День памяти мученицы Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших
ИУЛИАНИЯ
[греч. ᾿Ιουλιανή] († ок. 304-305), мц. Никомидийская (пам. 21 дек.; пам. зап. 16 февр.)
Источники
Сохранились 2 пространных греч. Жития мц. Иулиании - древнее (BHG, N 962z) и составленное на его основе прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 963). Критическое издание дометафрастовского Жития осуществлено Х. Ангелиди по 9 рукописям (3 из них относятся к Х в.), которые делятся на 2 семейства. К 1-му, содержащему описание пытки И. на колесе, восходит лат. перевод Жития, ко 2-му, где этот эпизод пропущен,- обработка Метафраста. Метафрастовская версия опубликована в серии Patrologia Graeca. По мнению болландистов, дометафрастовское Житие было написано до нашествия лангобардов в Италию (568). П. Бульоль датирует его приблизительно VI в., Ангелиди не исключала, что оно могло быть написано и в V в. Исследовательница отнесла это Житие к разряду эпических Мученичеств (по классификации И. Делеэ). Лат. перевод данного Жития (BHL, N 4522-4523) уже был известен Беде Достопочтенному († 735), составившему на его основе заметку для своего Мартиролога. Более подробный пересказ включен в Мартиролог Адона Вьеннского († 874/5). В Х в. Флодоард Реймсский сделал стихотворную переработку Жития. Др. лат. агиографические тексты, посвященные И. и перенесению ее мощей (напр., сочинения Петра, субдиакона Партенопейского (Неаполитанского) (2-я пол. Х в. или кон. XI - нач. XII в.), и Иоанна Гильманса (1427-1487)),-более позднего происхождения. Житие мц. Иулиании включалось в различные агиографические сборники, в т. ч. в «Краткий рассказ о деяниях и чудесах святых» (Abbreviatio in gestis et miraculis sanctorum, 1-я редакция 1225-1230 гг., 2-я редакция 1243 г.) хрониста-доминиканца Жана де Майи (ок. 1190 - ок. 1260), в «Золотую легенду» (1267) Иакова из Варацце, в «Историческое зерцало» Винцентия из Бове и «Каталог святых» Петра Наталиса.
Мц. Иулиания Никомидийская. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 261)
Впосл. Житие мц. Иулиании неоднократно перелагалось на европейские языки. Древнейшим поэтическим памятником житийной лит-ры англосакс. периода на народном языке считается поэма «Иулиания» Кюневульфа (2-я пол. VIII в. или нач. IX в.). Ок. 1140 г. была написана старофранц. поэтическая версия Жития мц. Иулиании, известны также другое старофранц. стихотворное Житие этой святой и прозаический старофранц. перевод лат. Жития. В сер. XII в. пресв. Арнольдом из Шефтларна близ Мюнхена было составлено Житие мц. Иулиании на средневек. верхненем. языке. В нач. XIII в. были написаны 3 Жития на среднеангл. языке, из них 2 в стихах и одно ритмизованной прозой (Seyn Julian). Кроме того, существуют итал. версия (XIV в.) и древнешведская.
Согласно обоим греч. Житиям, И. пострадала в правление Максимиана (286-305), поэтому болландисты датируют ее кончину временем ок. 290 г., прп. Никодим Святогорец - 299 г., И. Штадлер и архиеп. Сергий (Спасский) - ок. 304 г., совр. календарь РПЦ - 304 г., Ж. М. Соже - ок. 305 г., Ангелиди - 304-305 гг. Однако Р. Обер считает, что И. была казнена ок. 305 г. при Максимине Дайе (цезарь 305-309, император 309-313).
По мнению Ангелиди, к-рое разделяет и Обер, И. претерпела мученическую кончину не в Никомидии, а в Кампании.
