День памяти Мученика Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста Севастийских
ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ И ОРЕСТ
[греч. Εὐστράτιος, Αὐξέντιος, Εὐγένιος, Μαρδάριος κα ᾿Ορέστης], мученики (пам. 13 дек.) Севастийские или Аравракские. Пострадали в нач. IV в., при императорах Диоклетиане и Максимиане (286-305).
Мученичество Е., А., Евг., М. и О.
Имп. Диоклетиан, узнав о распространении христианства в провинциях Каппадокия и М. Армения, направил туда своих представителей: Лисия - в г. Сатала (ныне Садак, Турция) и Агриколая - в г. Севастия (ныне Сивас, Турция). Арестованные в одном городе христиане направлялись для суда над ними в другой, чтобы лишить их поддержки родственников и избежать народных волнений.
Мученики Севастийские. Икона. Рубеж XIV и XV вв. (мон-рь Хиландар, Афон)
Е., живший в Сатале, был родом из г. Араврака, к-рый располагался в окрестностях Херианы, в 45-50 рим. милях к западу от Саталы по дороге на Никополь (позднее стал крупным паломническим центром - см.: Bryer, Winfield. 1985. P. 166). Он родился в знатной семье, по отцу его звали также Кириск, занимал должность скриниария, к моменту ареста 27 лет находился на имп. службе и владел обширными землями. Будучи христианином, он тем не менее боялся открыто провозгласить свою веру. Решиться на это ему помогло знамение: его слуга отнес пояс хозяина в Аравраку и положил его на алтарь храма. Если пояс возьмет пресв. А., решил для себя Е., то его мученичество будет угодно Богу. Так и случилось. Е., придя вместе с др. чиновниками и Лисием на площадь для суда над христианами, заявил о своей вере. Тут же он был лишен всех знаков отличия и приобщен к остальным подсудимым. Лисий был огорчен таким поворотом дела и уговаривал Е. отречься от сделанного заявления. Однако тот остался непоколебим и был подвергнут пыткам, после к-рых раны чудесным образом затянулись.
Увидев это, некий Евг., также происходивший из Аравраки, объявил о вере в Иисуса Христа и готовности последовать за Е. Лисий решил продолжить процесс в Никополе, куда и были переправлены арестованные. По пути христиане проходили через Аравраку, где к ним примкнул домовладелец М.- единственный, кто во всеуслышание исповедал веру перед солдатами.
В Никополе 1-м был казнен схваченный еще до Е. пресв. А. Его предали смерти за стенами города в безлюдном месте, чтобы лишить законного погребения. Ночью после казни аравракские клирики нашли тело мученика в лесу, голова А. застряла в ветвях дерева и была найдена благодаря крику ворона. Затем были казнены М. и Евг., дерзко отвечавший на суде Лисию. Он был умерщвлен с особой жестокостью: ему вырвали язык, отрубили обе руки и переломали ноги.
Казнь мучеников Севастийских. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 241)
После суда был устроен смотр войск, где Лисий обратил внимание на О., отличавшегося высоким ростом и красотой. О. был христианином и всегда носил под доспехами крест, к-рый был замечен Лисием. О. был арестован и вместе с Е. отправлен для суда в Севастию. Через 5 дней мученики прибыли к Агриколаю, к-рый устроил им допросы. Узнав о многолетней безупречной службе Е., правитель предложил ему хотя бы для проформы поклониться богам, а в душе оставаться христианином, поскольку в противном случае он будет вынужден пойти против своей воли и казнить Е. Тот отказался и, ссылаясь на рим. законы, к-рые он знал в совершенстве, призвал Агриколая выслушать ответные аргументы. Е. было предоставлено слово, и он, цитируя античных философов и поэтов, доказывал, что уже в древние времена наиболее прозорливые мыслители презирали такие божества, как Зевс и Аполлон. В споре мученик приводил мифологические сюжеты, слова Аристотеля, строки из произведений Гомера и Гесиода, цитировал диалоги Платона «Тимей» и «Государство». В конце концов Е. логическими построениями поставил Агриколая в тупик. Судья потребовал, чтобы Е. рассказал подробнее о своей вере. Тогда Евстратий приступил к изложению ветхозаветной и евангельской истории (главы 24-27) и завершил рассказ осуждением идолопоклонства и восхвалением Платона, отказывавшего языческим богам в благости. Решив запугать осужденного, Агриколай приказал подвергнуть пыткам О. Тот покорно принял смерть на раскаленном ложе. Казнь же Е. была отложена на следующий день.
Ночью в тюрьме Е. написал завещание, в к-ром просил захоронить его тело и тела остальных мучеников в Аравраке, доходы от принадлежащих ему земель распределить между теми, кто будут заботиться о его могиле, а деньги - между бедняками и христианами. После этого к Е. пришел, подкупив стражу, епископ Севастии, скрывавшийся в тот момент от гонений, к-рому и было передано завещание.
