День памяти блаженных Иоанна и родителей его Стефана и Ангелины, правителей Сербских
АНГЕЛИНА
[серб. Анђелина] (Бранкович; не позднее 1447 г.- 30.07.1516 или, вероятнее, 1520), прп. (пам. серб. 30 июля и 10 дек., рус. 1 июля и 10 дек.), деспотица. Дочь правосл. албан. кн. Георгия Арианита (Великого) Комнина, родственница Кастриота Георгия. В 1460 г. А. была выдана замуж за деспота св. Стефана Слепого Бранковича, последнего серб. правителя, изгнанного в 1459 г. из своих владений турками. От этого брака родилось трое детей: Георгий, св. Иоанн и Мара. Семейство перебралось в Сев. Италию, где св. Стефан вместе с сестрой Екатериной приобрел в Юго-Вост. Фриули заброшенный замок на левом берегу р. Тальяменто, впадающей в Венецианский зал. (т. н. Фурланский Белград). После смерти мужа (9 окт. 1476) А. ок. 10 лет оставалась с детьми в Италии. В 1486 г. семейство по приглашению венг. кор. Матвея Корвина (Матьяша Хуньяди), взяв с собой мощи св. Стефана, уже прославившиеся чудотворениями, через Вену прибыло к королевскому двору в Буде. Здесь Георгий получил от короля в пожалование область в Среме с городами Сланкамен и Купиново (до того находившуюся в пожизненном владении его двоюродного брата - деспота Вука Огненного Змея (Змая) Бранковича) и деспотский титул.
В Купинове А. с детьми построила храм во имя св. ап. Луки и основала при нем мон-рь, где были положены мощи ее мужа. При жизни сыновей, вероятно беспрекословно признававших авторитет матери, А. являлась их фактической соправительницей, именуясь в офиц. документах «госпожа деспотица». Вместе с детьми она покровительствовала правосл. Церкви на юге Венгерского королевства, населенном сербами, и афонским мон-рям. Сохранились (в архивах соответствующих мон-рей, а также в рус. копиях 2-й пол. XVI в.) грамоты (повели) А. и ее сыновей родовой обители Бранковичей - мон-рю св. Павла (ктиторская с обещанием ежегодной денежной помощи, 1495), главному центру серб. монашества на Афоне - Хиландарскому мон-рю (1498) и греч. мон-рю Эсфигмену, также связанному с семейством Бранковичей (подтвердительная, 1499).
После смерти в 1502 г. младшего сына св. деспота Иоанна А. с мощами родственников переехала в Валахию, где ее старший сын, принявший ок. 1499 г. монашество с именем Максим, был поставлен митрополитом в г. Тырговиште. Ок. 1509 г. мать и сын возвратились в венг. владения и митр. Максим получил кафедру в Белграде. После возвращения в Срем А. основала мон-рь Крушедол на Фрушка-Гора. Приступая к его строительству, А. в 1509 г. обратилась за денежной помощью к вел. кн. московскому Василию III, к-рому она вместе с грамотой направила доспехи (зброй) св. деспота Иоанна. А. также просила Василия III возобновить ктиторство рус. мон-ря св. вмч. Пантелеимона на Афоне. Помощь из Москвы была получена, и строительство Крушедола, ставшего местом упокоения последних Бранковичей, успешно завершилось между 1512 и 1516 гг. (поддержку строительству оказал также валашский воевода Нягое Басараб, свояк Бранковичей по жене).
А. пережила обоих сыновей. Она приняла постриг с прежним именем не ранее лета 1499 г. и последние годы находилась в Сретенском мон-ре, основанном ею неподалеку от Крушедола, где и была похоронена. А. питала любовь к духовному назидательному чтению и, вероятно, обладала даже книжным собранием. Ей принадлежал список «Шестоднева» (Бесед на книгу Бытия) св. Иоанна Златоуста, переписанный в 1451 г. для Сербского Патриарха Никодима (Белград. Патриаршая б-ка. № 120); по свидетельству, относящемуся к 1-й пол. XIX в., ее владельческая подпись, позднее утраченная, читалась также на рукописи Крушедольского мон-ря (Палея историческая и «Хроника» Иоанна Зонары. 2-я четв. XV в. Музей Сербской Православной Церкви (МСПЦ). № 42).
