День памяти Великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской

МАРИНА
[Маргарита; греч. Μαρῖνα] (III-IV (?) вв.), вмц. Антиохийская (пам. 17 июля). Единственный источник сведений о жизни М.- ранневизант. Мученичество, к к-рому восходят все ее последующие жизнеописания. Составленное в IV в. (судя по упоминанию пров. Писидия), оно было издано и изучено Г. Узенером (Usener. 1886). Мученичество сохранилось в 2 основных редакциях (BHG, N 1055-1056 и 1057), относящихся как минимум к IX в. (Paris. gr. 1470, восходящий к списку 1-й трети IX в., и Sin. MГ 66, VIII-IX вв.), вопрос взаимосвязи и времени возникновения которых нуждается в дальнейшем исследовании, и 3-й, имеющей сходство с 2 первыми (Vat. Ottob. gr. 12, 422; Lesb. S. Ioan. 57; Lond. Brit. Lib. Add. 25881), а также в древнем латинском (BHL, № 5303) и слав. переводах (Творогов. 2008. С. 80; Иванова. 2008. С. 584-585).

Автором Жития и Мученичества является, согласно тексту, некий христианин по имени Феотим, к-рый навещал М. в тюрьме, был очевидцем явлений Божественной силы во время страдания М. и присутствовал при ее казни. Согласно Мученичеству, М. род. в Антиохии Писидийской, была дочерью языческого жреца по имени Эдесий, который отдал ее на воспитание кормилице, жившей в 15 милях от города. После смерти матери М. кормилица, сильно привязанная к девочке, обратила ее ко Христу (согласно одной из версий, когда М. было 12 лет). Узнав об этом, отец стал гнушаться М., перестал считать ее своей дочерью. Когда М. исполнилось 15 лет, ее, вышедшую стеречь стадо овец, случайно увидел проезжавший мимо наместник провинции Олибрий (Олимврий), преследователь христиан. Он влюбился в М., но, узнав, что она христианка, заключил под стражу. На следующий день он публично допросил ее в Антиохии, предлагая ей вступить в законный брак и осыпать ее богатствами взамен на отречение от веры. Но, не добившись согласия, предал пыткам: М. растянули на лавке и били до крови палками, драли ее тело железными крюками. Раны ее были так ужасны, что Олибрий не смог вынести их вида. М. во время мучений молилась и славила Христа.

После пыток девушку отвели в тюрьму, где она одолела устрашавших ее бесов - одного в виде огромного змея, другого в виде черного человека, которого она забила медным молотом, найденным в углу тюремной камеры. После того как М. победила бесов, ей явилась белоснежная голубица, к-рая человеческим голосом ободрила девушку. Раны мученицы затянулись, и она вновь стала такой же красивой, как была до ареста. На следующее утро, удивившись тому, что М. здорова и красива, как прежде, Олибрий решил, что это чудо совершили языческие боги, и вновь начал убеждать М. принести им жертву. После ее отказа пытки возобновились: М. растянули на дыбе и стали прижигать светильниками, а затем бросили в пифос (сосуд) с водой, чтобы утопить. Святая, не успевшая креститься (во время гонения на христиан трудно было найти священника), молилась, чтобы этот сосуд стал для нее купелью крещения. В это время произошло землетрясение, и над М. снова появился голубь и возник столп света с крестом; видение было открыто тайным христианам, находившимся в толпе, наблюдавшей за страданиями М. Увидев, что девушка, вышедшая из пифоса, невредима несмотря на страшные ожоги, тысячи мужчин и женщин уверовали во Христа. Разгневанный Олибрий приказал воинам рубить мечами всех, кто открыто славил Христа, и многие из вновь обратившихся тут же приняли мученический венец (в версиях Мученичества приводится разное число уверовавших и казненных: от 85 чел. до 5 и даже 15 тыс. чел.).

