День памяти, воспоминание чуда великомученицы Евфимии Всехвальной, имже Православие утвердися

День памяти, воспоминание чуда великомученицы Евфимии Всехвальной, имже Православие утвердися

ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ
(† нач. IV в.), вмц. Халкидонская (пам. 16 сент., 11 июля), пострадала при имп. Диоклетиане. Год ее смерти неизвестен, возможно 303 или 304 г. Сохранилось большое количество анонимных редакций Мученичества Е. В. (в основном неизданные). Мученичество BHG, N 619 опубликовано в Acta Sanctorum, а Мученичество, написанное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 620) и «Слово на страдание вмц. Евфимии» свт. Астерия, митр. Амасии Понтийской,- в Patrologia Graeca. Эти тексты являются основными источниками о жизни святой.

Мученичество
Е. В. род. в г. Халкидоне (Вифиния) в семье сенатора Филофрона и его жены Феодорисианы. Проконсулом пров. Европа, к к-рой относился Халкидон, в то время был ярый противник христианства Приск. По совету друга Апелиана, жреца языческого бога Ареса, Приск повелел всем жителям города устроить торжество в храме Ареса и принести ему жертвы, а тех, кто откажутся, предать мучениям. Т. о. проконсул надеялся выявить и арестовать тайных христиан. Апелиану стало известно о 50 христианах, запершихся в некоем доме и отказавшихся участвовать в празднестве. Среди них была юная дева Е. В. Апелиан доложил об этом проконсулу, и тот велел арестовать христиан. На допросе Приск безуспешно пытался заставить их отречься от Христа, после чего приказал пытать в течение 19 дней, надеясь, что пытки сломят волю христиан. Когда его надежды не оправдались, Приск велел бросить их в темницу, а Е. В. вызвал к себе. Он решил, что знатная девушка, оставшись без поддержки, испугается, но все его увещевания и угрозы были тщетны. Разгневанный проконсул приказал привязать девушку к пыточному колесу. Слуги стали поворачивать утыканное ножами колесо, разрывая тело мученицы и ломая ее кости. Но по молитве Е. В. колесо остановилось, а сама она оказалась невредимой. Однако чудо не переубедило проконсула, к-рый объявил происшедшее милостью языческих богов и приказал слугам бросить святую в горящую печь. Но его слуги Виктор и Сосфен, увидев сонм ангелов, охранявших деву, отказались выполнить приказ. Тогда др. слуги бросили Е. В. в огонь. Пламя, не причинив ей вреда, перекинулось на мучителей и спалило их. Приск повелел вернуть Е. В. в темницу и вместо нее привести Виктора и Сосфена, к-рые заявили, что уверовали в истинного Бога, и отказались приносить жертвы языческим богам. Мученики были брошены в клетку с дикими зверями. Христиане с почестями похоронили их. На следующее утро проконсул приказал продолжить пытки Е. В. Предполагая, что с помощью чар она избегает испытаний, о к-рых знает, он приказал втайне от мученицы вырыть яму и прикрыть ее хворостом, но святая прошла по ней, как по твердой поверхности. Также никакого вреда не принесли ей и др. мучения. В конце концов Приск приказал бросить ее на арену к диким зверям, как Виктора и Сосфена. Но звери ластились к деве и лизали ее стопы. И лишь один из них нанес ей небольшую рану, чтобы свершилось предназначенное Богом, и Е. В. скончалась. В эту же секунду произошло сильное землетрясение.