Житие
Сщмч. Игнатий Богоносец и мц. Иулиания Никомидийская. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
И. была дочерью знатного язычника Африкана. Т. к. отроковица была красива и богата, один из царских сановников по имени Елевсий (или Евилатий, Евиласий) обручился с ней, отложив брак до ее совершеннолетия. И. уверовала во Христа и стала тайной христианкой. Не желая брака, И. объявила, что станет женой Елевсия, если он займет должность епарха, считая, что он не сможет достичь столь высокого поста. Однако тот, потратив множество денег на взятки имп. чиновникам, добился назначения епархом. Тогда И. поставила условием их брака принятие женихом св. крещения. Африкан, узнав, что его дочь христианка, подверг ее жестоким побоям и отослал к Елевсию, сказав, что он волен делать с ней, что хочет. Плененный красотой И., епарх обещал, что не заставит ее приносить жертвы, если она станет его женой. Когда И. потребовала, чтобы Елевсий стал христианином, тот ответил, что крестился бы ради нее, если бы не боялся царского гнева. Обличая язычество и называя брак с Елевсием смердящим гробом, И. привела епарха в ярость. Он приказал обнажить И. и бить ее сухими жилами и прутьями. Затем она в течение многих часов была подвешена за волосы, так что кожа оттянулась от черепа. Однако И. не поддалась уговорам Елевсия, и епарх велел прижигать раскаленным железом ее тело, а затем закованную в цепи И. бросили в темницу. К ней в образе светлого ангела явился искуситель и под предлогом, что она не выдержит завтрашних мучений, велел принести жертвы, обещая, что милосердный Господь простит ее «ради немощи измученной плоти». Смущенная И. стала молиться и услышала с небес божественный голос. Господь велел святой мужаться, готовясь к мученичеству, и дал ей полную власть над пришедшим. Тотчас же с И. упали оковы, у нее затянулись раны, а диавол по воле Божией не мог убежать и испытывал физическую боль от ударов И., к-рые она наносила своими цепями.
Утром, когда И. повели на суд в преторий, она тащила за собой диавола и затем бросила его в навозную яму. Этот эпизод восходит к Житию прп. Антония Великого и к греч. апокрифу «Вопросы Варфоломея» (кон. III-IV в.). Потом И. предстала перед Елевсием без следов пыток, сияя необыкновенной красотой. Когда Елевсий спросил, каким волшебством она исцелилась от ран, И. ответила, что ее «исцелила неизреченная и всемогущая сила Божия». Тогда было приготовлено раскаленное колесо, но ангел Господень остудил его, а разведенный под ним огонь погас от внезапно хлынувшего дождя. Костер, в который затем бросили И., потух по молитве святой (у Метафраста потоки слез И. погасили пламя). Видя это чудо, во Христа уверовало ок. 500 мужчин и 130 женщин, которые были обезглавлены по приказу епарха. После этого И. поместили в кипящий котел, но он лопнул, и святая вышла из него невредимой. Тогда епарх осудил святую на усекновение мечом. Спустя некоторое время Елевсия постигло Божие наказание: его корабль попал в бурю и разбился, епарх был выброшен на остров, где его растерзали псы.
Почитание
Римлянка по имени София (в лат. Житиях Софония или Сефония), бывшая в то время по какому-то делу в Никомидии, увезла с собой нетленное тело святой. Она поместила мощи в специально построенной церкви во имя мц. Иулиании. В лат. Житии уточняется, что церковь находилась в Путеолах. В 568 г. мощи были перенесены из Путеол в Кумы (Кампания) в связи с нашествием лангобардов и помещены в базилике, посвященной И. и св. Максиму.
С этими сведениями трудно согласовать представления византийцев о местонахождении мощей И. в К-поле. Из канона, составленного в честь этой святой прп. Иосифом Песнописцем, следует, что рака с ее мощами находилась в столице визант. империи. В 1200 г. рус. паломник Добрыня Ядрейкович (впосл. Антоний, архиеп. Новгородский) видел нетленное тело И. («в теле лежит») в одном из храмов близ ц. вмц. Евфимии в квартале Петрий (видимо, имеется в виду ц. во имя мц. Иулиании в Петрии, известная из Типикона Великой ц. и Синаксаря К-польской ц.) (Книга Паломник. С. 32).
В 1207 г. мощи И. были перенесены из Кум в мон-рь Пресв. Богородицы (ныне ц. Санта-Мария-Доннаромита) в Неаполе. Частицы мощей И. находятся в различных европ. странах, наиболее известны реликвии, хранящиеся в ц. Нотр-Дам-дю-Саблон в Брюсселе (Бельгия) и в ц. Санта-Хульяна (Колегиата) в Сантильяна-дель-Мар (Кантабрия, Испания), куда ее мощи были привезены в IX в. (в 870 здесь уже существовала церковь, посвященная мц. Иулиании). На Кипре частица мощей И. хранится в резиденции архиепископа, в Греции - в мон-ре прор. Илии на о-ве Самос (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 204-205). В кон. XIX в. часть мощей И. находилась в Благовещенском скиту монастыря Ксенофонт на Афоне (Книга Паломник. С. CIV).
Кроме того, болландисты собрали сведения о местонахождении честной главы И. в Португалии (мон-рь Носа-Сеньора-душ-Мартиреш-э-Консейсан-душ-Милагреш в Сакавене близ Лиссабона), в Австрии (Халль-ин-Тироль) и о других частях ее мощей в Италии (Беневенто, Верона, Равенна), Германии (Кёльн и Мюнхен) и Франции (Дуэ).
