообщает в Житии преподобного, рассказывая о 4-кратном явлении ему К. Иоанн был сыном упомянутого в Житии жителя Лёкшмозерской вол. Венедикта, нек-рые его родственники упоминаются в Житии. Вторая часть («Сказание...») почти целиком основана на Житии прп. Нила Столобенского (рубеж XVI и XVII вв.), из к-рого сделаны дословные пространные выписки. При этом сообщение о пребывании К. в Новгороде, даты его прихода на Челму и преставления приведены только во 2-й части. По-видимому, обе части изначально представляли самостоятельные произведения, затем были объединены. Не исключено, что такую работу сделали в старообрядческом Выголексинском общежительстве: известны поморские списки Жития (БАН. 33.6.7 и др.). В XVIII в. Житие К. было использовано выговским книжником при написании «Слова похвального преподобным отцем Александру Ошевенскому, Кириллу Челмогорскому, Пахомию Кенскому, Антонию Сийскому, Никодиму Кожеозерскому, Диодору Юрьегорскому, чюдотворцем Каргополским».


В 1844 г. свящ. Ф. И. Гурьев, служивший в Челмогорской пуст. в 1840-1844 гг. и собиравший «разные той пустыни древности», составил новую редакцию Жития К. Как установил А. Б. Мороз, свящ. Ф. Гурьев воспользовался списком ГИМ. Барс. № 794, текст к-рого подверг значительной правке: сократил, упростил язык и ввел ряд исторических и географических уточнений. Редакция свящ. Ф. Гурьева известна по рукописи ГИМ. Барс. № 795; она была издана К. А. Докучаевым-Басковым по списку, хранившемуся в Челмогорском мон-ре.

Еще одним источником сведений о К. и Челмогорском мон-ре является составленное свящ. Ф. Гурьевым в 40-х гг. XIX в. «Историческое описание Челмогорской пустыни, состоящей в Каргопольском уезде» (ГИМ. Барс. № 795. Л. 68-84 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 450. № 702. Л. 1-14 об.). История жизни К. здесь излагается по Житию с добавлением новых деталей. Среди них - сообщение о прп. Никодиме Кожеезерском, который якобы какое-то время жил вместе с К. и прп. Корнилием Комельским на горе Челма. Несообразность этого известия очевидна: Никодим Кожеезерский († 1639) не был современником К. Источником сведений для свящ. Ф. Гурьева послужил, вероятно, синодик Челмогорского мон-ря, в к-ром имя Никодима Кожеезерского записано вслед за именами К. и Корнилия Комельского. В синодик имя Никодима было включено скорее всего строителем Челмогорского монастыря Филофеем, пострижеником Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря (2-я пол. XVII в.).

Биография К.; основание Челмогорского монастыря 

Согласно 2-й части Жития («Сказанию...»), К. принял постриг в Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре в Новгороде, прожил в нем 6 лет, затем 3 года провел в др. новгородских обителях (не указано, в каких), в 1316 г. пришел на гору Челма, поселился здесь в пещере, потом построил себе «келийцу малу», часовню и ц. в честь Богоявления, умер в возрасте 82 лет и 3 месяцев, прожив на Челме 52 года. В Житии описываются взаимоотношения К. с местными жителями - «древосечцами», пытавшимися поджечь его келью, рыболовами и разбойниками с р. Онеги. Разбойники, именуемые в Житии «чудью белоглазой» (финно-угорское племя), пришли к святому, чтобы обокрасть его, но внезапно ослепли. Под влиянием проповеди К. чудь постепенно обратилась в христианство. В «Сказании...» сообщается, что родным братом К. был прп. Корнилий Комельский (уроженец Ростова, из рода Крюковых), который жил вместе с ним на горе Челма, а затем ушел «в пределы костромския на Обнору-реку и тамо вселися». Однако в Житии Корнилия Комельского К. не упоминается. Незадолго до кончины К. его посетил игумен Вассиановой Строкиной пустыни в Каргополе Иосиф, который исповедал и причастил святого (Вассианова Строкина пуст. возникла вряд ли ранее рубежа XV и XVI вв.: в грамоте 1537 г. Новгородского архиеп. Макария эта обитель названа «новою»; игумен с именем Иосиф по др. источникам неизв.). Во время этой встречи К. пророчествовал о строительстве монастыря на Челме, об ожидавших обитель бедствиях (пожарах, «нахождениях иноплеменных», разорениях), но обещал не оставить это место и после кончины. Далее в «Сказании...» повествуется об устроении гробницы над могилой святого. В «Историческом описании…» приведена надпись на раке с мощами К.: «В лето 6824 (а от Р. Х. 1316-е) пр. отец наш Кирилл, отъкуда и каковых родителей, того не известно, пострижен в Великом Новеграде во обители пр. Антония Римлянина, и пожив в той обители 6 лет, и 3 года во иных монастырях странствуя, и отътуду прииде в каргопольские пределы, и вселися на место, глаголемое Челма-гора, между Лекшмо-езером и Челмо-езером, и на той горе поживе 52 года, созда церковь во имя Богоявления Господня, и монастырь устроив, братию собра, и поживе вся своя лета в великом воздержании, и трудех, и молитвах, преставися к Богу в лето 6876-е (а от Р. Х. 1368-е) декабря 8-го дня, погребен бысть честно на той же Челме-горе игуменом Иосифом». Очевидно, что источником для этой надписи послужило «Сказание...», а не наоборот.

