Жил ли Христос?
I. Речи атеистов против существования Христа и ответ на них.
1) Атеисты так представляют появление «мифа о Христе». Евреи, говорят они, ждали Мессию. Власть римлян сильно их угнетала. Мессия им представлялся, как избавитель от ига римлян и земной царь. Но такой Мессия не приходил. Появляется революционер или просто мечтатель Иисус из Назарета. Римляне его распяли, но память о нём осталась, и вот, все те чаяния, которые ожидались от Мессии, отнесены были к Иисусу. Он в народных преданиях и чудеса творит, и мёртвых воскрешает, и сам воскресает и возносится на небо. Евреи, изгнанные из Иерусалима, у которых погибло всё: и отечество, и храм, только и могли утешаться Мессией, который не на земле, а на том свете даст им блаженство.
Ответ: Такое мнение ни на чём не основано. Речи об Иисусе, пострадавшем и воскресшем, стали распространяться не после разрушения Иерусалима (70 г. по P. X.), а много раньше, именно тотчас же по воскресении, в 50-й день 34-го года по Рождестве Христовом.
К тому же, эти речи не могли бы примирить евреев с печальной действительностью. Допустим, что после разрушения Иерусалима кто-либо и стал утешать своих соотечественников, говоря: «Братья Израильтяне! Не плачьте, не отчаивайтесь из-за погибели храма и св. града, ибо в Галилее тридцать лет тому назад появившийся Мессия Христос творил чудеса, был распят, умер, воскрес и вознёсся на небо». Что ответили бы евреи такому успокоителю? Несомненно, ему бы сказали: «Какая нам польза от такого Мессии? Он нам не нужен».
Сказать верному израильтянину, что их Мессия был распят на кресте, как последний преступник, значило бы нанести самое тяжёлое оскорбление его патриотическому и религиозному чувствам.
Этим и объясняется то обстоятельство, что проповедники христианства не только не были приняты евреями с радостью, но ими же были замучены.
2) Другие безбожники заявляют, что Христос не существовал, и христианство есть только изменённое язычество. Как в языческих религиях бог-солнце рождается (олицетворение весны) и умирает (зима), так и Иисус приходит на землю, умирает, чтобы воскреснуть.
Ответ: Это сходство христианства с язычеством говорит не против бытия Иисуса Христа, а доказывает только то, что все народы произошли от одной семьи, в которой хранилось предание о будущем воплощении Сына Божия и спасении Им грешного человечества. Каждая языческая религия содержит в себе частицу истины, и посему она в этом немногом схожа с христианством.
3) «Если бы Христос жил, – говорят безбожники, – то Он написал бы хоть одну фразу, оставил бы после Себя хотя бы одно письмо».
Ответ: Письменных памятников Христос действительно не оставил, но в сердцах современников Он оставил неизгладимый след, а вся Палестина есть неопровержимый памятник Его жизни и дел.
Да разве все жившие люди оставили после себя письменные труды?.. Что написал Александр Македонский?.. Если же после Александра Македонского не осталось ни одной написанной им строчки, то значит ли это, что Александра Македонского не было на свете?..
4) «Наконец, – говорят атеисты, – сами евангелисты в своих повестях-Евангелиях расходятся и противоречат друг другу».
Отвечаем: Ни один из евангелистов в существенном не противоречит другому. Нет, например, в Евангелии таких противоречий, когда бы один евангелист говорил, что Христос был распят, а другой – усекнут мечём. Несогласованность же в мелочах есть следствие того, что Апостолы, когда писали, не сговаривались между собою и сообщали о событиях то, что они запомнили и на что больше обратили внимание.
II. Исторические доказательства действительной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
Эти доказательства мы берём исключительно из нехристианских источников.
1) Языческие источники:
A) Тацит, римский историк, род. в 54 г. по Р. Хр., в своих летописях, говоря о христианах, пишет: «Это имя идёт от некоего Христа, который при Тиверии был осуждён на смерть прокуратором Понтием Пилатом».
Б) Другой римский историк Светоний, род. в 70 г. по Р. Хр., говоря об императоре Клавдии, замечает, что евреи постоянно волновались «под влиянием Христа».
B) Плиний в письме к императору Траяну (107–110 г. по Р. Хр.) о христианах пишет: «Они имеют обыкновение собираться в определённый день на заре и воспевать гимн Христу, как Богу». Это подтверждает и языческий писатель Лукиан.
Г) Цельс, римский писатель второго века по Р. Хр., написал против христианства сочинение «Логос алифис», в котором рассказывает о рождестве Иисуса Христа, поклонении волхвов, бегстве в Египет, крещении, исцелениях и воскрешениях мёртвых, измене Иуды и отречении Петра. Всё это он освещает с точки зрения язычника, объясняя чудеса Христовы действием злого духа, а Его Самого выставляет обманщиком и волшебником.