Наутро Е., отклонив еще одно предложение Агриколая сохранить ему жизнь, был казнен в раскаленной печи. Его смерть опечалила всех жителей города, в т. ч. и язычников. Евстратий был погребен, согласно его завещанию, в Аравраке.
Литературная традиция и история почитания
Сохранилось много источников, связанных с мученичеством Е., А., Евг., М. и О. Прежде всего это греч. Мученичество, переработанное для Минология Симеоном Метафрастом (BHG, N 646). Ряд исследователей предполагают, что данный текст был составлен значительно раньше и включен в метафрастовское собрание без существенных изменений (см.: Halkin. 1970; Rosenqvist. 2002. P. 194). Самостоятельное хождение в рукописной традиции получили 2 части Мученичества: последняя молитва Е. (BHG, N 646e) и «Эпилог» (BHG, N 646a; впервые изд. в комментариях Льва Алляция к метафрастовским Минеям в PG. 117. Col. 79-80; новое критическое издание и исторический комментарий см. в кн.: Halkin. 1970). В «Эпилоге», написанном от 1-го лица севастийским мон. Евсевием, рассказывается, как однажды в молодости среди других Житий он обнаружил данное и был удивлен, т. к. не слышал ни о самих мучениках, ни об их мощах. Однако выяснилось, что в Аравраке эти святые пользуются большим почетом, а их святилище стало местом паломничества, где уже совершилось множество исцелений. По просьбе друга мон. Евсевий скопировал найденный текст.
На основе метафрастовского текста были составлены заметки в Синаксаре К-польской ц. кон. X в. с добавлением информации о том, что праздник Е., А., Евг., М. и О. отмечается в ц. св. Иоанна, располагающейся рядом с ц. Св. Софии в К-поле (SynCP. Col. 305-306), и в Минологии Василия II кон. X - нач. XI в. (PG. 117. Col. 204). Более поздние агиографические тексты: Похвала Е., А., Евг., М. и О., написанная студитским мон. Михаилом (BHG, N 646b), и Похвала, написанная Никитой Давидом Пафлагоном (BHG, N 646c), остаются неизданными. Служба Е., А., Евг., М. и О. была опубликована в Греции в 1909 г. (ΕΘ. 1909. Τ. 4. Σ. 343-357).
Мученичество Е., А., Евг., М. и О. было переведено на груз., арм. (BHO, N 300) и лат. (BHL, N 2778) языки; последний перевод был выполнен по заказу Неаполитанского еп. Афанасия II (875-898).
Мученики Евгений, Евстратий, Авксентий Севастийские. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.
Мученичество Е., А., Евг., М. и О. интересно с лит. т. зр.: агиограф цитирует античных авторов, наделяет героев яркими речевыми характеристиками (так, слова Лисия и Агриколая выдержаны в офиц. стиле имп. постановлений, а речь аравракских жителей, напр. М., нарочито проста).
Мученичество Е., А., Евг., М. и О. имеет много общего с др. агиографическими произведениями вост. региона Византийской империи. Исследователи обнаруживают параллели и совпадения с Мученичеством 40 Севастийских мучеников (Walter. 2003. P. 219) и с Житием мч. Евгения Трапезундского и 3 его спутников (Bryer, Winfield. 1985. P. 166-169): действие происходит в Сатале при Лисии Сатальском и Агриколае Севастийском, во времена гонений на христиан императоров Диоклетиана и Максимиана, мученики не желают принести жертву богам на разожженном жертвеннике. Образ мч. Евгения Трапезундского, популярный в агиографической лит-ре в более поздний период, напрямую связан с фигурой Евг., появляющегося в 10-й гл. Мученичества Е., А., Евг., М. и О. Согласно выводам Э. Брайера и Д. Уинфилда, мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила Трапезундские неразрывно связаны с Е., А., Евг., М. и О. (Ibidem). Традиция почитания Е., А., Евг., М. и О., по мнению брит. ученых, сложилась под влиянием почитания 40 Севастийских мучеников, поэтому в источниках 5 мучеников Аравракских часто выступают как 5 мучеников Севастийских. Е., А., Евг., М. и О. были одними из самых знаменитых святых в вост. провинциях Византийской империи; традиция их почитания прервалась только в XI в. в связи с нашествием сельджуков (Rosenqvist. 2002. P. 194). Культ Е., А., Евг., М. и О. был очень распространен с IX в. в Византии, Сербии и Италии (особенно в Неаполе и Риме), однако к XII в. в Трапезунде (ныне Трабзон, Турция) и понтийских землях он был постепенно вытеснен почитанием 4 Трапезундских мучеников (Е., А., Евг., М. и О. продолжали оставаться почитаемыми среди трапезундских армян, а на юж. окраине Трапезунда в XIII в. еще существовала ц. мч. Евстратия (о храме см.: Bryer, Winfield. 1985. P. 225; Janin. Grands centres. P. 270).