В «Сказании...» в гл. «О поставлении святаго храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Богоявления» сообщается, что вместо сгоревшего от молнии Богоявленского храма монахи поставили новый с приделом во имя вмц. Екатерины над мощами К. и освятили его 9 мая 1419 г. Далее в «Сказании...» следует рассказ о написании образа К. Иоанном новгородцем через неск. лет после строительства Богоявленской ц. Когда иконописец поставил икону на солнце, чтобы высохла олифа, прозрел мон. Антоний, покинувший после мн. лет затворничества свою келью ради того, чтобы прикоснуться к образу святого. Об Антонии автор «Сказания...» сообщает, что тот «в юности своей часто прихождаше благословения ради и молитвы ко преподобному, потребная принося ему» (Житие. 1998. С. 218). В 1-й части Жития также имеется рассказ о создании иконы святого, но другой: образ был написан в июне 1656 г. свящ. Иоанном из с. Лядины (автором Жития К.). Обращает на себя внимание то, что свящ. Иоанн ничего не знал об иконе, существовавшей с XV в. Образ преподобного он написал после неск. чудесных событий: святой явился ему во сне в одно из воскресений 1652 г., когда иерей, отслужив литургию, отдыхал дома; в Великий четверг 1655 г. святой явился ему снова после всенощного бдения; наконец К. явился свящ. Иоанну «с запрещением и внушением», после чего была написана икона.

К. А. Докучаев-Басков, обративший внимание на несоответствия в Житии К., основываясь на датах жизни Корнилия Комельского и учреждения Вассиановой Строкиной пуст., относил время жизни К. к XV - сер. XVI в. К., согласно его вычислениям, поселился на Челме ок. 1494 г., преставился в 1546 г. В. О. Ключевский пытался объяснить анахронизмы в Житии К. тем, что его автор «смешал Комельского пустынника с Корнилием Палеостровским, о котором рано забыли даже в Онежском крае». Между тем в Житии Корнилия Палеостровского К. не упоминается (см.: Житие Корнилия Палеостровского - ГИМ. Барс. № 862, XVIII в.).