После массовой казни Олибрий приказал обезглавить М., и воины вывели ее за город для исполнения приговора. Едва святая закончила предсмертные молитвы, как снова случилось землетрясение и явился Сам Господь с ангелами. Она попросила Господа помиловать всех, кто будет поминать ее и читать о ее страданиях, а затем велела воину побыстрее исполнять приказ. Этот человек по имени Малх также узрел Господа и не хотел причинять мученице вред. Но, вынужденный исполнить приказ, он отсек голову М. и тотчас сам бросился на меч, раскаиваясь в содеянном. Голову мученицы подняли с земли ангелы и с пением понесли перед собой. Тело М. похоронили в Антиохии в доме некоего сенатора. Феотим (в Sauget. 1966. Col. 1150 он ошибочно назван Тимофеем), кормивший ее в тюрьме и записавший ее Мученичество, вскоре построил храм, куда были перенесены ее честные мощи.

В Мученичестве приводится число кончины, однако не указаны ни год, ни хотя бы приблизительное время (упоминание провинции Писидия, возникшей в нач. IV в., указывает на время его составления). Неясно, на чем основано распространенное мнение о том, что М. пострадала при имп. Диоклетиане (284-305) (Ibid. Col. 1152). В Александрийском араб. Синаксаре еп. Михаила Атрибского (Ibid. Col. 1153) ее страдания отнесены ко времени правления имп. Деция (249-251), в нек-рых греч. синаксарях - имп. Клавдия II (268-270) (SwfrÒnioj (EÙstrati£dhj). 1AgiolÒgion. S. 297).

Мученичество М. содержит типичные черты passions épiques : в нем указывается имя автора - свидетеля мучений и борений с дьяволом в темнице, приводятся обширные диалоги и молитвы (в т. ч. предсмертные, в к-рых упоминается о ее Мученичестве), рассказывается о чудесных явлениях и об исцелениях. О неисторичности Мученичества М. говорит и обозначение в нем Антиохии как «города Первой Писидии», тогда как рим. провинция Писидия никогда не делилась на части, а Антиохия была ее столицей. Большие смущения у читателей и переписчиков Мученичества М. вызывало изложение речей демона, побежденного М. в тюрьме, которые содержали явно апокрифические пассажи. Поэтому эта часть текста часто подвергалась сокращению или комментированию. Так, свт. Мефодий I, патриарх К-польский (IX в.), который переписал Мученичество М. в Риме (BHG, N 1167m), символически истолковывал его реалии: напр., медный молот, найденный М.,- «это непорочная благодать божественной надежды, которую она, обернувшись, то есть помыслив, нашла, то есть обрела, или взяла». Мученичество М. легло в основу позднейших переработок (BHG, N 1167х - 1168f) и похвальных слов (Григория II Кипрского, патриарха К-польского (XIII в.), прп. Неофита Затворника (XII-XIII вв.), Феодора Метохита (XIII-XIV вв.) - BHG, N 1169, 1169b, 1169d), не содержащих нового фактического материала.

О культе М. в ее родной Антиохии Писидийской ничего неизвестно: судя по тому, что М. умерла за городом, ей могла быть посвящена базилика в 4,5 км к юго-востоку от Антиохии Писидийской, а ее гробница в самом городе, возможно, находилась в одной из двух городских базилик (Belke K., Mersich N. Phrigien und Pisidien // TIB. 1990. T. 7. P. 187).

Память М. впервые встречается в Палестинском груз. Синаксаре под 17 июля (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 282). Под тем же числом она упоминается и в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 825), где уточняется, что ее синаксис в К-поле совершался в храме св. Мины. В арм. Синаксаре Тер-Исраэля ее память помещена под 18 июля (Sauget. 1966. Col. 1154). Особо почитали М. на Кипре. На фреске из Перистреммы в Каппадокии М. изображена как победительница беса (Lafontaine-Dosogne. 1962). Средневизант. реликварий с частицей руки М., происходящий из некоего мон-ря под К-полем, хранится в Венеции, в Музее Коррер (Ross, Downey. 1962). Подробнее о мощах М. в Греции, Палестине, на Кипре см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 211-212.