Д) Порфирий, языческий философ, † 304 г. по Р. Хр., написал против христианства 15 книг «Философия Оракула». Иисуса Христа он представляет в языческом освещении, но признаёт Его «мужем благочестивым, который взошёл на небо, увенчанный после казни бессмертием. Но христиане поклоняются Христу, – замечает Порфирий, – как Богу, по недоразумению».
Вот свидетельства, заподозрить которые во лжи и обмане нельзя, а они свидетельствуют о том, что жил на земле Господь наш Иисус Христос...
2) Еврейские свидетельства.
А) Иосиф Флавий, еврейский историк первого века, в 93 г. по Р. Хр. писал: «В это время (т.е. при Пилате) жил Иисус, муж мудрый, которого едва ли можно назвать человеком, потому что он совершал чудесные дела, учитель таких людей, которые принимали истину с радостью. Он привлёк к себе многих последователей, как из иудеев, так и из греков. Он был Христос. И после того, как Пилат, по доносу знатнейших наших мужей, присудил его к крестной смерти, однако не оставили его те, которые и прежде его любили; он опять являлся им живой в третий день, как божественные пророки предсказали об этих и многих других, относящихся к нему делах. Ещё и теперь не прекратилось поколение христиан, названных по его имени».
Кроме того, Иосиф пишет: «Первосвященник Анна собрал суд и поставил перед ним брата Иисусова, называемого Христом, по имени Иакова и некоторых других, которых обвиняли в нарушении закона, и приказал побить их камнями».
Б) Свидетельства еврейского Талмуда. В Талмуде самое имя Иисуса Христа не употребляется на том основании, что в книге Исход запрещено евреям называть имена других богов. Поэтому Талмуд называет Господа нашего «бен Пандира», или «бен Стода», «бен нидда», т.е. сын Пандиры, сын Стода, сын нечистой и редко «бен Иосиф» (раввин Акиба).
По Талмуду, Иисус Христос произошёл от Марии (Шаббат 104, 2), которая происходила из рода Давидова; с родителями Он бежал во Египет, где при посредстве магии овладел силой чудотворений. Он «делал себя Богом» (Сангендрин 107, 2), говорил о Себе, что взойдёт на небо. Накануне Пасхи Он был повешен, потому что предавался чародейству, соблазняя народ израильский в чужую религию, и в Его оправдание ничего не было сказано (Сангедрин 43).
В отношении рода смерти Христа раввины расходятся: одни говорят, что Он был побит камнями (Сангедрин 43, 1), другие, что Он был повешен, третьи, что был распят (там же); после смерти Он был проклят (Сота 47, 1); после Него остались ученики (Сангедрин 43, 1).
В) В евр. книге «Толдот Ешуа» («Генеалогия Иисуса») говорится, что Он похитил священное имя Божие и им творил чудеса, за что Его и казнили.
F) Шведский еврейский раввин Готлиб Крайн и проф. Хвольсон говорят, что «если бы не было Евангелия, то достаточно одного Талмуда, чтобы установить Христа, как историческую личность».
Каких свидетельств нам ещё надо?
3) Свидетельства магометанской священной книги Коран.
A) «За ними (Ноем, Авраамом) вслед Мы послали и других апостолов, между коими был Иисус, сын Марии, Которому Мы дали Евангелие, а в сердце учеников его Мы низвели жалость и сострадание, и измыслили они жизнь монашескую» (57, 27).
Б) «Иисус, сын Марии, говорил своему народу: «О, дети Израиля, я – апостол Божий, посланный вам для того, чтобы утвердить Пятикнижие» (61, 6).
B) «Евреи не верили в Иисуса, они жестоко оклеветали Марию... Они говорят: мы предали смерти Мессию, Иисуса, сына Марии, посланного Богом. Нет, они не убили и не распинали его; на его место был положен человек, схожий с ним... Бог вознёс его к Себе» (5, 155–156).
Г) «О, вы, получившие Писание, религии своей не преступайте должной меры, говорите о Боге лишь истину: Мессия, Иисус, сын Марии, есть апостол Бога и Слово Его, которое Он низвёл в Марию. Он Дух Божий» (6, 169).
Подобных мест в Коране немало.
4) Свидетельства самих безбожников.
А) Штраус в своем богопротивном сочинении пишет: «Христос уже по тому самому, что он неотделим от высшей формы религии, есть историческое, а не мифическое лицо, не простой символ. Этому историческому личному Христу из его жизни принадлежит то, в чём открылось его религиозное совершенство. Это – его речи, его нравственные действия и страдания».