Уже вскоре после кончины А. началось ее почитание как святой. После чудотворений, начавшихся от ее мощей, они были перенесены из Сретенского мон-ря в соседний Крушедол и помещены в одной раке с мощами св. деспота Иоанна. В 1716 г. турки, уходя из Срема, сожгли мон-рь Крушедол и мощи святых семейства Бранковичей. Уцелела только левая рука А., до наст. времени находящаяся в мон-ре.
Известно 2 проложных жития А. и служба ей с каноном 8-го гласа, написанные, по всей вероятности, в Крушедольском мон-ре в 1-й пол. XVI в. Старший список службы с первым из житий содержится в прибавлении 20-х гг. XVII в. к июльской служебной Минее из Крушедола (Белград. МСПЦ. № 164). В XVIII в. служба и житие дважды издавались в Сербляке - сборнике служб серб. святым (Рымник, 1761, Венеция, 1765 - т. н. «московский» Сербляк); в белградском издании сборника 1861 г. службу сопровождает др. житие. Общий канон св. Стефану Слепому и А. 8-го гласа помещен 2-м в общей службе святым семейства Бранковичей, написанной также в Крушедоле в кон. XVI в. (сохранилась в монастырском списке 1720 - Белград. МСПЦ. № 233), отдельные песнопения А. содержатся в службах ее святым родственникам. В печатных Минеях, изданных Московской Патриархией в 1978-1989 гг., помещена бденная служба Иоанну, деспоту Сербскому, и родителям его, Стефану и А. (Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 361).
Известно прижизненное изображение А. до ее пострижения - на печати, подвешенной к грамоте 1495 г. Эсфигменскому мон-рю (вместе с сыновьями), где помещена достаточно условная жен. фигура в одежде западноевроп. типа. Условное изображение преподобной жены помещено на серебряном окладе Павла Смедеревца 1656/57 г. из Крушедола, и есть основание считать его изображением А. На иконе святых семейства Бранковичей изображение А. отмечено чертами сходства с сыном св. Иоанном (МСПЦ, 2-я пол. XVI в.). Фресковые изображения А. XVIII-XIX вв. находятся в Крушедоле, Хиландаре и на паперти («припрате») собора Печской Патриархии. С XVIII в. широко распространены гравированные изображения А. в «Стематографии» Христофора Жефаровича (Вена, 1741), на его же гравюре 1746 г. «Четверо сербских святых» (Бранковичей), сопровождаемой рассказом о сожжении мощей турками, на офорте Захарии Орфелина (1775), в центре к-рого помещено изображение мон-ря Крушедол, в рымникском Сербляке (1761).
А. посвящены неск. церквей в Среме. Празднование ее памяти в Крушедоле отличается особой торжественностью.
В Киевской Западнорусской митрополии о существовании почитания А. было известно с 1-й четв. XVII в. (А. упом. в числе правосл. святых в «Палинодии» Захарии Копыстенского, 1621).
А . А . Турилов
ИОАНН
[серб. Jован] (Бранкович; 1462 - 10.12.1502), св. (пам. 10 дек.), серб. деспот на службе венг. короля, сын деспота св. Стефана Слепого и прп. Ангелины (см. ст. Бранковичи). Род. на территории совр. Албании, детство провел на северо-востоке Италии в замке близ г. Удине. После смерти отца (1476) семья И. переехала в замок Вайтерсфельд в Каринтии, а в 1486 г.- во владения в Среме, полученные его старшим братом Георгием (см. Максим (Бранкович), св., митр. Белградский и Сремский) после смерти их двоюродного брата Вука Огненный Змей. Ок. 1493 г. разделил с братом титул деспота, а после того как последний ок. 1498 г. постригся в монашество, И. стал единоличным деспотом. В начале венгерско-турецкой войны 1501-1503 гг. вторгся в Боснию и близ Зворника нанес туркам поражение. Вместе с матерью и братом был ктитором мон-рей Привина-Глава, Шишатовац, Фенек, а также Хиландар, св. Павла и св. Пантелеимона на Афоне, основал, согласно легенде, монастыри Дивша и Язак..