О раннем возникновении Челмогорского мон-ря может свидетельствовать грамота, данная мон-рю в 1684 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами. Со ссылкой на строителя Челмогорского мон-ря Филофея (2-я пол. XVII в.) здесь приводятся следующие сведения: «Зачался-де тот их манастырь из давных лет, с крещения Каргополскаго уезда жителей в православную христианскую веру… И в прошлых-де годех, как присланы были в тот манастырь великаго князя Ивана Васильевича всея России великая княгина София Римленка с снохою своею, и в то-де время игумен и вся братия из манастыря высланы вон. А прежде тех великих княгинь в их же манастырь прислана была от великаго князя Дмитрея Шемяки великаго князя Василья Васильевича Темного мати великая княгина София, полского короля Витофта дщерь. И как взята великая княгина София Римленка к Москве, и в то-де время милостинная грамота и иные жалованные грамоты на всякия угодья утерялись, потому что тот манастырь стоял многое время пуст» (РНБ. Собр. Рус. Археол. об-ва. № 56. Л. 18-19 об., список грамоты кон. XVIII в.). Если отнестись к этому сообщению с доверием, то нужно признать, что по крайней мере в 1-й пол. XV в. Челмогорский мон-рь уже существовал. Так, в Типографской и Софийской II летописях под 1447 г. сообщается о пребывании Софии Витовтовны в Каргополе (она была здесь в плену у Дмитрия Георгиевича Шемяки (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 121; Т. 25. С. 269)), но Челмогорский мон-рь при этом не упоминается. В 1480 г., во время Стояния на Угре, вел. кнг. София (Зоя) Палеолог уехала «с детьми» на Север; летописи сообщают о разорении земли сопровождавшими Софию холопами (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 310). Т. о., грамота 1684 г. не содержит грубых ошибок, но и не дает надежной уверенности в раннем основании мон-ря. В 30-х гг. XIX в. грамоты о пребывании вел. княгинь пытался разыскать в Челмогорском мон-ре Я. И. Бердников, но документов не нашел. С определенностью можно утверждать, что в 1544 г. мон-рь существовал - этим годом датируется жалованная грамота царя Иоанна IV Васильевича (она также упом. в грамоте 1684 г., см.: РНБ. Собр. Рус. Археол. об-ва. № 56. Л. 18 об.). Е. В. Барсову была известна царская грамота (он не уточняет, какая именно), согласно которой Челмогорский монастырь был «местом ссылки для одной из жен Ивана Грозного» (Барсов. 1869. С. 20).

Почитание 

Чудеса святого, записанные в 20-70-х гг. XVII в., связаны с жителями деревень монастырской округи, упоминаемыми в актах и переписных книгах. Так, Иван Шмыхин в 1648 г. значился бобылем и проживал в келье на церковной земле Введенского погоста вол. Тихменга (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 168. Л. 150 об.). Одно из чудес повествует, как Иван Шмыгин пытался украсть казну Челмогорского монастыря. Когда он, выжидая удобного момента, прятался неподалеку от обители, к нему подошел монах в одеждах багрового цвета и обличил крестьянина. В страхе Шмыгин вернулся домой и рассказал о своем греховном намерении соседям. Множество чудес повествует об исцелениях от болезней. Напр., Тарасий из дер. Орлово долго болел: вся правая сторона его тела усохла, он не мог двигаться. Во сне ему явился К. и велел отслужить молебен в Богоявленском храме у гробницы. В обещание исцеления святой прикоснулся горящей щепкой к плечу больного. Утром Тарасий показал жене и детям ожог на плече и велел отвезти его в мон-рь. Здесь, у гробницы святого, Тарасий полностью исцелился.

В рукописях встречаются служба К. (БАН. 33.6.8. Л. 31-47, XIX в.,- из б-ки Выголексинского общежительства), отдельно тропари и кондаки (БАН. 33.4.21. Л. 2 об.- 11, XVIII в.; РНБ. F.I.772. Л. 4-4 об., XIX в., и др.). Докучаев-Басков атрибутировал службу К. свящ. Иоанну, автору Жития, и обратил внимание на зависимость ее текста от службы прп. Александру Свирскому. Служба К. включена в Служебную Минею (Минея (МП). Дек. Ч. 1. С. 299-313).

Описание образа святого появляется в иконописных подлинниках посл. четв. XVII в. (БАН. Дружин. № 975. Л. 29, под 1 июля; ИРЛИ. Бобк. № 4. Л. 155 об., без указания дня памяти). 7 марта память К. указана в «Алфавите российских чудотворцев» мон.-старообрядца Ионы Керженского вместе с памятью преподобных Кирилла Вельского и Кирилла Вологодского. Здесь же помещено описание образа святого: «Надъсед, власы не с ушей, брада подоле Сергиевой, мантия краткая, ряска зеленая» (ЯМЗ. № 15444. Л. 351 об., 1813-1819 гг.).