Родители Е. В. погребли тело дочери недалеко от Халкидона, впосл. вблизи от ее гробницы был построен храм, где позднее проходили заседания IV Вселенского Собора (см. ниже). В храме находилась чтимая икона великомученицы, описание которой в «Слове на страдание вмц. Евфимии» принадлежит свт. Астерию (BHG, 623-623a). Известно, что он, скончавшийся в глубокой старости до 431 г., составил это описание в юности, во 2-й пол. IV в., т. е. во время, близкое к жизни Е. В. Согласно Астерию, перед иконой, на которой были подробно изображены страдания святой, стояла рака с ее мощами, однако там же говорится, что гробница святой находилась близ храма (PG. 40. Col. 338). Это описание было дважды прочитано на VII Вселенском Соборе в защиту иконопочитания. Подробное описание храма и раки с мощами Е. В. оставил церковный историк Евагрий Схоластик, по свидетельству к-рого святая время от времени являлась во сне благочестивым людям города с призывом «собирать плоды» в ее храме. Тогда открывалось небольшое отверстие в серебряной раке, и туда просовывался прут с привязанной губкой, к-рая касалась останков. Губка пропитывалась кровью в таком изобилии, что ее собирали в пузырьки и раздавали всем присутствовавшим (Evagr. Schol. Hist. eccl. II 3). Об этом же чуде сообщает историк Феофилакт Симокатта. По его сведениям, в 594 г. имп. Маврикий усомнился в чуде и пытался исследовать кровь, но, когда крови истекло необычайно много и храм наполнился невероятным благоуханием, император раскаялся в своем неверии (Theophyl. Sim. Hist. III 14). О вероятном расположении ц. Е. В. в Халкидоне см.: Janin R. La banlieue asiatique de Constantinople // EO. 1923. Т. 22. P. 380-381.

Чудо на IV Вселенском Соборе (Халкидон, 8 - 31 окт. 451), созванном имп. Маркианом по поводу монофизитской ереси к-польского архим. Евтихия,- одно из самых известных посмертных чудес Е. В. Заседания проходили в базилике Е. В.- кафедральном соборе митрополии Халкидона. Из-за большого стечения приверженцев противоборствующих сторон на заседаниях шли бесконечные прения, к-рые ни к чему не приводили,- противники все больше убеждались в своей правоте. Тогда архиеп. К-польский св. Анатолий предложил написать оба учения - монофизитское и православное - на кусках пергамена и положить их в раку с мощами Е. В., что и было сделано. В течение 3 дней рака с мощами оставалась запечатанной. На 4-й день сняли печать и открыли раку. Свиток с положениями монофизитской ереси лежал в ногах святой, а правосл. свиток она держала в правой руке. Когда к мощам приблизился архиеп. Анатолий, Е. В. на глазах всех присутствующих сама протянула ему свиток с правосл. вероисповеданием. Так была утверждена истинность правосл. учения, монофизитское учение было объявлено ересью и предано анафеме, а священники-монофизиты лишены сана.

Чуду Е. В. посвящен отдельный праздник - 11 июля, что является редкостью в визант. литургической практике.

Другие посмертные чудеса
Когда мощи Е. В. были перенесены в К-поль, точно не установлено. Вероятно, это произошло перед захватом Халкидона персами в 627 г. В К-поле мощи святой стали объектом всеобщего поклонения. Из раки, где было небольшое отверстие, через которое можно было прикоснуться к мощам, истекала благоуханная кровь, исцеляющая молящихся, как это происходило и в Халкидоне. Согласно поздним легендарным источникам, имп.-иконоборец Лев III Исавр (717-741) завидовал славе, к-рую снискали мощи. Однажды ночью Лев со своими приспешниками вскрыл ларец и заменил чудотворные кости обычными, а подлинную святыню спрятал во дворце. Но от мощей исходило такое сильное благоухание, что скоро об их местонахождении узнали близкие императора, которые стали поклоняться им, умащивая драгоценными маслами. Тогда Лев решил навсегда избавиться от мощей и бросил их в море. По сведениям визант. хрониста Феофана Исповедника, мощи пытался уничтожить сын Льва III имп. Константин V Копроним (Theoph. Chron. P. 440).
На следующий день при большом скоплении народа Лев предложил молящимся взглянуть на то, чему они так усердно поклонялись. Прихожане, увидев подброшенные императором сухие кости, от которых исходило зловоние, пришли в негодование и разбили ларец, а храм предали поруганию. Однако мощи не погибли в пучине. Моряки Сергий и Сергон, увидев на волнах деревянный ящик, приняли его за сундук с сокровищами. Обнаружив в нем благоухающие мощи, обрадовались еще больше и в молитвах просили Бога разъяснить, принадлежат ли эти останки к.-л. святому? В ту же ночь моряки увидели в небе тысячи огней и ангелов, славящих Господа. Вскоре они достигли о-ва Лемнос, где хранились мощи Гликерии, мц. Ираклийской. Ночью морякам явилась Гликерия, приветствующая Е. В. и спасших ее мощи Сергия и Сергона. Утром попутный ветер стих, и моряки тщетно пытались отчалить от острова в течение неск. дней. Тогда Е. В. вновь предстала перед ними и приказала оставить ее мощи на Лемносе. Затем святая явилась во сне епископу острова и попросила положить ее останки рядом с мощами мц. Гликерии, что он и сделал.