Почитание на Западе
М. почиталась на Западе под именем Маргарита: возможно, это было не сохранившееся в греч. традиции ее христ. прозвище (от греч. Ð Margar…thj - «жемчужина»; ср. прп. Евфросинию (Смарагд (Измарагд)) (см. в ст. Евфросиния, прп. Александрийская). Считается, что еще в кон. V в. папа Римский Геласий I объявил Житие Маргариты-Марины апокрифом, но путаница с именами и наличие неск. Марин (Маргарит) среди почитаемых в то время святых не позволяют ответить на вопрос, относился ли папский вердикт к М. Возможно, из-за канонов Геласия имя Маргариты-Марины исчезает из документов и не встречается в них до кон. VIII в. В то время оно снова появляется в Мартирологах, легендариях, церковных посвящениях и отдельных Житиях.

Рост популярности Маргариты в Зап. Европе зачастую объясняется возникшим интересом к широко почитаемым восточным святым, таким как вмц. Екатерина и вмч. Георгий Победоносец. Такой интерес связывают с 1-м крестовым походом и с захватом крестоносцами Антиохии Великой. Но поскольку мученичество М. произошло в М. Антиохии и упоминание о ней отсутствует в источниках крестоносцев, интерес к святой скорее связан с распространением ее реликвий по Европе из М. Азии через К-поль, а затем в Италию. Основная информация о мощах Маргариты собрана в Acta Sanctorum, где, в частности, описывается история перенесения тела Маргариты в 1145 г. в г. Монтефьясконе (близ Рима), который стал центром поклонения святой в католической Европе вплоть до 2-й пол. XX в. Огромное количество мощей святой в Европе вызвало беспокойство у болландистов (ActaSS. Iul. T. 5 P. 44).

В нек-рых версиях Мученичества М. сказано, что по ее молитвам этот текст обладает теми же чудодейственными свойствами, что и сами мощи. Поэтому Мученичество по количеству копий было одним из самых распространенных в Европе как на латыни, так и на местных языках и диалектах и сохранилось до наших дней в сотнях списков - как отдельных, так и в составе легендариев. К XIII в. Маргарита стала одной из наиболее часто изображаемых святых Зап. Европы (только в Англии ей было посвящено более 200 церквей), а имя Маргарита вошло в пятерку самых популярных жен. имен. Святая оставалась одной из наиболее почитаемых в католич. странах до 1969 г., когда Ватикан снова признал ее Житие апокрифом (наряду с легендой о св. Георгии) и изъял ее имя из литургических календарей.
А. Ю. Виноградов, Ю. Дресвина

Почитание у южных славян и на Руси
Пространное Мученичество М. по меньшей мере трижды переводилось на слав. язык. Древнейший перевод (возможно, восходящий к BHG, N 1165) представлен и южнославянскими, и многочисленными древнерусскими списками (Иванова. 2008. С. 584; Творогов. 2008. С. 80). Он был выполнен, очевидно, в X в. в Болгарии. Самый ранний южнослав. список (сербский с болг. оригинала 1360 г.) находится в составе Бдинского сборника кон. XIV в.; один из древнейших русских - в июльском томе Волоколамского комплекта Четьих-Миней посл. четв. XV в. (РГБ. Вол. № 598). Во 2-й четв. XVI в. текст был включен в Новгороде в Великие Минеи-Четьи свт. Макария. Версия, лишь в начальной своей части совпадающая с предыдущей, помещена в серб. минейном Торжественнике 1381 г. (Белград. Патриаршая б-ка. № 219). Во 2-й пол. XIV в., вероятно в Болгарии, был переведен др. вариант Мученичества М. (BHG, N 1168), самый ранний список к-рого представлен в Сборнике житий и слов нач. XV в. (РГАДА. Ф. 187. № 60). Та же рукопись содержит и древнейший из известных списков Похвального слова М., авторство к-рого в слав. версии приписывается К-польскому патриарху Григорию II Кипрскому (Иванова. 2008. С. 584-585). На Руси эти 2 перевода Мученичества М. и Похвального слова ей не получили распространения.
Краткое Житие М. переведено на Руси (или для Руси) не позднее XII в. в составе нестишного Пролога. Данная редакция Жития М. начиная с 1642-1643 гг. (1-е полное изд.) довольно регулярно издавалась Московским Печатным двором в составе Пролога. В 1-й пол.- сер. XIV в. Житие было дважды переведено в составе стишного Пролога болг. и серб. книжниками (возможно, на Афоне). Помимо стишного Пролога оно входит в состав чтений по 6-й песни канона в многочисленных списках служебных Миней южнослав. и славяно-румын. происхождения XIV-XVII вв. (в славяно-молдав. традиции оно встречается только в составе Миней, т. к. там Пролог как тип книги отсутствует). Болг. перевод (т. н. тырновская редакция) при посредстве сербов не позднее кон. XIV в. попал на Русь (самый ранний список - ГИМ. Чуд. № 17-перг., рубеж XIV и XV вв.), где в XV-XVI вв. получил распространение преимущественно в монастырях.