Мощи К. покоились под спудом в Богоявленском храме Челмогорского мон-ря. Храм неск. раз перестраивался или строился заново. Последний, каменный храм был заложен в 1818 г., освящен в 1823 г., строительство велось на деньги каргопольского купца М. Н. Лыткина. Рака над мощами К. была устроена в 1839 г. на средства М. М. Лыткиной, позднее рака была украшена серебряным ростовым изображением преподобного. В 1917 г. в Петрограде открылось подворье Челмогорской Кирилловской Богоявленской пуст., в следующем году здесь освятили часовню во имя К. и сщмч. Ермогена.

В качестве местночтимого святого К. назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) офиц. «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями» (М., 1903. С. 45), где указаны все канонизированные к тому времени рус. святые. Имя К. вошло в Собор Карельских святых (празднование установлено в 1974), Собор Новгородских святых (празднование возобновлено в 1981 (Собор известен с ок. 1831)).

С именем К. в Челмогорском монастыре были связаны пещера святого и древняя икона Успения Божией Матери, находившаяся в монастырской деревянной Успенской ц. (нач. XIX в.) до закрытия Челмогорской пуст. в нач. 30-х гг. XX в. (в 30-х гг. монастырские постройки были разобраны). По преданию, икона являлась собственностью К. О вскрытии мощей святого и об их судьбе сведений нет. В наст. время на территории бывш. мон-ря находится часовня над пещерой К. (нач. XXI в.), установлен памятный крест. Др. памятный крест установлен в 2005 г. на Пудожском тракте, у поворота к Челмогорскому монастырю. В ближайших к Кирилло-Челмогорскому монастырю деревнях сохраняются предания о святом, местные жители почитают ель и пещеру К.

А. В. Пигин 

Иконография 

Первый образ К. написан иконописцем Иоанном, родом из Новгорода. В Житии святого среди чудес описывается создание его иконы: «...сотворившим братиям с наставником совет, и призвавше на Челму гору, во обитель преподобнаго, изографа, мужа искусна в художестве своем, рождением Великаго Нова града, ему же имя Иоанн, и повелеша ему написати образ преподобнаго отца Кирилла. Егда же написа он образ той и поолифив на солнце, принесе его поставити; в той час о Глубокое Лекшмо езеро живущии поселяне в деревни, именуемой Казаринова, иже на Труфанове, видевше над монастырем, идеже стояще образ преподобнаго, аки столп огнен - солнечныя лучи…» (Докучаев-Басков. 1889. № 3/4. С. 492). Чудо произошло на Лёкшмозере, недалеко от Челмогорской пуст. Образ был написан вскоре после смерти К. и поставлен в ц. Богоявления над его гробом. 


Прп. Кирилл Челмогорский, с видом мон-ря. Икона. 1-я пол. XIX в. (частное собрание) 

Историк К. А. Докучаев-Басков полагал, что эта икона погибла в кон. ХVI - ХVII в., во время одного из пожаров (Там же. С. 492-494). Поэтому в Челмогорском мон-ре долгое время не было изображения К., пока свящ. Иоанн из Покровской ц. в с. Лядины (бывш. клирик лёкшмозерской Петропавловской ц.) не написал его в 1655-1656 гг. В Житии описываются явления К. свящ. Иоанну во сне: «…видев себе у церкви святых апостол Петра и Павла, и мужа, в притворе стояща честна и благовидна образом, одеяна иноческими ризами». Однажды образ К. священнику-изографу показал диакон: «Образ же бе того преподобного иноческого чина: брада яко Иоанна Богослова, проста и свилася на два косма». В чуде «О преставлении преподобного отца нашего Кирилла» описан его облик: «Благообразен, главу имея велию, лице бледно, брада велика, долга, власы русы, червлению украшен, добрыма очима, чело высоко имея, духом крепок зело, взор кроток имея». В 1655 г. свящ. Иоанн узрел «преподобнаго седяща на месте во гробе своем просто: ризы на нем иноческого чина, багровидны, десницу же свою простерша горе и возложив на главу свою, и рече ми: «Зри на мя!» яко же желаеши писати образ подобия моего, сице и пиши, известно на мя ныне зря, дерзай, понуди себе на художество…» (Там же. С. 474, 489, 492, 494-498). Иконописец передал 1-й образ святого в Челмогорскую пуст.
Об облике К. неоднократно упоминается в описаниях его чудес: напр., свящ. Герасим видел святого во сне «образом яко Макарий Желтоводский, надсед, брада подоле того - на два косма распростерта». Помышлявший обокрасть церковь и монастырскую казну человек увидел «обители тоя мужа, иже имяше чин иноческий, одежду нося багровидну», а один из исцеленных - «мужа святолепна, носяща иноческий чин, в руце своей имуща жезл». В др. чуде исцеления духовник свящ. Иоанн «повелеваши положити обещание преподобному Кириллу написати образ подобия его, и в дому своем держати». Икона была написана, больной принял ее у гроба К. и выздоровел (Там же. С. 498, 501-502, 504).