На Западе наибольшее распространение получил культ Е. На это указывает тот факт, что в ряде поздних рукописей Мартиролога Узуарда под 13 дек. упомянут этот святой; кроме того, в Мраморном Неаполитанском календаре (IX в.) под 10 и 13 дек. также значится только имя Е. Мощи Е., А., Евг., М. и О. были перевезены в Рим в ц. Сант-Аполлинаре в период понтификата Адриана I († 795), однако при дальнейших реконструкциях храма (в 1-й пол. XVIII в.) они были утрачены (Mottironi. 1965).
Многочисленные фрески Е., А., Евг., М. и О. сохранились в пещерных храмах Каппадокии (De Jerphanion. 1936. P. 504), а также на территории Греции - в монастырях Успения Пресв. Богородицы в Дафни, Осиос Лукас, Неа-Мони на о-ве Хиос, в ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории и в др. местах.
Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий
Иконография
мучеников сложилась в Х-ХI вв. в визант. имп. скрипториях, где создавались иллюминированные месяцесловы. Наиболее ранний памятник с образами святых - миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 241. 976-1025 гг.), на которой представлены сцены мучений: М. повешен вниз головой, О. лежит на раскаленном ложе, коленопреклоненный Евг. простирает к небу изувеченные руки, А. отсекают голову - на дальнем плане голова святого, похищенная вороном, изображена висящей в кроне дерева, справа от которого стоит Е.
Мученики Севастийские. Фрагмент иконы «Минея на декабрь». XVIII в. (ЦАК МДА)
Чаще всего изображения святых встречаются в минейных циклах рукописей: в Евангелии с минологием из Ватикана (Vat. gr. 1156. Fol. 270v, XI в.), где святые представлены стоящими в ряд; в Минологии из Амброзианской б-ки в Милане (Ambros. E 89, XI в.) - фронтально в рост в начале текста (Fol. 211r) и в 4 сценах мучений в конце (Fol. 234r); в Минологии из мон-ря Эсфигмен на Афоне (Ath. Esph. 14. Fol. 343r, XI в.) - в 4 сценах мучений; в греко-груз. рукописи (РНБ. О.I.58, XV в.), т. н. Афонской книге образцов,- фронтально в рост, у каждого в руке крест. Поясные изображения святых встречаются в Минее праздничной Б. Вуковича (1538, Венеция). В иконописи примерами ранних миней служат: икона на дек. (2-я пол. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), композиции к-рой близки к миниатюрам из Минология Василия II, и 12-частная икона на сент.-дек. (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В настенных минологиях известны изображения святых в притворе ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, (1348-1350) - 4 сцены мучений (причем А., не упомянутый в надписи на фреске, изображен вместо О., сцена мучения к-рого отсутствует); в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (1386-1390),- 3 сцены мучений; в притворах церквей: св. Апостолов (Св. Спаса), Печская Патриархия, Косово и Метохия (1561), и свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в обоих памятниках святые представлены фронтально в рост.
Иногда сцены из Жития мучеников оказываются выделенными из общего минология в отдельные циклы, к-рые, как правило, создавались в местах особого почитания святых. Кодекс XII в. из Национальной университетской б-ки в Турине (Taurin. B.II.4), происхождение к-рого К. Вейцман связывает с Малоазийским регионом, где пострадали святые, представляет собой иллюстрированный текст Жития 5 мучеников. На фронтисписе (Fol. 3v) помещено фронтальное изображение святых (в рост) с крестами в руках, к-рых увенчивает ангел; в тексте - 13 сцен мучений.
Местом особого почитания святых был мон-рь вмц. Екатерины на Синае, в стенах к-рого существовал посвященный им храм. Оттуда происходит темплон (XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на к-ром вместо двунадесятых праздников представлены 11 сцен посмертных чудес Е. Памятник представляет собой уникальное свидетельство существования в нач. XIII в. утраченного ныне текста. Возможно, для этого храма была написана икона мучеников с поясным Деисусом в верхней части (нач. XIII в.). На ней святые изображены стоящими в ряд. Данный памятник послужил образцом для серб. иконы мучеников (рубеж XIV и XV вв., мон-рь Хиландар, Афон).
В системе росписи храма образы 5 мучеников могли быть включены в чин св. воинов. Е. изображался чаще других: напр., в верхнем регистре правой створки на визант. триптихе рубежа X и XI вв. (ГЭ) с изображением 40 Севастийских мучеников и избранных святых; на мозаиках мон-ря Хора (Кахрие-джами, 1316-1321) в К-поле; на фресках ц. Успения монастыря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343),- в сцене, иллюстрирующей Пс 45; в церкви мон-ря Пэтрэуци, Румыния (1487).