И. очень широко почиталась на Западе, где ее память праздновалась 16 февр. (в день перенесения мощей из Путеол в Кумы). Эта память впервые встречается в Геласия Сакраментарии (VII в.) и в Мартилоге блж. Иеронима Стридонского (Эхтернахский список VIII в.). Кроме того, 25 февр. был установлен праздник в честь перенесения мощей И. в Неаполь.
Э. П. А.
Гимнография
Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 142) 21 дек. без богослужебного последования.
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 162, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Т. 2. С. 39) 21 дек. последование И. соединяется со службой предпразднства Рождества Христова и включает: канон, цикл стихир-подобнов, седален. Аналогичное по составу последование И. зафиксировано в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 347-348) и Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 75-76). В богослужебных книгах Иерусалимского устава к последованию И., известному по студийским источникам, добавляется общий отпустительный тропарь мученице 4-го гласа ῾Η ἀμνάς σου ᾿Ιησοῦ̇ ( ). Согласно дониконовским печатным Типиконам, служба И. переносится на повечерие в связи с совершением 21 дек. всенощного бдения в честь свт. Петра, митр. Московского; указывается кондак И. 3-го гласа . Начиная с исправленного Типикона 1682 г., ориентированного на греческие богослужебные книги, по наст. время служба И. помещается 21 дек. «под числом».
Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Η ἀμνάς σου ᾿Ιησοῦ̇ ( ); кондак И. 3-го гласа (только в славянских); канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Μέλπειν σε Μάρτυς προσθέτω Θεὸς χάριν. ᾿Ιωσήφ (Пети тя, мученице, да приложит Бог благодать. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ ( ), нач.: Μαρτύρων περιφανῶς λαμπρότησι περιαστράπτουσα (Мученическою яве светлостию облистающи); цикл стихир-подобнов; седален (разные в греч. и слав. Минее); светилен (только в греческой).
По рукописям известны песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Георгием Никомидийским, с алфавитным акростихом плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: ῎Αγγελοι οὐρανόθεν (Ангелы с неба) (AHG. T. 4. P. 520-529); анонимный канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: Δεῦτε, πιστοί (Придите, верные) со 2-й песнью (Ibid. P. 530-536); кондак с икосом (Ibid. P. 525-526); седален (Ibid. P. 522).
Иконография
На одном из древних образов И., к-рый сохранился в катакомбах св. Ианнуария в Неаполе (VII-IX вв.?) святая представлена с мученическим венцом на голове. В визант. период И. изображали в мафории, покрывающем голову, в правой руке у нее, как правило, был крест. Одно из самых ранних изображений святой сохранилось фрагментарно на фресках каппадокийской ц. Эль-Назар в Гёреме (X в.). Образ И. входил в иконографические программы мн. визант. храмов (напр., погрудно - на мозаичном медальоне в нартексе греч. мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в рост - на сев. стене нартекса в ц. св. Николая Каснициса в Кастории, посл. треть XII в.; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки) (кон. XIII - нач. XIV в.); в церкви близ сел. Цопакас на п-ове Мани.
В рукописных минологиях, как правило, изображалось усечение головы И.: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 261, 1-я четв. XI в.); в Минологии кон. XI в. (Vat. gr. 1156, fol. 272); в Минологии 1327-1340 гг. (Bodl. F.1. Fol. 22).
Сцены мучения святой представлены в ряде настенных фресковых минологиев палеологовского времени: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); в нартексе собора Вознесения в Дечанах (1350); в ц. Св. Троицы мон-ря Козия (ок. 1386).
И. в зеленом мафории оплечно изображена в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) среди наиболее почитаемых св. жен (Л. 63) и еще раз 21 дек., в день памяти, в рост, в красном мафории и голубом платье (Л. 91).
В румынском монастыре Хумор (1535) И. изображена как патрицианка в лоратной далматике с широкими рукавами, с венцом на голове, надетом поверх белого плата, и с крестом в руке. В искусстве поствизант. времени мучение И. представлено в настенных минологиях собора Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря, собора мон-ря Дионисиат; в экзонартексе мон-ря Филантропинон на острове оз. Памвотида (Янина) (1560).