Место, где покоились их мощи, принадлежало некоему знатному роду, затем перешло во владение одному из наследников, комиту Анастасию. Вскоре по ложному доносу противников он лишился чина. Чтобы восстановить справедливость, Анастасий поехал в К-поль просить заступничества у правившей в то время имп. Ирины (797-802). В столице стало известно, что ему может посодействовать митрополит Халкидонский, и Анастасий отправился в Халкидон. Однако митрополит ответил отказом. В отчаянии чиновник дошел до некоего храма. В разговоре с одним из клириков Анастасий узнал, что этот храм посвящен Е. В., и с радостью сообщил, что получил в наследство св. место, где покоятся ее мощи. Клирик передал эту удивительную новость митрополиту, а тот в свою очередь - патриарху К-польскому Тарасию. Когда весть об обретении мощей достигла имп. Ирины и ее сына имп. Константина VI, они тут же велели снарядить корабль на Лемнос, а Анастасий был официально восстановлен в чине комита. Однако местные жители не хотели отдавать святыню имп. посланникам. Только благодаря вмешательству епископа, к-рому пришлось заступаться также и за Анастасия, т. к. жители считали его предателем, удалось вывезти с острова мощи Е. В. Когда святыня прибыла в К-поль, в ее честь был устроен праздник.

В наст. время мощи Е. В. хранятся в патриаршем кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца (1720) К-польского Патриархата (Стамбул) (Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 176).

Е. Ю. Иванова
Произведения, посвященные Е. В.
Сохранились тексты Константина, еп. Тионского (VIII в.) (BHG, N 621), «Чудо, обретение и перенесение мощей» Макария Макриса († 1431) (или Мануила Палеолога (BHG, N 622)), Похвала Феодора Веста (BHG, 624), Анонимная похвала (BHG, 624a), Анонимное чудо (BHG, N 624m) и «Сказание о Маврикии, императоре» Никифора Каллиста Ксанфопула (BHG, N 624n). Почти все эти тексты переведены на лат. (BHL, N 2708-2716), арм. (BHO, N 286) и сир. (BHO, N 287) языки.

Основным вопросом для исследователей текстов, посвященных Е. В., является соотношение 2 древнейших источников: «Слова на страдание вмц. Евфимии» Астерия, митр. Амасийского, и Мученичества BHG, N 619. Описание мучений святой, изображенных на иконе, к-рое сделано Астерием, неск. отличается от описания пыток в Мученичестве. Так, у Астерия отсутствует упоминание о колесе, в то же время есть сцены, к-рые трудно отождествить на 1-й взгляд со сведениями Мученичества: на иконе изображается палач, выбивающий мученице зубы. На этом основании С. Тиймон предположил, что митр. Астерий имеет в виду др. мученицу по имени Евфимия, возможно Евфимию Александрийскую (?) (Tillemont. Mémoires. Vol. 5. P. 405-412). Первые болландисты разделяли его мнение. Однако незначительные расхождения в деталях вряд ли могут служить достаточным подтверждением такого предположения. Во-первых, митр. Астерий мог опустить в описании нек-рые сцены, изображенные на иконе, во-вторых, в Мученичестве упоминается, что святую били по лицу, и, вероятно, эта сцена более детально могла быть представлена на иконе.

Остается нерешенным и вопрос о том, какой из 2 источников появился раньше: «Слово на страдание вмц. Евфимии» Астерия, митр. Амасийского, или анонимное Мученичество.