Был женат на дочери серб. воеводы Стефана Якшича Елене († после 1529), родной сестре матери Елены Глинской, 2-й жены вел. кн. Московского и всея Руси Василия III Иоанновича. Наследников муж. пола не оставил, имел 5 дочерей, к-рые вышли замуж за валашских и молдав. правителей, а также за представителей знатных хорват., западно- и южнорус. родов: Деспину Милицу († 1554; жена валашского воеводы Нягое Басараба, после смерти мужа приняла монашество с именем Платонида), Марию († 1540; жена хорват. гр. Фердинанда Франкопана), Елену († ок. 1552; жена господаря Молдавии Петру Рареша), Анну († 1578; 1-й муж - Федор Сангушко, маршалок Волыни, 2-й - кн. Николай Збаражский), Марию Магдалину († после 1571; 1-й муж - кн. Иван Вишневецкий, староста Пропойска (ныне Славгород, Белоруссия) и Чечерска; 2-й - кн. Александр Чарторыйский, воевода Волыни). На ранней стадии подготовки брака вел. кн. Василия III московским княжеским домом обсуждался, в частности в переписке с кор. польской и вел. кнг. Литовской Еленой Иоанновной, вопрос о кандидатуре в его жены одной из старших дочерей И., однако из-за их малолетства этот вариант был отвергнут.
Почитание
И. был похоронен в ц. во имя св. ап. Луки в Купинове, но через 3 года после смерти (1505/06), согласно сообщению попа Пейо в Житии мч. Георгия Нового Кратовского, его мощи «объявились» целыми. Тогда мать и брат перевезли их в Валахию, а в 1509 г. вернули в Срем и в 1512 г. положили в основанный ими мон-рь Крушедол. Развитию почитания И. способствовала его мать, к-рая считала сына святым и в 1509 г. даже направила в дар рус. вел. кн. Василию III его доспехи (зброй) (Димитриjевић М. Документа коjа се тичу односа између српске цркве и Русиjе у XVI в. // ССКА. 1903. Књ. 34. С. 18; Россия и греч. мир в XVI в. / Отв. ред.: С. М. Каштанов. М., 2004. Т. 1. С. 141-142; Москва - Сербия, Белград - Россия: Сборник док-тов и мат-лов. Београд; М., 2009. Т. 1. С. 206, № 4). После смерти Ангелины и начала чудотворений на ее могиле мощи деспотицы были перенесены в Крушедол и положены в одну раку с мощами И. В 1716 г., после поражения от принца Евгения Савойского при Петроварадине (ныне Нови-Сад), турки осквернили Крушедол, изрубили и подожгли мощи Бранковичей (Стоjановић. Записи. Књ. 2. Бр. 2890); сохранились лишь фрагменты мощей св. Стефана и прп. Ангелины.
Не вполне ясны следы почитания И. на Руси (при отсутствии здесь агиографических и гимнографических текстов в его честь) в сер. XVII в., впервые его память встречается под 21 нояб. в рукописи 1621 г. (Смирнов С. Н. Сербские святые в рус. рукописях // Юбил. сб. Рус. Археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 201). Посвящения во имя Иоанна храмов неизвестны.
Агиография
О пространном Житии И. ничего не известно, существует лишь проложное в Сербляке 1861 г. (Л. 92), написанное, вероятно, непосредственно для этого издания. В лит-ре иногда ошибочно указывается на существование его Жития (см.: Руварац Д. Манастир Крушедол. Сремски Карловци, 1918. С. 13; Павловић. 1965. С. 137) или Похвалы ему (Ћоровић В. Рец. на: Петковић С. С. Опис рукописа манастира Крушедол. Сремски Карловци, 1914 // Jужнословенски филолог. 1922-1923. Бр. 3. С. 167; Радоjичић. 1957. С. 253; Он же. 1958. С. 187-189; Павловић. 1965. С. 137), написанной на форзаце рукописи мон-ря Крушедол № 44 (Минея служебная на окт.; ныне в МСПЦ. № 125); в действительности речь идет о стихирах И. Отсутствие Жития компенсируется отчасти обилием житийных мотивов и известий о чудесах в службах в честь святого. Известия об И. (как и о др. святых семейства Бранковичей) содержатся также в начальной части Жития мч. Георгия Нового Кратовского, написанного попом Пейо (Ангелов Б. С. Из старата бълг., рус. и сръбска лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 105).
