День памяти Мучеников Мины Калликелада, Ермогена и Евграфа
МИНА, ЕРМОГЕН И ЕВГРАФ
Мученичество святых Мины, Ермогена и Евграфа. Миниаюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 234)
[Греч. Μηνᾶς, ῾Ερμογένης και Εὔγραφος] († 313), мученики Александрийские (пам. 10 дек.). Мученичество М., Ермогена и Евграфа сохранилось в 2 редакциях: более ранняя версия (BHG, N 1270) не издана; она содержится в рукописях X-XVII вв. (напр., Paris. gr. 1510, X в.; ГИМ. Син. греч. № 161 (379), XI в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 571; Ath. Iver. 0426 (Lambros. 4546), XVII в.) и по одной из них (Vat. Ottob. gr. 422; 1004 г.) была подробно проанализирована И. Делеэ (Delehaye. 1910. P. 138-140). Данная редакция, автор к-рой называет себя свт. Афанасием I Великим, еп. Александрийским, имеет перевод на арм. язык (BHO, N 751-752). Др. редакция Мученичества (BHG, N 1271) является более поздней переработкой первоначальной версии и входит в состав Миней-Четьих (Минологий) прп. Симеона Метафраста (X в.). Сохранилось также Похвальное слово в честь мучеников, написанное Феофаном, архиеп. Кесарии Каппадокийской (BHG, N 1271d).
Мученики Мина (в центре), Ермоген и Евграф. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг.
Согласно более ранней редакции, имп. Максимин (Максимин II Дайя (305-313)), узнав о нестроениях в Александрии, направил туда М., мужа благоразумного и сведующего в риторике (в метафрастовской версии говорится, что М. был родом из Афин), называемого Калликеладом (Καλλικέλαδος), т. е. «сладкоголосым» или «сладкоречивым». Вначале М. скрывал, что является христианином, но, укрепив свое положение в Александрии, стал открыто исповедовать Христа, творя дела милосердия, совершая чудеса и сокрушая идолов. Об этом доложили императору. Максимин отправил в Александрию своего помощника, знатного афинянина епарха Ермогена, к-рый, хоть и был язычником, отличался добропорядочностью. Во время путешествия ему во сне явились 3 мужа, окруженные сиянием, и предрекли, что вскоре он узнает Истинного Царя. Имп. посланник, с почетом встреченный жителями Александрии, велел доставить М. для допроса в театр. Там в течение 4 часов М. столь красноречиво говорил перед многочисленной толпой, что собравшиеся единодушно признали Бога, проповедуемого им, Единым, Великим и Могущественным. На следующий день М. вновь предстал перед Ермогеном, к-рый приказал отрезать святому ступни, выколоть глаза, вырвать язык, и разрубить его тело на части. Несмотря на это, М. остался жив, и его бросили в темницу, где он удостоился встречи со Христом, Который полностью исцелил Своего слугу и предсказал скорое обращение к истинной вере его палача. Епарх, посчитав М. умершим, раскаялся в своей жестокости и решил искупить вину, устроив пышные похороны мученику. С этой целью он созвал в театре горожан, но ко всеобщему удивлению М. предстал перед ними в полном здравии и вновь обратился с речью к людям, которые слушали его, пока Ермоген не повелел всем разойтись по домам. Епарх, увидев 2 ангелов, предстоящих М., сам уверовал во Христа и просил молитв мученика. Утром в базилике собрались 13 епископов (в числе к-рых автор называет и себя) и язычники, пришедшие вновь послушать проповедь о Христе. Получив благословение, М. крестил Ермогена, и вскоре тот был назначен епископом (в более поздней версии говорится, что епарха крестили епископы; он был назначен епископом Александрии после того, как прошел все «ступени церковной иерархии»). Весть об обращении в христианство жителей Александрии во главе с Ермогеном дошла до имп. Максимина, к-рый лично отправился в этот город с 10-тысячной армией. Он вызвал на допрос М. и Ермогена, к-рым накануне явились ангелы и укрепили их. Ермогену вспороли живот, отрубили руки и ноги, затем бросили в пламя, а останки утопили в реке. М. подвесили в мрачном помещении с привязанным к ногам камнем. Однако ангелы оживили обоих мучеников, и те предстали невредимыми перед императором, когда он объявлял народу о своей победе над Галилеянином. При этом присутствовал секретарь (нотарий) М., по имени Евграф. Он смело указал Максимину на его неправоту, за что был убит самим императором. М. и Ермогену Максимин приказал отрубить головы. М. просил похоронить его в Византии (К-поле), но император приказал положить тела мучеников в железный ковчег и бросить его в море. Через 20 дней останки прибыли по воде к Калхедону (Халкидону) и были подняты на воздух столпом из облаков при помощи 2 ангелов, к-рые несли зажженные факелы. Третий ангел сообщил о прибытии святыни епископу Калхедона, к-рый в сопровождении священников и верующих пришел на морской берег и перенес мощи мучеников в базилику, где они были сокрыты в тайнике. После смерти императора останки святых были вынесены из укрытия и положены у берега моря. В метафрастовской версии Мученичества добавлено, что мощи мучеников были перенесены к стенам Акрополя; святые почитались как защитники города и утешители страдающих различными недугами.