Б) Ренан в своем антихристианском сочинении «Жизнь Иисуса» пишет: «Иисус родом был простолюдин. Отец Его Иосиф и мать Мария принадлежали к среднему классу и были ремесленниками». На протяжении всего этого сочинения Ренан рассказывает о различных событиях из жизни Господа нашего Иисуса Христа, считает Его сверхчеловеком, высоким мечтателем, Божественной личностью.
«Иисус – самый высокий из всех столбов, указывающих человеку, откуда он происходит, и куда он должен стремиться. В нём объединилось всё, что есть лучшего и возвышенного в человечестве».
В) Даже в безбожной книге Немоевского «Бог Иисус», доказывающей, что Иисус Христос никогда на земле не жил, в предисловии к ней другой безбожник – Морозов – заявляет, что Иисус Христос жил.
Г) Г. Уэллс в своей «Краткой истории человечества», изданной в Петрограде в 1924 году, пишет: «Когда Иисус, ставший впоследствии Христом христианства, родился в Иудее, в Риме царствовал первый император Август Цезарь. Во имя Иисуса возникла религия, которой суждено было стать официальной религией целой Римской империи... Он появился в Иудее в царствование Тиверия Цезаря. Он был пророк... Каждый вынужден сказать: «Такой человек был. Этого нельзя было выдумать».
Вот какое ценное свидетельство мы находим в нашем наибезбожнейшем советском издательстве.
Д) Когда в 1924 году в Киевской школе красных командиров имени Каменева профессор академии Бехтерев читал лекцию «о гипнотизме», то он сказал, что Христос посредством гипноза (внушения) лечил людей. Когда же ему сделали возражение, что Христа не существовало, то он на это ответил, что историческое существование Иисуса Христа – факт научно доказанный, и ещё раз повторил, что Христос внушением лечил людей. Это последнее профессор Бехтерев неоднократно повторяет и теперь в своих лекциях ленинградским студентам.
Вот доказательства, заслуживающие полного доверия, ибо они исходят из уст врагов и противников христианства.
5) Вещественные доказательства жизни Иисуса Христа.
А) Катакомбы – это тайные подземные храмы первых христиан. В них сохранились изображения, относящиеся к первому и второму векам.
а) В катакомбе св. Каллиста имеются:
1. Изображение Тайной вечери. Спаситель подаёт хлеб одному ученику. Вокруг Него Апостолы.
2. Спаситель в виде Доброго Пастыря, несущего на плечах овцу.
3. Много раз изображена рыба – условный знак древних христиан, потому что греческое слово «ИХФИС» (рыба) состоит из тех же самых букв, из которых составляется фраза «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель».
б) В катакомбах св. Гермия:
1. Христос – Добрый Пастырь.
2. Христос воскрешает Лазаря, исцеляет слепорождённого.
в) В катакомбах Демитиллы:
1. Христос сидит на троне и благословляет хлебы.
Пусть тем людям, которые не слушают голоса человеческого, эти камни возопиют: «Жил Христос, был Христос, есть Он и вечно будет».
Б) Палестина – есть самое лучшее, красноречивое и могущественнейшее доказательство исторического существования Христа.
Здесь и Вифлеем – место Его рождества, пещера, где Он родился. Здесь и Иордан, в котором Христос крестился. Здесь же многие города и селения, которые видели у себя Сына Божия и слышали Его Божественное учение. Здесь почти каждое селение имеет какое-либо предание, связанное с жизнью Иисуса Христа.
Здесь же и Иерусалим, священный город для многих миллионов людей, город, в котором каждая улица связана с тем или иным событием из жизни Иисуса Христа. Иерусалим, с его садами, видевшими молящегося Иисуса, Голгофой, принявшей последний вздох Его, и пещерой – гробом Иисуса Христа. Никто из побывавших в Иерусалиме ни на минуту не может допустить мысли о том, что евангельская история о Христе – миф. Так жива здесь о Нём память, так всё здесь дышит Им.
III. Заключение.
Вот сколькими доказательствами жизни Иисуса Христа обладает христианство.
К сему добавьте и то, что весь культурный мир, в том числе и непримиримые враги христианства, самое летосчисление и годы своей жизни считают от дня рождения Господа нашего Иисуса Христа. Невольно напрашивается вопрос: если Христос не существовал, то почему весь мир годы свои считает от рождества Христова?
Наконец, самым последним доказательством жизни Христа является существование основанного Им христианства, сломившего древний языческий мир и обнимающего собою весь земной шар.