Церкви и монастыри вмц. Е. В. в Константинополе
Храм «на ипподроме» самый известный из посвященных великомученице (также назывался τοῦ ὅρου (от ὅρος - вероучительное определение Собора, что, очевидно, связано с чудом Е. В. на IV Вселенском Соборе)). Относительно даты основания церкви в источниках нет единства, большинство приписывает постройку и украшение церкви имп. Константину I Великому. Сюда были перенесены из Халкидона мощи Е. В., вероятно при имп. Маврикии, имп. Фоке или имп. Ираклии. Согласно лат. описанию К-поля XII в. («Аноним Меркати»), в этой церкви находились мощи вмц. Е. В., а также мощи др. святых, пострадавших вместе с ней (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 449). Антоний, архиеп. Новгородский, побывавший в К-поле в 1200 г., сообщает, что могила Е. В. представляла собой кенотаф, т. е. не содержала мощей, к-рые якобы находились в лавре Космы и Дамиана в квартале Космидион. Тем не менее сообщения др. авторитетных источников (историков Георгия Кедрина (Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 815) и Иоанна Зонары (Zonara. Annales. XV 8)) ставят эту информацию под сомнение. Стефан Новгородский и др. рус. паломники XIV-XV вв. дают разноречивые сведения, на основании к-рых все-таки можно сделать вывод о том, что церковь «на ипподроме» оставалась действующей до самого падения К-поля в 1453 г. Это также подтверждается неск. документами К-польского Патриархата. Возможно, к клиру этой церкви принадлежал ученый и писатель Евстафий (впосл. митрополит Фессалоникийский). В кон. XIV в. возник спор о том, в чьей юрисдикции находится церковь, поскольку патриарх К-польский Нил признал права на нее за митр. Матфеем Кизическим и Халкидонским. Однако Соборы, созванные патриархом К-польским Антонием IV в 1389 г. и патриархом К-польским Макарием в 1390 г., эти права не признали. В 1942 г. в районе ипподрома были проведены археологические раскопки, в ходе к-рых в 45 м от ипподрома были вскрыты руины церкви IV в. с фресками, изображающими мученичество Е. В. и св. воинов (Виктора и Сосфена?).

Известны и др. церкви, посвященные Е. В. в К-поле. В церкви в Дафни (часть Большого имп. дворца) ересиарх Севир, патриарх Антиохийский, произнес проповедь против Халкидонского Собора, упомянутую в деяниях Собора 536 г. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), в церкви близ ворот Неорион память мученицы отмечалась 16 мая, однако, возможно, церковь была посвящена не Е. В., а св. Силам бесплотным (SynCP. Col. 689). Церковь в квартале Петра могла быть построена в кон. V - нач. VI в. имп. Анастасием I Дикором и его женой Ариадной.

Кроме храмов в К-поле предположительно было 2 мон-ря, посвященные Е. В. О дате основания мон-ря в квартале Петрион точных сведений нет. Сохранилось явно недостоверное свидетельство (Chron. Pasch. 92. Col. 1069) о постройке церкви, посвященной Е. В., в 230-240 гг., т. е. до рождения святой. Наиболее вероятно предположение, что мон-рь был основан имп. Василием I Македонянином (2-я пол. IX в.), обитель перестала упоминаться в документах и др. источниках с сер. XI в. Известен также мон-рь Е. В. в квартале Оливрион. Однако бесспорных свидетельств того, что обитель была посвящена именно Е. В., нет, т. к. обитель могла быть названа в честь Евфимии, супруги имп. Юстина I (518-527).