Мученики Мина, Ермоген, Евграф. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. 1561 г.
По мнению Делеэ, М. является одним лицом с вмч. Миной (пам. 11 нояб.), египтянином, почитание к-рого было широко распространено не только в Египте, но и за его пределами, в частности в Котиее и в К-поле, где находилась посвященная ему церковь близ Акрополя (πλησίον τῆς ἀκροπόλεως; см. ст. Константинополь). Вслед. причин, которые по прошествии времени невозможно установить, жители К-поля стали называть вмч. Мину Калликеладом. Появление нового эпитета постепенно привело к тому, что в народном сознании произошло «раздвоение» егип. великомученика и возник еще один одноименный святой, т. е. М. В кон. IX в., после обнаружения мощей в ц. Мины близ Акрополя, были написаны Мученичество и Сказание о перенесении мощей, в к-рых М. уже полностью отличается от вмч. Мины (Delehaye. 1910. P. 143-145). Однако Ш. Дюканж считал, что церковь на Акрополе в К-поле была посвящена М., а не вмч. Мине и что их не следует отождествлять (Du Cange Ch. Constantinopolis christiana. Lutetiae Parisiorum, 1680. Lib. 4. P. 128). В списке Синаксаря К-польской ц. XII в. (Paris. gr. 1587; SynCP. Col. 833-834) упоминается еще одна ц. во имя Мины, к-рая располагалась в К-польском квартале Арматия. По предположению Р. Жанена, базилика находилась на Золотом Роге в совр. р-не Ункапаны (Janin. Églises et monastères. P. 335).
Мученики Мина, Ермоген, Евграф. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Одна из версий Сказания о перенесении мощей М. в К-поль была обнаружена и опубликована Делеэ по рукописи XII в., хранящейся в Британском музее Лондона (Lond. Brit. Mus. add. 36589. Fol. 139r - 142r). Текст входит в состав Минология за февр.; основной сюжет Сказания повторяет рассказ Мученичества о том, как железный ковчег с мощами прибыл к берегам Византия недалеко от Калхедона, однако здесь речь идет только об останках М.; Ермоген и Евграф не упоминаются. Согласно Сказанию, после смерти нечестивого императора мощи находились на морском берегу, а затем были положены в церковь, построенную в честь мученика. В заключительной части Сказания сообщается о чудесах, произошедших по молитве к святому: М. помог морякам найти утонувшее золото; вразумил некоего мужа, вступившего на путь разврата; исцелил страдавшего головной болью, хромого, 2 слепых и задыхающегося человека (Delehaye. 1910. P. 146-150). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 17 февр. содержится др. версия Сказания о перенесении мощей, в к-рой также упоминается только М.: при христолюбивом имп. Василии М. явился однажды во сне некоему человеку по имени Филоммат и открыл, что его честные останки спрятаны под землей на морском берегу около Акрополя, пальцем указав точное место их нахождения. Друг Филомата Мариан рассказал о чудесном видении императору, к-рый тотчас направил в Акрополь войско. Солдаты откопали железный ковчег с мощами и табличкой с надписью, из которой стало очевидно, что святой пострадал 400 лет назад и сам пожелал быть захороненным в этом месте (SynCP. Col. 470). Делеэ предположил, что событие произошло при Василии I Македонянине (867-886), из чего следует, что мощи М. были привезены в К-поль ок. V в., после прекращения гонений на христиан. Нек-рые исследователи считают, что мощи были обнаружены во время правления визант. имп. Маркиана (450-457) (Delehaye. 1910. P. 142). По мнению Л. С. Тиймона, под имп. Василием следует понимать Василия II Болгаробойцу (976-1025), а перенесение мощей - датировать ок. 625 г. (Tillemont. Mémoires. T. 5. P. 443). В Синаксаре К-польской ц., в Минологии имп. Василия II (PG. 117. Col. 200) и в Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 29; Mateos. Typicon. T. 1. P. 126) память М., Ермогена и Евграфа отмечена под 10 дек. В сказании говорится, что в К-поль были перенесены мощи всех 3 мучеников. В Парижском списке Типикона Великой ц. (Paris. gr. 1590, 1063 г.) указано, что М. и Ермоген были родом из Афин и только их останки доставили в К-поль. Мощи положили под стенами Акрополя, где от них происходили чудеса и знамения. В греч. печатной Минее (Венеция, 1595) память М. и Ермогена указана под 24 янв.