Гимнография
И. посвящены отдельная служба (10 дек.) с 2 канонами (1-го и 8-го гласов), написанными слитно (в начале 1-го есть указание на акростих «Красными похвалами песньми плетуще воспеваю и величаю память твою, святе», но в тексте он отсутствует), и канон 5-го гласа в общей службе св. семейству Бранковичей (помещен 3-м). В обеих службах И. (с устойчивым эпитетом «праведный») прославляется как заступник от «насилия агарянского», мощи к-рого даруют исцеление страждущим (в т. ч. и мусульманам). Даже в единоличной службе И. много места отведено прославлению др. членов семейства. Обе службы дошли в достаточно поздних (XVII-XVIII вв.) списках (см.: Трифуновић. 1970. С. 335-336); они входили в состав рукописного Раковацкого Сербляка 1714 г., положенного в основу печатного издания (Римник, 1761), а позже включены и в белградское издание 1861 г.
Относительно датировок службы И. и общей службы Бранковичам существует 2 т. зр. Согласно распространенному во 2-й четв.- сер. ХХ в. мнению, эти службы были составлены в 1708-1714 гг., когда мон-рь Крушедол являлся центром Крушедольской митрополии (Груjић Р. М. Духовни живот Срба у Воjеводини // Воjеводина. Нови Сад, 1939. Зб. 1. С. 378; Радоjичић. 1957; Он же. 1958). В 70-80-х гг. ХХ в. была обоснована версия о создании этих текстов во 2-й четв.- сер. XVI в. (Трифуновић. 1970; Богдановић. 1980). Независимо от разницы в датировках, создание служб связывается с безымянными книжниками мон-ря Крушедол. В хронологическом отношении создание службы И. предшествовало составлению общей службы в честь семейства Бранковичей, т. к. в последней обнаружены заимствования из первой (Трифуновић. 1970. С. 335; Богдановић. 1980. С. 242).
И. также посвящены 3 стихиры, отсутствующие в обеих службах и написанные в 1687 г. на форзаце вышеупомянутой служебной Минеи на октябрь из мон-ря Крушедол (МСПЦ. № 125).
Вместе со своими родственниками И. упоминается в «славе», содержащейся в сборнике 10-20-х гг. XVIII в. из собрания Патриаршей б-ки в Белграде (№ 17. Л. 171-172), написанном предположительно во 2-й пол. XVI в. и дополненном (в т. ч. и именами Бранковичей) 100 лет спустя (Трифуновић Ђ. «Слава» са поменима jужнослов. и балканских светаца // Филологически изследвания в чест на К. Иванова за нейната 65-годишнина. София, 2005. С. 106-112. (Старобългарска лит-ра; Кн. 33/34)).
Иконография
Прижизненное изображение И. (вместе с матерью и братом) сохранилось на золотой печати западноевроп. работы на грамоте, данной 11 нояб. 1495 г. афонскому монастырю св. Павла и хранящейся в монастырском архиве (см.: Синдик Д. Српске повеље у светогорском манастиру св. Павла. Београд, 1979). Изображение достаточно условно - И. представлен юношей в длинном облачении с готическими складками, на голове массивный зубчатый венец (такими же коронами увенчаны его мать и брат). На иконах XVI-XIX вв. И. обычно изображается вместе с родителями и братом: древнейшей из сохранившихся считается семейная композиция на иконе 2-й пол. XVI в. (МСПЦ; см.: Милошевић. 1970. С. 226), на к-рой он представлен молодым человеком во властительском облачении, украшенном драгоценными камнями и жемчугом, на голове - зубчатая корона.
А. А. Турилов, Э. П. П.