Почитание Е. В. на Западе
Особенно много церквей было посвящено ей в Италии. Наиболее известны церкви в Риме, Милане, Брешии, Вероне, Болонье. Она прославляется в творчестве зап. церковных писателей: Пруденция († после 405), св. Павлина Милостивого, еп. Ноланского († 431), свт. Венанция Фортуната († до 610). Эннодий, еп. Павийский († 521), посвятил Е. В. пространное стихотворение с подробным описанием мучений, соответствующих мучениям, о к-рых говорится в Мученичестве. Этот факт свидетельствует о том, что Мученичество было составлено и переведено на лат. язык не позднее 1-й четв. VI в. Существует предание о мощах Е. В. в г. Ровинь (п-ов Истрия, Хорватия). Согласно Анонимному сказанию (BHL, N 2715), рыбаки нашли вынесенный на берег саркофаг с нетленными мощами святой, которая с тех пор является покровительницей г. Ровинь, где ей посвящен главный собор.
Э. П. А.
Гимнография
Память Е. В. 16 сент. описана в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 36-38), последование имеет ряд праздничных черт и включает тропарь на Пс 50 3-го гласа ῾Ως ἀμίαντον τὸ σῶμα κεκτημένη̇ (Яко нескверно тело соблюдши), прокимен 4-го гласа из Пс 67, Апостол - 2 Кор 6. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 100, Евангелие - Лк 7. 36-50, причастен Пс 32. 1.
Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 284), представляющему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, 16 сент. песнопения Е. В. соединяются с песнопениями прп. Евиота Студийского и Октоиха; на утрене поется «Бог Господь», последование включает тропарь 4-го гласа     неск. самогласнов, светилен   [ ] после канона, службу на литургии (совпадает с приведенной в Типиконе Великой ц.). Особенности последования и устава службы в этот день указывают на высокую степень торжественности памяти Е. В.
В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 277-278) 16 сент. соединяются последования Е. В. и Октоиха. Последование Е. В. включает тропарь Τὸν νυμφίον σου̇ (тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), неск. самогласнов и 2 цикла подобнов; устав службы предусматривает пение на вечерне прокимна дня, на утрене - «Бог Господь» с тропарем Е. В. и светильном ῾Ο οὐρανόν τοίς ἄστροις̇ (  ) после канона; утреня заканчивается по будничному чину. На литургии после входа поется тропарь Е. В. с богородичном, чтения неск. отличаются от указанных в Студийско-Алексиевском Типиконе: Апостол - Рим 8. 14-21, аллилуиарий со стихом из Пс 39, остальное - то же, что и в Типиконе Великой ц.
В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 26-27) 16 сент. последование Е. В. соединяется с последованием попразднства Воздвижения Креста Господня (в этом Типиконе попразднство Воздвижения продолжается до 21 сент.; в более архаичных студийских книгах празднование Воздвижения завершалось 15 сент.). В честь Е. В. исполняется сразу 2 тропаря: общий мученице 4-го гласа ῾Η ἀμνάς σου ᾿Ιησοῦ̇ (   ), 2-й тропарь - Τὸν νυμφίον σου (тот же, что в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах). На утрене по 6-й песни канона поется кондак Креста или Е. В. На литургии служба та же, что и в Типиконе Великой ц., за исключением аллилуиария, совпадающего с приведенным в Евергетидском Типиконе. В Типиконе Георгия Мтацминдели (ок. 1042) (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 234) устав службы Е. В. в целом такой же, как в Мессинском (см. ст. Георгия Мтацминдели Типикон).
В Иерусалимском уставе, начиная уже с древнейших редакций, служба Е. В. соединяется с попразднством Воздвижения Креста Господня. В рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 169), последование Е. В. включает тропарь ῾Η ἀμνάς σου ᾿Ιησοῦ̇ (   ), к-рый употребляется и во всех остальных редакциях Иерусалимского устава 16 сент. На вечерней стиховне поются самогласны Е. В., на утренней стиховне - стихиры праздника, кроме того, еще 3 самогласна святой поются на «Славу» в разных местах службы. Утреня заканчивается по будничному чину. На литургии блаженны из канона Воздвижения (песнь 3) и Е. В. (песнь 6); чтения полностью совпадают с приведенными в Мессинском Типиконе.