Прп. Кирилл Челмогорский, с видом мон-ря. Икона. Кон. XIX в. (АМИИ) 

Иконописные подлинники посл. четв. XVII-XIX в. предписывали изображать К. под 1 июля и 18 марта таким образом: «…подобием власы на главе кратки и русы, в полсед, тако же и брада проста до персей, на два косма, не вилась, в мантии, схима на плечах, рука благословящая» (БАН. Дружин. № 975. Л. 29; см. также: ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 155 об.; РНБ. O.ХIII.1. Л. 123 об.); «…подобием надсед, власы не с ушей, брада доле Сергиевы, мантия краткая, ряса зеленая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; аналогичные описания: БАН. Строг. № 66. Л. 120; ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 179); «...подобием рус, власы на главе кратки и в полсед, такожде и брада проста на два косма, не вилась, в мантии. В житии его пишет сице: Образом аки Макарий Желтоводский, надсед, брада подоле его, на два косма распростреся, риза преподобническая» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 126 об.).
Иконописные образы К. встречаются редко, происходят в основном из Каргополья. Известно, что в Челмогорской пуст. имелось несколько образов святого. В описи обители 1687 г. указано, что в ц. Богоявления «над гробницею икона пядница Кирила Чудотворца… да на гробнице икона Кирила Чудотворца» (Докучаев-Басков. 1889. № 7/8 С. 246). Согласно описи церковного имущества мон-ря 1888 г., в иконостасе этой церкви в местном ряду стояла икона преподобного «с венцом безпробнаго серебра весом двадцать золотников», а в приделе во имя К.- его местный образ в одном киоте с иконами Рождества Пресв. Богородицы и Воскресения Христова. Рака К. была из «красного дерева, с клеймами с трех сторон медными посеребренными. Икона на ней преподобного во весь рост, над нею Живоначальной Троицы, изображена красками на клее, венцы серебренные 84 пробы, на Живоначальной Троице 33 золотника и на преподобном 1 фунт. Сень над ракою преподобнаго столярной работы с резьбой, позолоченная червонным золотом. Подвесок зеленого цвета шерстяной материи, обшит бахромою апплике» (ГААО. Ф. 1514. Оп. 1. Д. 213. Л. 53, 55, 56 об. Опись церк. и ризничного имущества Ошевенского монастыря и приписных к нему пуст. 1888 г.; НАРК. Ф. 25. Оп. 12. Д. 35/1. Л. 25).


Прп. Кирилл Челмогорский. Нач. XIX в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Архангельске) 

Сохранилось неск. изводов и иконографических вариантов изображения К. Редкий и относительно ранний единоличный образ К. посл. трети XVIII в. из ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Новинки (бывш. Лявля) под Архангельском, по-видимому, входил в состав иконостаса: святой написан по пояс, вполоборота вправо, руки подняты в молении. На нем розоватая ряса, темный пояс и мантия, схима синего цвета с Голгофским крестом. Голова не покрыта, русые волосы, почти без проседи, разделены на прямой пробор, окладистая борода средней величины; надпись: «ПРП(до) КИРИЛЛ(л)Ъ ЧЕ(л)МОГОРСКIЙ».


