Вероисповеданный вопрос. 1912 г.
Не по Уложению о Наказаниях, не по циркулярам, и не по примерам Запада надобно разрешать этот вопрос в России. Надо посмотреть в него гораздо глубже и сообразно религиозно-нравственному сознанию нашего русского православного народа.
Государство имеет подданных; подданные управляются законами государства; законы же для своего содержания должны иметь какой-либо источник.
Но подданные государства в тоже время являются и сынами Церкви, и по совести своей должны исполнять заповеди и наставления Церкви.
Если источник заповедей Церкви и законов государства один, то есть Божие слово, то в совести подданных нет и не может быть конфликта и раздвоения. Если же государство, объявляя полную веротерпимость, свободу пропаганды не только всяких вер, но и неверия, таким образом, уже отходит от святого и вечного источника законодательства, то оно черпает содержание закона из мнений большинства, из воли народных представителей, из модных господствующих философских, или социальных учений. Заповеди же Церкви по-прежнему покоятся на слове Божием. Что же выходить? Между законами гражданскими и религиозными велениями совести происходит разноречие, столкновение несогласие, – и тогда как поступить гражданину?
Он должен нарушить или долг религиозный, или долг гражданский.
Лучшие не согласятся поступиться требованиями совести; худшие с легким сердцем преступят их.
Итак, на кого же рассчитана такая веротерпимость? На худших. А эти худшие будут ли надежными слугами государства? Изменив легко Богу, еще легче они изменят и человеку. Вот конец нового направления вероисповедного законодательства.
Государи византийские требовали иногда от подданных следовать разным ересям, ими выдуманными, – монофелитству, иконоборчеству. Что же вышло? Ослабление, разделение Византии и падение ее. На Западе бывало так, что государи требовали одного, а папы – другого, и разрешали подданных от присяги королям, налагали интердикты на целые страны. Что вышло? Ослабляли и папство, и государей Европы. Не потому ли и теперь западноевропейское законодательство вероисповедное, столь завидное для русских прогрессистов, покоится на шатком основании народоправства и является внеконфессионным, что там давно приобрели печальную привычку жить в духовной раздвоенности? Теперь для чего-то потребовалось к этой раздвоенности приучать и русский народ.
Варфоломеева ночь и сицилийские вечерни, однако, ярко указывают на то, что бывает среди людей при религиозных разномыслиях. Зачем же их насаждать, укреплять или пассивно поддерживать отсутствуем противодействия?
Социализм уверяет, что он религии не трогает, и что религия, с его точки зрения, есть частное дало. Вы видели, что частным делом оно не может быть по своему существу. Религия не может быть половинчатой, она захватывает окрашивает и направляет всю жизнь человека. Ей нужно или отдать все, или ничего. Вера или неверие, с Богом или против Бога: средины нет.
Такую-то невозможную по существу середину и желает создать новое европейское вероисповедное законодательство, пересаживаемое в Россию, и оттого-то предупреждать государство от вступления на таковой путь есть долг всякого верующего сына Церкви и всякого истинного патриота.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).