Благовещение. 7 апреля

Когда Пресвятой Деве исполнилось одиннадцать лет пребывания и служения Пресвятой Девы при Иерусалимском храме и четырнадцать лет со дня ее рождения; когда, следовательно, вступила Она в 15-й год Своей жизни, священники сообщили ей, что по закону Она больше не может оставаться при храме, но должна обручиться и вступить в брак. Но сколь великой неожиданностью для священников оказался ответ Пресвятой Девы о том, что посвятила Она Себя Богу и хочет пребывать Девой, не вступая в брак ни с кем до самой смерти! Тогда по Божию Промыслу и внушению, первосвященник Захария, отец святого Предтечи, по согласию с прочими священниками собрал 12 неженатых мужчин от племени Давидова, чтобы одному из них вручить Деву Марию для соблюдения Ее девства и для попечения о Ней. И была Она вручена престарелому Иосифу из Назарета, бывшему с Ней, к тому же, в родстве. В доме Иосифа Пресвятая Дева продолжила жить, как и в храме Соломоновом, проводя время в чтении Священного Писания, в молитвах, богомыслии, посте и рукоделии. Почти никогда не выходила Она из дома и не интересовалась светскими вещами и событиями. Вообще мало с кем разговаривала, никогда не отверзая уст без нарочитой нужды. В доме чаще всего общалась Она с двумя дочерьми Иосифа. Но когда исполнилось время, предвещенное пророком Даниилом, и когда Бог благоизволил исполнить Свое обетование изгнанному Адаму и пророкам, явился великий Архангел Гавриил Пресвятой Деве в одной из комнат, и причем, как это отмечают некоторые священные писатели, именно в ту минуту, когда держала Она открытой книгу пророка Исаии и размышляла о его знаменательном пророчестве: «Се, Дева во чреве приимет и родит сына!» Явился Ей Гавриил в архангельском сиянии и сказал: « Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» – возвестив Ей и всё прочее по порядку, о чем пишется в Евангелии божественного Луки. С этого архангельского благовестия и с сошествия Святого Духа на Пречистую Деву началось спасение людей и воссозидание (обновление) твари. Отсчет хронике Нового Завета дал Архангел Гавриил словом: «Радуйся!» – дабы тем самым обозначить, что Новый Завет ознаменует радость для людей и для всей созданной твари. Отсюда Благовещение считается сколь великим, столь же и радостным праздником.

О дивное благовестие: радуйся, Пречистая,

Христа нам родившая!

О радостная весть: радуйся, Девица,

Светлая Голубица!

Радуйся, Мария; радуйся, Благодатная,

Дверь златая!

О Купина лучезарная, неопалимая,

Света нового Заря!

Гавриил глаголет и сам радостью сияет,

Благовестие вещает!

Благовестие сказует – небо всё внимает,

Твоя душа трепещет, обмирает!

Храму Ты служила, Богу Себя предала,

Сама храмом стала!

Радуйся, Пречистая, небесная Невеста,

Злат Престол, Царево место!

О радуйся, Кроткая – Кроткого Ты родишь,

Міру Возродителя!

Радуйся, Послушная – Сам Бог Тебя послушал,

Славой увенчал!

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.



Наверх