В зап. церковных календарях память М. и пострадавших с ним появляется в кон. XVI в.: в Мартирологе, составленном П. Галезини, под 10 дек. содержится краткое сказание о мучениках на основе греч. Мученичества, однако в нем упоминаются только М. и Ермоген (Galesini P. Martyrologium sanctae romanae ecclesiae. Venetia, 1578. P. 168v - 169). Кард. Ц. Бароний добавил в заметку под 10 дек. имя Евграфа и уточнил, что святые пострадали при имп. Максимиане Галерии (MartRom. P. 575). В совр. редакции Римского Мартиролога память М., Ермогена и Евграфа отсутствует.
Е. М. Беленькая
М., Ермоген и Евграф в славянской традиции
Текст слав. памяти под 10 дек. соответствует визант. Синаксарю (типа Минология имп. Василия II), о перенесении мощей в К-поль здесь не упоминается; кроме того, в конце текста во всех рукописях Пролога пропущена фраза «и нотария св. Мины Евграфа уверовавшего» (возможно, она отсутствовала в греч. оригинале перевода). При этом в нек-рых списках (напр., Лобковском Прологе 1282 г., ГИМ. Хлуд. № 187. Л. 85в, а также во всех южнославянских) пропущен еще и заголовок следующей далее памяти мч. Гемелла Пафлагонского (Анкирского), так что 2 сказания оказались соединены вместе. Это привело к курьезу: кто-то из писцов вставил в начало 2-й памяти имя Евграфа, таким образом Житие Гемелла в этих прологах приписано Евграфу.
В древнерус. пространной редакции Пролога сказание М., Ермогена и Евграфа находится также под 10 дек., по сравнению с синаксарной заметкой, оно отредактировано незначительно. Перевод сказания из греч. Минеи выполнен в XIV в. и вошел в состав стишного Пролога (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 4. С. 34-36): М.- образованный афинянин при имп. Максимиане, вместе с Ермогеном и Евграфом претерпел мучение в Александрии; мощи мучеников были перенесены в Византий. Обе проложные памяти (из простого и стишного Пролога) включены в ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Дек., дни 6-17. Стб. 797-798, 803-804). Кроме того, в ВМЧ под 17 февр. содержится «Обретение мощей святого мученика Мины Каликеледа» (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 485) - перевод греч. варианта сказания, которое находится в Синаксаре К-польской ц. под той же датой (SynCP. Col. 470). В слав. версии вместо имп. Василия указан имп. Маркиан. Др. сказаний о М., Ермогене и Евграфе в ВМЧ нет, видимо, их слав. перевод не существовал.
Для восполнения этой лакуны свт. Димитрий, митр. Ростовский, перевел для своих Четьих-Миней метафрастовскую версию Мученичества М., доступную ему, вероятно, в лат. изложении Л. Сурия, сократив ее в начале и в конце (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 68 об.-76 об.; о переработке см.: Державин А. М., прот. Радуют верных сердца. М., 2012. С. 329-330). Этот перевод перепечатан и в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» под 10 дек.
Л. В. Прокопенко
Гимнография
Память М., Ермогена и Евграфа отмечается 10 дек. в Типиконе Великой церкви, отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 126). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М., Ермоген и Евграф не упоминаются, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., в ГИМ. Син. № 162, XII в.) под 10 дек. содержится служба им, включающая минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален (Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 36).
Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, 10 дек. богослужебное последование М., Ермогена и Евграфа соединяется с рядовой службой Октоиха; назначаются отпустительный тропарь 4-го гласа Οἱ μάρτυρές σου, Κύριε̇ ( ), кондак, канон авторства Иосифа, цикл стихир-подобнов, 1 дополнительный подобен и 1 самогласен; на литургии - прокимен Пс 67. 36, аллилуиарий Пс 33. 18, причастен Пс 32. 1, Апостол и Евангелие дня (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 335-336; ср. также указания на 10 дек. в Мессинском Типиконе 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 69).
В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- память М., Ермогена и Евграфа отмечается 10 дек. (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 35). В Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. помещен предназначенный для М., Ермогена и Евграфа отпустительный тропарь (Миркович. Типикон. Л. 65б).
Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 10 дек. богослужебное последование М., Ермогена и Евграфа соединяется с рядовой службой Октоиха; на вечерне на «Господи, воззвах» к стихирам Октоиха присоединяются цикл стихир-подобнов и 1 самогласен М., Ермогену и Евграфу; указан отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Εγκρατείας τῶν παθῶν̇ ( ); на утрене поются 2 канона Октоиха и 1 канон мученикам, по 6-й песни - кондак 3-го гласа ῾Ως ἀστέρες λάμποντες̇ (Яко звезды сияющие...), на стиховне утрени на «Славу» поется самогласен М., Ермогену и Евграфу. В целом такие же указания содержатся на 10 дек. в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и в последующих (в т. ч. в совр. Типиконе РПЦ); М., Ермогену и Евграфу назначаются также кондак 4-го гласа и светилен.
Последование М., Ермогена и Евграфа, содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Εγκρατείας τῶν παθῶν̇ ( ); кондак 4-го гласа Τῆς στρατείας ἥρπασε̇ (От воинства исхитил...) с икосом (Μηναῖον. Δεκέμβριος. Σ. 136; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 245), кондак 1-го гласа (Минея (МП). Декабрь. Т. 1. С. 351; ср.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ΕΘ. 1940. Τ. 39. Σ. 430), кондак 4-го гласа с икосом (Там же. С. 354; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 213), канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Στερροὺς ἀνυμνῶ Μάρτυρας στεφηφόρους. ᾿Ιωσήφ (Твердыя воспою мученики венценосныя. Иосифов) 1-го гласа, ирмос: Χριστὸς γεννᾶται̇ ( ), нач.: Στεφάνοις δόξης κοσμούμενοι (Венцы славы украшаемии); цикл стихир-подобнов, седален, светилен (в греч. Минее 2 цикла-подобнов, 3 самогласна и дополнительный седален).
По рукописям известны песнопения в честь М., Ермогена и Евграфа, не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Ως εὐσεβείας μάρτυρας̇ (Яко благочестия мученики...) с икосом, кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τὴν τριφεγγεῖ τε καὶ λαμπρᾶν μνήμην̇ (Трисиятельную твою и светлую память...) с икосами (Амфилохий. Кондакарий. С. 81, 171), кондак 4-го гласа ῾Η καλλικέλαδος φωνὴ τῶν σῶν λόγων̇ (Благозвучный глас твоих слов...) с икосом, кондак 2-го гласа Τὸ μέγα Χριστοῦ καὶ τίμιον ὄνομα̇ (Великое Христово и честное имя...) (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1940. Σ. 430); канон авторства Феофана Начертанного без акростиха плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ ( ), нач.: Νενικηκότες ἐν κόσμῳ, οἱ ἀθληταί (Победившие в мире, страдальцы...) (Ibid.; также см.: AHG. T. 4. P. 230-240); канон с именем автора - Георгия - в богородичнах и с алфавитным акростихом плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ̇ ( ), нач.: ᾿Απὸ δυσμῶν ἐξανατείλας ἥλιος (От запада взошедшее солнце...) (Ταμεῖον. Σ. 122); дополнительные стихиры, седален и ексапостиларии (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1940. Σ. 429-430).