Прп. Кирилл Челмогорский. Фрагмент иконы «Свт. Николай Чудотворец и преподобные Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Челмогорский». Кон. XIX в. (АГМДЗиНИ) 


Наиболее распространенный извод - иконы святого с панорамой Челмогорской пуст., которые являются важным изобразительным источником. Архитектор П. Н. Максимов в 1950 г. в Богоявленской ц. с. Лядины зарисовал вид монастыря на иконе К. (ГНИМА. КП оф 4492/243. 20,2×20,3 см). Рисунок карандашом сопровождается пояснением: «Лядины. Богоявленская церковь. Изображение Челмогорской пустыни на иконе Кирилла Челмогорского. 5.VIII.50 г.». Изображены 2 деревянных храма с примыкающими трапезными: один имеет шатровое завершение, другой - кровлю в форме килевидной бочки. Рисунок соответствует реальному виду Богоявленской и Успенской церквей Челмогорского мон-ря во 2-й пол. ХVII-ХVIII в. Не исключено, что Максимов видел икону святого, написанную «иереем-изографом» Иоанном (Мелютина. 2008). 
На иконе «Прп. Кирилл Челмогорский, с видом монастыря», хранящейся в частном собрании (1-я пол. XIX в., частично под поздней записью), сев. иконописец воссоздал реальный архитектурный облик Челмогорской пуст. в 1-й трети XIX в. Святой представлен в рост, вполоборота влево, в молении перед благословляющим Иисусом Христом в облачном сегменте. Одет в охристую рясу, коричневую мантию и темную схиму, куколь лежит на плечах. У К. седые волосы и длинная, раздвоенная на конце борода. Слева изображены каменная Богоявленская ц. с колокольней, деревянная Успенская ц., бревенчатая ограда и кельи. Внизу написан фрагмент из Жития святого: «В лето 1316 пришед на Челму гору возрадовася преподобный Кирил духом о обретении таковаго места и возлюби е и восшет преподобный на гору ту и сотвори молитву…»


Преподобные Александр Ошевенский и Кирилл Челмогорский. Фрагмент иконы «Карельские чудотворцы». Кон. XIX — нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске) 

Изображение монастырских построек сохранилось на пядничной иконе преподобного кон. XIX в. (из дер. Заостровье, ныне Рикасово Приморского р-на Архангельской обл., АМИИ - Святые Каргопольской земли. 2002. Кат. 1). Седовласый К. (наименован Челмогорским) обращен к Спасителю, написанному в сегменте с голубыми облаками в левом верхнем углу средника. Слева от святого - 2 белые церкви с трапезными (одна с колокольней) и золотыми куполами в окружении холмов, поросших деревьями и травами. Архитектурный фон лишь отдаленно воспроизводит исторический облик церквей. Икона выполнена в одной из мастерских Центр. России, вероятно, как заказной именной образ, в пользу чего свидетельствует и надпись на нижнем поле: «Память преподобнаго, декабря в И [8] день». 
Другой иконографический тип К. связан со старообрядческой традицией: преподобные, подвизавшиеся в Обонежье, Поморье и Каргополье, особенно почитались выговскими пустынножителями и разошедшимися по сев. территориям старообрядцами поморского (филипповского) согласия. Они предпочитали допетровский вариант написания имен, в частности «Кирилъ». На иконе-пяднице нач. ХIХ в., хранящейся в ц. свт. Николая Чудотворца в Архангельске, поясной прямоличный образ К. напоминает образы наставников Выговской пуст. Святой изображен седовласым старцем с округлой окладистой бородой, усы и брови с проседью. Одет в бордово-коричневую мантию, на плечах куколь темно-синего цвета с красными крестами, правая рука поднята в двуперстном благословении, в левой - свиток. Надпись: «стый пр(д) кирiлъ челмогорскiй».
В старообрядческой среде были разработаны также изводы композиции «Собор русских святых». Так, погрудный образ К. включен в левую группу преподобных - 2-й слева в 3-м ряду, между преподобными Диодором Юрьегорским и Никодимом Кожеезерским,- на выговских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70); 1-й четв. XIX в. из собрания Г. Лепса (Юхименко Е. М., Горшкова В. В. «Иконы всё самые пречудные, письма самого искусного»: Собр. Г. Лепса. М., 2012. С. 128-131. Кат. 34); 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saints / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). По-видимому, именно К., наименованный Каргопольским, включен в левую группу преподобных и на иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР).