На Руси почитание мучеников не было столь распространенным, как в Византии и на Балканах. Образ Е. входил в деисусный чин иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497). Изображение святого присутствует на одной из новгородских «софийских таблеток» (кон. XV - нач. XVI в., НГОМЗ).
Почитание мучеников в царской семье во 2-й пол. XVI в. связывают с обстоятельствами женитьбы Иоанна Грозного на Анастасии Романовне: 13 дек. 1546 г., в день памяти святых, царь советовался о предстоящей женитьбе с митрополитом. В честь этого события конюхами царя была построена обыденная ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. в Москве, боковой придел к-рой освящен во имя мучеников. Святые были изображены в росписи Архангельского собора Московского Кремля, иконография которой восходит к 1565-1566 гг. Ряд памятников свидетельствует о том, что мученики как покровители царского дома почитались в семьях Бориса Годунова и первых Романовых. Так, образ Е. помещен на столпе ц. Св. Троицы в Вязёмах (кон. XVI в.), вотчине царя Бориса, среди святых, соименных членам его семьи. Образ Е. присутствует на иконе царских изографов «Богоматерь Феодоровская с избранными святыми на полях» (1630, ГТГ). Как отметила В. И. Антонова (Антонова, Мнева. Т. 2. С. 365), состав изображенных на полях патрональных святых подчеркивает родственную связь дома Романовых с царями из рода Рюриковичей через 1-ю жену Иоанна IV.
Из придела 5 мучеников ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. происходит живописная рама с житием святых (90-е гг. XVII в., ГМЗК). На 11 клеймах рамы представлены сцены мучений святых. В цикл включены 5 сцен, связанных с их посмертным чудом в мон-ре Олимп близ К-поля. В основу иконографии клейм рамы положены тексты Жития пространной редакции из Пролога и Сказание о чуде, происшедшем в мон-ре Олимп. Подписями к клеймам служат цитаты из данных источников. Ряд мучений, к-рые, согласно Житию, претерпел Евг., приписаны А. (клейма 6-8).
Из-за неустойчивости иконографии мучеников их идентификация затруднена. Так, на миниатюре из Минология Василия II Е. представлен в облике средовека с черными волосами и окладистой черной бородой; О. и М.- безбородые юноши с короткими каштановыми волосами; у Евг. борода и волосы короткие, волнистые, темно-каштановые; у А. высокий лоб, короткие седые волосы и борода. На миниатюрах из Туринского кодекса Е. изображен с короткими пышными волосами и окладистой бородой длиной до груди; М.- с короткими волосами и бородкой; у А. небольшая округлая седая борода и короткие волосы; О. представлен как юноша с короткой пышной прической, облачен в воинские доспехи. На синайском темплоне Е. изображен с длинными каштановыми волосами, волнистыми на концах, и сужающейся книзу бородой длиной до ключиц, облачен в далматик и плащ, скрепленный на плече фибулой. В греко-груз. рукописи Е.- средовек с короткой бородой; А.- с более длинной седой бородой; остальные мученики - безбородые юноши с короткими каштановыми волосами, О.- в доспехах, другие облачены в хитоны и гиматии. Иконописные подлинники кон. XVI в. (Новгородский Софийский и Строгановский) предписывают изображать святых следующим образом: «Евстратий аки Флор во бронях, риза багор с белилом, испод киноварь, нагавицы багровы, в руце крест, а в левой щит. Авксентий млад аки Димитрий, риза верх киноварь с белилом, испод лазорь, Евгений рус аки Козьма, верхняя риза багор с белилом и баканом, испод вохра с белилом, Мардарий аки Никита мученик, верх багор испод киноварь, а Орест аки Георгий, риза санкирь с белилом, дымачат, испод празелень» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 56). Нестабильность иконографии наблюдается даже в пределах одного памятника. Так, на раме из ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. О. изображался в облике то юноши, то средовека с усами и короткой бородкой; Е. и А.- как средовеки с короткими волосами и бородкой, соответственно один в воинских доспехах, другой - в далматике и плаще; М. и Евг.- безбородыми юношами с короткими пышными волосами, в далматиках и плащах. На иконе «Святые пяточисленные мученики, Кирик и Иулитта, Сергий Радонежский, Косьма и Дамиан» (XIX в., ГМЗК) А. изображен как старец, с длинными седыми волосами и бородой, в подризнике и крещатой фелони, с Евангелием в левой руке и благословляющей десницей; Е., О. и Евг.- в воинских доспехах и плащах, с копьем в левой руке и крестом в правой; О.- в облике юноши, 2 других - с короткими волосами и бородой; М.- средовек, с крестом в левой руке, в хитоне и плаще.
Ю. В. Бродовая