И. была особенно почитаема на Руси. Ее имя встречается в древнейших месяцесловах. В Великие Минеи-Четьи Макария, митр. Московского, было включено пространное Житие И., в котором подробно изложена история ее борьбы в темнице с диаволом. Предание о победе над злыми силами, возможно, оказало значительное влияние на широкое распространение ее почитания. В рус. традиции она заняла то место, к-рое в греч. культуре отводилось св. Марине. Однако в иконографии этот факт ее Жития не отразился. Изображения И. (Ульяны) широко представлены в искусстве Вел. Новгорода и Пскова. Одно из наиболее ранних иконописных изображений помещено на оборотной стороне 2-сторонней иконы «Богоматерь Знамение» (нач. XIII в.) из новгородского Зверина мон-ря (собрание П. Д. Корина, ГТГ). Надпись с именем святой поздняя, сделанная при реставрации, и поэтому нет уверенности в правильности именования святой. Фигура мученицы изображена на алом фоне в темно-красном мафории, поверх к-рого надет коричневый плат, украшенный на челе и плечах дробницами в жемчужном обрамлении. На плечах - золотые нашивки - знак аристократического происхождения; в правой руке крест. Полуфигура И. в красном мафории изображена на фоне иконы «Свт. Николай Чудотворец» (1-я треть XV в., НГОМЗ) из с. Курицкого. Образ И. сохранился во фресковом минологии ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.).
Особое место образ И. (Ульяны) занимает в искусстве Пскова. В иконописи известны ее единоличные изображения и в составе избранных святых. На иконе кон. XIV - нач. XV в. (ПИАМ) мученица показана в светло-зеленом мафории. Нередко она изображалась вместе с вмц. Варварой. Так, на иконе «Сошествие во ад, с избранными святыми» (кон. XV в., ПИАМ) она представлена вместе с вмц. Варварой и вмц. Параскевой.
Среди наиболее чтимых святых жен И. изображалась на полях икон «Воскресение - Сошествие во ад». На псковской иконе «Воскресение - Сошествие во ад, с избранными святыми» И. изображена в паре с вмц. Варварой (2-я пол. XV в., ПИАМ), на ней красный мафорий, в руке крест.
Образ И. не всегда удается отличить от образа мц. Иулиании Илиопольской, пострадавшей вместе с вмц. Варварой. В искусстве не сложилось характерных иконографических особенностей, различающих этих святых. О сходстве их облика и о возможном соединении в восприятии рус. людей 2 св. жен в собирательный образ И. свидетельствует псковская икона «Великомученицы Параскева, Варвара и мученица Ульяна, с житием Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской» (кон. XV в., НГОМЗ), происходящая из ц. вмц. Варвары во Пскове. В составе клейм перемежаются сюжеты Житий обеих мучениц (св. Ульяна хулит языческих богов; св. Ульяну испрашивают о вере, после исповедования Христа ее предают пыткам; истязание святых дев Варвары и Ульяны; приведение св. Ульяны к епарху перед народом; св. Ульяну бьют плетьми, епарх повелевает пытать ее огнем; св. Варвару и св. Ульяну посекают мечами; св. Ульяну вешают за волосы; св. Ульяну ведут в темницу; св. Ульяна побивает беса в темнице; суд над св. Ульяной; мучение св. Ульяны на колесе; епарх повелевает посечь жен мечами; св. Ульяну мучают на костре и в котле; усечение главы св. Ульяны). Поскольку изображения обеих И. схожи, то неизвестно, была ли эта разница очевидна для составителей программы иконы, или они стремились дать наиболее полную информацию об И.
И. изображена в составе святых на псковской иконе «Церковь походная» (3-я четв. XVI в., ТКГ). В рост, в темно-розовом хитоне и оливковом гиматии с крестом в руке среди святых жен И. представлена на иконе-двухряднице «Избранные святые» (кон. XVI в.) из Входо-Иерусалимской ц. в Каргополе (ВГИАХМЗ). Как юная дева в венце, без мафория, в платье с роскошной отделкой и с серьгами в ушах изображена И. в медальоне на склоне арки в росписи Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря (1502).
В прикладном искусстве изображения И. известны с раннего времени, как, напр., на каменной иконе «Спас на престоле со святыми Симеоном и Иулианией» (XIV в., ГММК). Образ И. украшал подвесную пелену к престолу (2-я пол. XVI в., ГММК), дробницу подвесной пелены к иконе «Свт. Николай Чудотворец» (80-90-е гг. XVIII в., ГММК) и др.
В искусстве Нового времени количество изображений И. уменьшается. Тем не менее известны приделы, освященные во имя мученицы, где находились и иконы святой, напр. в ц. Сошествия Св. Духа (XVI в., перестроена в 1710) в с. Староникольском (ныне пос. Первомайское Наро-Фоминского р-на Московской обл.). Частица мощей И. и иконы (см. ст. Иулиания, прав. Сольвычегодская) хранились в Троице-Стефано-Ульяновском мон-ре (ныне в Усть-Куломском р-не Республики Коми).
Образ святой, как правило, включали в состав святых на рус. минейных иконах, как, напр., на Минее нач. XVII в. (ЦАК МДА) или «Минее на декабрь» из собрания М. Е. Де Буара (Елизаветина) и мн. др.
Н. В. Герасименко