В последующих редакциях Иерусалимского устава самогласны Е. В. переносятся с вечерней стиховны и включаются в число хвалитных стихир (на стиховне поются стихиры праздника), число славников-самогласнов увеличивается до 4. На утрене по 3-й песни канона назначается кондак Креста, по 6-й - кондак Е. В. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) на утренней стиховне указаны стихиры Октоиха, что отличает его от др. редакций. Начиная с XVI в. в рус. рукописных и печатных Типиконах 16 сент. ставится знак «3 точки в полукруге», что означает шестеричную службу (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); в зависимости от системы знак мог быть красным или черным.
Память Е. В. 11 июля отмечается уже в Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 336) вместе с памятью св. отцов IV Вселенского Собора. Совершается та же служба Е. В., что и 16 сент.
В Студийско-Алексиевском Типиконе (Пентковский. Типикон. С. 353) 11 июля соединяются последования Е. В. и Октоиха. Признаки торжественности службы, тропарь Е. В., служба на литургии совпадают с теми, что характерны и для памяти 16 сент. На службе на память св. отцов IV Вселенского Собора, отмечаемой в воскресенье после памяти Е. В., на вечерней стиховне поется самогласная стихира Е. В., содержащая одновременно прославление Вселенского Собора. В последующих редакциях Студийского устава становится менее явной связь памятей Е. В. и св. отцов IV Вселенского Собора, т. к. празднование памяти последних привязывается к 16 июля (это указание есть уже на полях в списке Студийско-Алексиевского Типикона, ГИМ. Син. № 330, 70-е гг. XII в.). В Иерусалимском уставе память святых отцов шести Вселенских Соборов предписывается совершать в Неделю до или после 16 июля, т. е. вне прямой связи с памятью Е. В. В Евергетидском Типиконе (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 470) последование Е. В. 11 июля в целом имеет тот же устав, что и 16 сент., но на литургии после входа поются тропарь и кондак Е. В. (в системе Евергетидского Типикона это является свидетельством повышенного статуса памяти по сравнению с 16 сент.), указаны др. Апостол и Евангелие - Гал 3. 23-29, Мк 5. 24b - 34. Мессинский (Arranz. Typicon. P. 166) и Георгия Мтацминдели (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267) Типиконы 11 июля содержат ссылку на 16 сент.; последование Е. В. соединяется с последованием Октоиха. В Иерусалимских Типиконах разных редакций 11 июля соединяются последования Е. В. и Октоиха, служба Е. В. в этот день совпадает с приведенной 16 сент.
С кон. XVI в. 11 июля отмечается память блгв. кнг. Ольги. До кон. XVII в., по-видимому, не существовало однозначного устава соединения этих последований: в рукописях и печатных изданиях богослужебных книг последование кнг. Ольги или отнесено на повечерие, или соединено с последованием Е. В. (напр., ркп. МДА. Ц У 79. Инв. 186918); нек-рые книги излагают службу блгв. кнг. Ольге без связи с последованием Е. В. (как, напр., в печатном издании Типикона 1641 г.). В московском издании Типикона 1682 г. и последующих службы Е. В. и блгв. кнг. Ольге соединены, но на практике, как правило, поется только последование блгв. кнг. Ольги.
Последование Е. В., помещаемое в совр. богослужебных книгах 16 сент., содержит следующие элементы: отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Η ἀμνάς σου ᾿Ιησοῦ̇ (   ); кондак 4-го гласа на подобен «Вознесыйся» ᾿Εν τῇ ἀθλήσει σου καλώς ἠγωνίσω̇ (      ) с икосом; канон, надписанный именем Иоанна Монаха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом ᾿Εγκωμιάζω τῆν πανεύφημον κόρην (   ), ирмос: ῞Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ (  ), нач.: ῞Ελκει πρὸς ὑμνῳδίαν τῶν ὑπερκοσμίων τὰ συστήματα (     ); цикл из 3 стихир-подобнов, 7 самогласнов; седален; светилен. В греч. Минее приводится стихира для пения по Пс 50, если служба совершается в храме Е. В. (эту стихиру можно найти уже в ранних изданиях греч. Миней, напр.: Венеция, 1628).