Е. Е. Макаров
Иконография
История исповедничества и мученичества святых Мины, Ермогена и Евграфа. Миниатюры из Минология. XII в. (Ath. Esph. 14. Fol. 294v — 294r)
В визант. иконографии изображение М., Ермогена и Евграфа известно гл. обр. по минейным циклам начиная с XI в.; многие из сохранившихся ориентированы на изображение сцены мученичества. Ее описание представлено в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» со следующей возрастной характеристикой святых: «Мина, Ермоген и Евграф были обезглавлены мечом. Первый молод, с остроконечною бородою, а второй - с бородою едва показавшеюся» (Ерминия ДФ. С. 205, под 10 дек.). Однако художники - создатели изображений в минологиях рукописей и в росписи храмов, следуя логике Жития мучеников, предлагали иную возрастную характеристику: М. и Ермогена писали одного постарше другого, М. чаще темноволосым, может быть с небольшой проседью, а Ермогена - убеленного сединами. Евграфа изображали молодым, безбородым, реже - с едва показавшейся бородой. Наиболее характерной чертой облика М., в частности отличающей его от вмч. Мины Фригийского, стала клиновидной формы борода; достаточно часто повторяется и такая черта, как высокий лоб с залысинами. Таким М. представлен в сцене мучения на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 234, 1-я четв. XI в.): палач вонзает в горло святого клинок, рядом лежит уже умерщвленный старец Ермоген, у обоих мучеников руки связаны за спиной; слева - сидящий на престоле на фоне архитектурного строения имп. Максимин, он воткнул меч в грудь стоящего перед ним безбородого юноши Евграфа в момент, когда тот его обличал.
Мученичество святых Мины, Ермогена и Евграфа. Роспись притвора ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г.
Подробно история исповедничества и мученичества М., Ермогена и Евграфа проиллюстрирована на 2 листовых миниатюрах в Минологии из монастыря Эсфигмен на Афоне (Ath. Esph. 14. Fol. 294v - 294r, XII в.). Каждая миниатюра разделена на 3 регистра и включает следующие сцены: 1. Имп. Максимин отправляет М. в Александрию (М.- темноволосый человек с большим открытым лбом, с залысинами, волосы длинные, спускающиеся сзади на шею; одет в охристый хитон и темно-синий плащ, скрепленный фибулой - кроме сцен мучения); 2. М. верхом на коне подъезжает к городским воротам Александрии; 3. Имп. Максимин, с округлой бородой, одет в белую далматику с синим подолом, отправляет епарха Ермогена вслед за М. (Ермоген - седой, волосы короткие, вьющиеся, в одеждах, отражающих его статус епарха; в обеих сценах с императором присутствует закутанный в красный плащ человек - соглядатай); 4. М. исповедует Иисуса Христа перед Ермогеном, тот приказывает его казнить; 5. Ермоген присутствует при мучении М., которому 4 палача выкалывают глаза, клещами вырывают язык и отрезают ступни; 6. Господь посещает исцеленного Им мученика (из небесного сегмента благословляет святого, в молении); 7. М. снова предстает перед Ермогеном и беседует с ним; 8. Священник в присутствии М. крестит Ермогена, к-рый изображен стоящим в крестообразном по форме баптистерии; 9. (следующий лист) Соглядатай доносит имп. Максимину о событиях в Александрии; 10. Император отправляется в Александрию; 11. М. и Ермоген перед императором исповедуют Иисуса Христа (Ермоген в хитоне и гиматии); 12. Император велит замучить исповедников: 2 палача отрубили Ермогену руки и ноги и, бросив их в огонь, наносят святому раны, затем палач пытается багром утопить Ермогена в водном потоке (13) и тут же (14) М. подвешен за руки; 15. Святые невредимыми вновь предстают перед имп. Максимином, рядом с к-рым стоит некий человек (утраты); 16. Император собственноручно убивает нотария Евграфа, перерезая ему горло (Евграф молод, без бороды); 17. Палач отсекает голову сначала Ермогену, затем М.; 18. На водах стоит железный ковчег с телами святых. В Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 20v, 1322-1340 гг., Фессалоника) среди сцен мучений (подвешивание за ноги, сжигание в огне, усекновение голов) представлены крещение Ермогена - святой показан стоящим в купели - и исповедничество Евграфа, изображенного дважды - как свидетель казни и М., и Ермогена (во 2-м случае в руке держит крест).
Сцена мучения сохранилась также в настенных минологиях ряда храмов: в притворе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) - разновозрастным святым (старший - Ермоген, в крещатой ризе, с омофором) палачи ножами отрезают руки; в притворе ц. св. Апостолов (Св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561),- мученики в хитонах и плащах, старшему по возрасту святому (с округлой бородой) палач отсекает голову; рядом слева мучитель с ножом готовится лишить рук 2 святых, один из них молодой, с короткой бородой, другой постарше, с заметной сединой в волосах и клиновидной бороде, оба смиренно протягивают палачу руки в жесте обращения; в притворе собора Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391),- изображение утрачено, сохр. надпись о том, что святые были усечены мечом; в кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне (1546-1547, мастер Дзордзис Фукас) М. изображен подвешенным за ноги, император собственноручно отсекает голову Ермогену, на его казнь сокрушенно взирает Евграф.