Прп. Кирилл Челмогорский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы в Архангельске. 2010 г. Иконописцы С. Г. Егоров, И. И. Лапин 

Во 2-й пол. ХVII в. Челмогорская пуст. была приписана к Кийскому Крестному мон-рю, в ХVIII в.- к каргопольской Спасской обители, а во 2-й пол. ХIХ в.- к Александрову Ошевенскому мон-рю. Т. о., появились иконы основателей каргопольских обителей, объединенных в одной композиции. В алтаре церкви свт. Николая Чудотворца Ошевенского монастыря в кон. ХIХ в. хранилась икона «Преподобные Кирилл Челмогорский и Александр Ошевенский» (ГААО. Ф. 1514. Оп. 1. Д. 213. Л. 7). Икона «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеезерский и Кирилл Челмогорский - Каргопольские чудотворцы» XVIII в. под металлическим окладом кон. ХIХ - нач. ХХ в. находится в ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя. Святые представлены в рост, попарно, в молении Иисусу Христу; К.- справа, вместе с прп. Никодимом, облачен в мантию и схимнический куколь, в правой руке - свиток. Длинная борода святого внизу раздвоена, что подчеркнуто вырезом в окладе. 

Преподобные К. и Пахомий Кенский представлены в клейме живописной рамы с композицией «Коронование Богоматери» и образами избранных святых, созданной каргопольским иконописцем в кон. ХVIII в. (КИАМЗ). Здесь изображены и др. святые, почитавшиеся в Каргополье: преподобные Макарий Унженский, Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие (Святые каргопольской земли. 2002. Кат. 24). Ростовой образ К. напротив изображения прп. Макария Унженского помещен на поле иконы «Преподобный Александр Ошевенский, с видом Ошевенского монастыря» кон. ХIХ в. (из с. Ошевенского Каргопольского р-на Архангельской обл., КИАМЗ; см.: Там же. Кат. 10). Этот образ, незамысловатый по мастерству и технике исполнения, написан каргопольским мастером, к-рый также является автором иконы «Святитель Николай Чудотворец и преподобные Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Челмогорский» кон. ХIХ в. из часовни в дер. Низ в с. Ошевенском (АГМДЗиНИ). К. изображен в рост крайним справа, голова покрыта синим куколем, в руке четки (надпись: «Пр. Кирилъ Челмогор.»).

Образ К. имеется на 3 иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г., хранящихся в Куопио в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви и в Музее Православной Церкви, а также в Нововалаамском мон-ре (Финляндия). Иконография была разработана в мастерской Пешехоновых в С.-Петербурге или в Валаамском Преображенском мон-ре («труд валаамских иноков»). Образ из местного ряда ц. Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище обители указан в описях валаамского имущества 1912 и 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6(11). № 121). К. изображен оплечно 3-м справа во 2-м ряду, длинные, спадающие на плечи волосы разделены на прямой пробор, окладистая седая борода внизу немного раздваивается, назван «С. Кириллъ Чермогорскiй». На иконе «Карельские чудотворцы» кон. XIX - нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске) К. показан крайним справа в 1-м ряду с седыми волосами и бородой, руки возле груди. Кроме того, К., по-видимому, иногда писали в композиции «Собор Новгородских святых», напр. в 6-м ряду на почитаемом «старинном» образе, хранившемся «в ризнице Черниговской кафедры» (Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97).

В монументальной живописи образ К. встречается в одной из композиций в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - в 70-х гг. XX в. и ок. 2010). Литография с изображением Олонецких чудотворцев размещена на фронтисписе Олонецкого патерика (Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910). В центре - фронтальный образ прп. Александра Свирского, по сторонам от него - по 6 фигур преподобных, в числе к-рых - К. и прп. Пахомий Кенский.

В творчестве мон. Иулиании (Соколовой) К. изображен в группе Олонецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их совр. повторениях (в храме Христа Спасителя, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве, ц. свт. Николая на Глинках в Вологде - Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 60-61, 83). Под 8 дек. с развернутым свитком в руках святой представлен на рисованных святцах рус. святых мон. Иулиании (1959-1960; частное собрание - Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. P. 44).
Примерами совр. иконографии К. являются его изображения на иконе «Собор Олонецких святых» кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске; К. взирает на прп. Антония Римлянина) и в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы в Архангельске (2010, иконописцы С. Г. Егоров, И. И. Лапин) - К. написан с густыми седыми волосами и бородой, расходящейся книзу на 2 косицы, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой - игуменский посох. На совр. единоличных иконах К. изображается, как правило, на фоне обители.

Т. М. Кольцова


Наверх