Последование Е. В. 11 июля только частично совпадает с последованием 16 сент.: употребляются те же тропарь, седален, 7 самогласнов. Остальные песнопения отличаются: слав. книги приводят 2-й отпустительный тропарь Е. В. 4-го гласа      (этот тропарь Е. В. указывается в памятниках студийской традиции; замена или дополнение общего тропаря Е. В. особым произошли на рус. почве и отражены во мн. рукописях и изданиях: напр., РГБ. Троиц. № 240, 241; МДА. Ц У 79. Инв. 186918; дониконовских изданиях Устава; исправленном Типиконе 1695 г. и последующих годов); кондак 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа на подобен «Еже о нас» ᾿Αγῶνας ἐν ἀθλήσει̇ (   ), в греч. рукописях встречается с неск. икосами, составляющими акростих Τῆς πανευφήμου (Всехвальной) (AHG. T. 11. P. 225-227); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа (только в слав. печатной Минее; греч. оригинал канона известен по рукописям - Ταμεῖον. Σ. 241-242; в совр. греч. Минее помещен тот же канон, что и 16 сент.) с именем Иосиф в 9-й песни, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραώ̇ (  ), нач.: Ταῖς καθαραῖς μαρμαρυγαῖς τοῦ Πνεύματος (   ); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее одна из стихир отличается), 2 самогласна; светилен. В совр. греч. Минее, где 11 июля помещено полиелейное последование Е. В., есть ряд песнопений, отсутствующих в славянской: особый отпустительный тропарь Е. В. 3-го гласа Λίαν εὔφρανας τοὺς ὀρθοδόξους̇ (Изрядно ты обрадовала православных); дополнительный цикл из 3 стихир-подобнов; 4 дополнительных седальна (один из них - Τὸν νυμφίον σου Χριστὸν̇ (   ) является отпустительным тропарем Е. В. в богослужебных книгах студийской традиции и в слав. редакциях Иерусалимского устава); анонимный канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ (   ), нач.: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου, κα πληρωθήσεται πνεύματος, κα ᾄσω μελῴδημα, τῇ ᾿Αθληφόρῳ Χριστοῦ (Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и воспою песнь страстоносице Христовой).
По рукописям известны др. песнопения в честь Е. В., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: на 16 сент.- канон, составленный гимнографом Германом, 3-го гласа, ирмос: Τῷ ῥυσαμένῳ τὸν ᾿Ισραὴλ ἐκ δουλείας̇ (    ), нач.: ᾿Εν θεοπνεύστοις ᾄσμασι (В богодухновенных песнях) (Ταμεῖον. Σ. 45); на 11 июля - канон авторства Андрея Критского 4-го гласа, ирмос: ῞Αρματα Θαραὼ̇ (  ), нач.: Σήμερον, οἱ πιστοί ορτάσωμεν φαιδρῶς (Сегодня верные празднуем светло), со 2-й песнью, канон имеет в рукописях неск. вариантов (AHG. T. 11. P. 183-249), причем могут заменяться целые песни, есть иное начало канона - ирмос: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ (  ), нач.: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ, τῷ ἐν σταδίῳ νευρώσαντι (Поем Господу, на ристалище укрепившего) (Ibid. P. 231, 243); канон, составленный гимнографом Георгием, 2-го гласа, с акростихом Τῶν παρθένων εὔφημον κλέος (Дев похвала добрая), ирмос: ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσέ ποτε̇ (    ), нач.: Τῶν εὐφήμων λόγων (Всехвальных слов), со 2-й песнью; неск. седальнов (Ibid. P. 193-194, 200-201; Ягич. Служебные Минеи. С. 0137).
А. А. Лукашевич
Иконография
Образы Е. В. известны с ранневизант. времени. Согласно описанию свт. Астерия, изображения мучений святой находились в храме при ее гробнице (см. выше); одно из ранних сохранилось в оратории Архиепископской капеллы в Равенне (кон. V - нач. VI в.). В этот период Е. В. изображали юной девой в богато украшенном одеянии, с мученическим венцом (на голове или в руках), с пальмовой ветвью: на мозаиках ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (VI в.) и триумфальной арки кафедральной церкви (ц. св. Евфразиана) в Порече, Хорватия (543-553); на фресках ц. Сан-Клименте в Риме (VI в.); в позе оранты: на мозаиках ц. вмц. Евфимии на Аппиевой дороге (VI в., не сохр.). Вероятно, изображение Е. В. присутствовало в ц. великомучеников Георгия и Евфимии в г. Ровинь (ок. 950).
Изображения Е. В. сохранились в храмах Каппадокии: в ц. архидиак. первомч. Стефана в Джемиле (VII-VIII вв.), в ц. св. Апостолов в Мустафапаше (1-я четв. X в.), в Чанлы-килисе в Акхисаре (кон. XI в.). Образы Е. В. не раз встречаются в храмах визант. времени, хотя число сохранившихся образов Е. В. по сравнению с изображениями вмц. Варвары, вмц. Екатерины или вмц. Марины невелико.