Мученичество святых Мины, Ермогена и Евграфа. Роспись притвора ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г.
Ростовые образы святых в составе миней представлены на миниатюрах: в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 270v, 3-я четв. XI в.) - мученики в рост, как воины, в плащах с тавлионом, в руке крест, двое с бородами, округлой и клиновидной, один темноволосый человек с залысинами; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 90, кон. XV в.) - в рост, в хитонах и плащах (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 258).
В монументальную роспись храмов (вне программы миней) нередко входит образ М., обычно в составе св. воинов. Наиболее ранний пример представлен фреской в каппадокийской Нов. Токалы-килисе в Гёреме (2-я пол. X в.; см.: Wharton Epstein A. Tokali Kilise: 10th-cent. metropolitan art in Byzantine Cappadocia. Wash., 1986. P. 67. Fig. 115 (DOS; 22)). Данная атрибуция возможна благодаря наличию в росписи образа 2-го Мины, вмч. Фригийского (о проблеме идентификации этих святых см.: Герасименко Н. В. Мина Египетский (Фригийский) или Мина Калликелад?: К вопросу об одной иконографической особенности // Образ Византии: Сб. ст. в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 103-114). Не составляет труда определить образ М., если рядом представлены его сомученики, как, напр., на мозаике в нартексе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321) - оплечные изображения в медальонах, М. (в центре) - старец с залысинами, у него клиновидная, разделенная на 2 пряди борода; Ермоген - темноволосый средовек с короткой бородой, перед собой в покровенных руках держит кодекс; Евграф молод, без бороды, в хитоне и плаще, в левой руке держит крест. С XIV в. при изображении М. встречается рядом с именем эпитет «Калликелад». Так, в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) отдельно представлены фигуры всех 3 мучеников; при образе М. надпись на греч. языке «ΟΑΓ ΜΙΝΑС Ο ΚΑΛΙΚΕΛΑΔΟς»; он показан средовеком с рыжеватыми вьющимися волосами с небольшой проседью, с залысинами; на нем хитон и плащ с тавлионом, в правой руке держит крест; Ермоген - старец в облачении святителя; Евграф молод, с едва показавшейся бородой, в правой руке держит крест. Также с эпитетом единоличный образ М. представлен: в росписи кафоликона мон-ря Ставроникита на Афоне (1545/46, мастера Феофан Критский и Симеон) - в плаще с тавлионом, в левой руке держит крест, правая - перед грудью в жесте моления; в кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне (1546-1547) - М. седой, с клиновидной бородой, в правой руке держит крест, в его облачении воина подчеркнуто высокое происхождение (помимо тавлиона богатая отделка одежд).
В рус. подлинниках сводной редакции XVIII в. предпочтение отдается характеристике М. как самого старшего по возрасту: «Мина подобием сед, брада аки Николина, власы кудряв, аки Георгий, во бронях, риза багор, испод празелень, в руце крест, а в другой меч в ножнах, ногавицы желты, сапоги вохра. Ермоген подобием рус, что Флор, ризы епаршеския, предобре устроенныя, верхняя багряная, исподняя зеленая, и в сапогах; в руках меч. Евграф подобием млад, аки Георгий, риза верхняя багряная, светлая, исподняя дикая, в руке крест, а в другой перо и чернильница» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 209-210). Однако тут же говорится о существовании др. типа образа М., тоже седого, но с уподоблением свт. Клименту, папе Римскому (Там же. С. 210). В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) представлены образцы для изображения 3 мучеников, причем Евграф, видимо ошибочно, показан с клиновидной бородой средней длины (см.: Строгановский подлинник. 10 дек.). Изображения святых известны гл. обр. на минейных иконах, причем если представлен только один святой под соответствующим днем памяти, предпочтение не всегда отдается изображению М. Так, напр., на иконе на дек. из комплекта миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) под 10-м дек. изображен Ермоген; но образ М. встречается чаще (напр., на годовой минейной иконе нач. XIX в., УКМ). В обширные циклы включаются изображения 3 мучеников (напр., на листовых гравюрах работы Г. П. Тепчегорского, 1722, РГБ, и И. К. Любецкого, 1730, РГБ).
Э. В. Шевченко