С X в. святую обычно писали в темном мафории, покрывающем голову, с крестом или со свитком в руке, иногда ее руки открыты ладонями перед грудью в жесте приятия благодати. По пояс, в темно-синем мафории, с крестом в правой руке Е. В. представлена в медальоне на зап. стене нартекса кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в сев. части трансепта Палатинской капеллы в Палермо (50-60-е гг. XII в.); в кафедральном соборе Монреаля (1180-1190); на зап. стене нартекса ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в ц. ап. Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); в наосе ц. свт. Николая в Молаи, Лакония, Греция (кон. XIII в.); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); на сев. стене ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320).
В иконописи изображения Е. В. встречаются нечасто, в основном на минейных иконах. Среди наиболее ранних памятников - гексаптих (2-я пол. XI в.) и диптих (кон. XI в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Вместе с вмц. Мариной Е. В. представлена на синайской иконе XIII в.
В манускриптах изображение Е. В. помещают на день памяти святой и на 11 июля - день воспоминания ее чуда на IV Вселенском Соборе в Халкидоне. В рост под 16 сент. Е. В. изображена в Синаксаре 1030 г. (Кекел. А 648. Fol. 5r), в Служебном Евангелии с минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 252v, 3-я четв. XI в.). Под 11 июля - в рукописи Житий святых и Бесед на май-авг. (Paris. gr. 1528. Fol. 88r, XII в.); в рост под 16 сент. и 11 июля - в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O.I.58. Л. 59, 78, 121, XV в.). В Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163v, 1066 г.) она изображена между зверями, к-рых, как описывается в Житии, выпустили для растерзания святой. Сцена мучения Е. В. представлена в Минологии из Лондона (Lond. Brit. Mus. 11870. Fol. 121v, кон. XI в.) и в росписи нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Иногда под 11 июля в минологиях изображали эпизод IV Вселенского Собора (когда св. отцы открыли гробницу Е. В., то увидели еретический свиток у ее ног, а истинный - в руке святой): на миниатюрах из Минология (Bodl. F. 1. Fol. 15r, 1327-1340 гг.); в настенном минологии ц. вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1547-1550). В поздневизант. и поствизант. периоды эта сцена включалась в композиции Вселенских Cоборов.
Уникальный житийный цикл Е. В. был выполнен в 80-90-х гг. XIII в. в ц. вмц. Евфимии «на ипподроме» в К-поле (сохр. во фрагментах).
В храмовых декорациях поствизант. времени образ Е. В. представлен в ц. Вознесения мон-ря Сучевица, Румыния (80-е гг. XVI в.), в соборе в Каламбаке, Греция (XVI в.).
В западноевроп. искусстве Е. В. изображали как юную деву в плаще, нередко с диадемой на голове, с лилией (символом чистоты и непорочности) или пальмовой ветвью (символом мученичества) в руке. Ей сопутствовало изображение льва (иногда и медведя). Атрибутами служили также орудия пыток: меч (картина Дж. Сементи, XVII в., Национальная пинакотека, Болонья) и колесо. С посохом Е. В. представлена на фреске в ц. вмц. Евфимии в Сполето (ок. 1400); с пальмовой ветвью, лилией, мечом и возлежащим у ног львом - на картине А. Мантеньи (1454, Национальные музей и галереи Каподимонте, Неаполь). Статуя Е. В. (с колесом у ног) 1758 г. работы братьев Винченцо и Джованни Баттисты Валлани да Маньяго увенчивает колокольню ц. великомучеников Георгия и Евфимии в г. Ровинь.
В древнерус. искусстве изображения Е. В. известны с раннего времени. По предположению Ф. Г. Солнцева (Древности Рос. гос-ва. СПб., 1849. Отд. 1. Рис. 8, 13), Е. В. была изображена в ц. Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). Облик Е. В. следует визант. иконографии; иногда плат, покрывающий ее голову, изображали белым. Образ святой включен в декорацию ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). Со свитком Е. В. представлена на 2-сторонней иконе-таблетке «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и вмц. Евфимия Всехвальная» (1-я пол. XVI в., Вел. Новгород; ЦАК МДА). Изображение Е. В. в гробнице со свитком в руке могло быть включено в композицию «IV Вселенский Собор» (роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом мон-ре, 1502).
Е. В. нередко изображали на полях заказных икон и на минеях: на иконе «Рождество Богоматери» 1783 г., на минейной иконе 1802 г. (обе из музея «Невьянская икона», Екатеринбург).

Н. В. Герасименко

Проповеди на праздники:

Наверх