Служба М. с каноном 8-го гласа («Ликующия мученица о Бозе») была переведена на слав. язык не позднее XI в., очевидно в составе комплекта служебных Миней; старшие списки имеют древнерус. (новгородское) происхождение: РГАДА. Тип. № 121, кон. XI - нач. XII в., Тип. № 122, XII в. В 1-й пол.- сер. XIV в. в связи с распространением у юж. славян Иерусалимского устава был осуществлен новый перевод службы М. в составе служебных Миней. В Сев.-Вост. Руси он получил распространение в 1-й четв. XV в., в Новгороде и Пскове - не ранее 30-х гг. XV в., в Великом княжестве Литовском и на восточнослав. землях Польского королевства - вероятно, к посл. четв. XV в.

Частицы мощей М. привозились с правосл. Востока в 1588 г. К-польским патриархом Иеремией II Траносом в подарок царице Ирине Феодоровне Годуновой и в 1630 г.- Вифлеемским митр. Афанасием (Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Т. 1. С. 195; 1860. Т. 2. С. 87). Видимо, эти частицы значатся в описи Образной палаты 1669 г. (Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 115). В наст. время частицы мощей М. находятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и в храме Воскресения Христова в Сокольниках - в ларце, привезенном в 1863 г. с Афона старцем иером. Арсением. В Велики-Преславе (Болгария) в сев. части храма рубежа IX и X вв., где находится погребение Мостича, сподвижника царей Бориса (Михаила) (852-889) и Симеона (893-927), в погребальной камере обнаружены костные останки с надписями, свидетельствующими, что это мощи М. («рука и глава Мариина Антиохийска») (Popkonstantinov K., Kronsteiner О. Altbulgarische Inschriften. W., 1994. Bd. 1. S. 190-194).

Двойное имя Марина-Маргарита включено в заключительную часть инвокации, обращенной к мученицам, в старослав. Молитве против диавола (Конзал. 2002. С. 77), к-рая в новейшей лит-ре с большой степенью вероятности атрибутируется слав. первоучителю равноап. Мефодию.

О монастырях, носящих имя М., сведения отсутствуют. Посвящения этой святой храмов, в т. ч. придельных, очевидно, было большой редкостью даже применительно к крупнейшим русским городам.

В народных верованиях балканских славян М. (именуемая Огненной Марией) считается ввиду близости дней памяти сестрой прор. Илии и почитается как защитница от огня (пожаров) и засухи, «хозяйка над змеями» и целительница от змеиных укусов и глазных болезней. В день ее памяти запрещались полевые и тяжелые домашние работы, разведение домашнего очага и приготовление горячей пищи (Плотникова. 2004). В восточнослав. народных заговорах имя М., как правило, не фигурирует. Вплоть до кон. XIX в. оно преобладало в монашеской среде, хотя известно в Др. Руси и как княжеское.
А. А. Турилов

Иконография
В восточнохристианском византийском, древнерусском, болгарском и сербском, западноевропейском средневек. искусстве встречается неск. основных иконографических изводов М. В большинстве случаев М. представляют молодой, с округлым лицом, в красном мафории, синем, голубом или зеленом хитоне, в традиц. иконографии мучеников - с крестом в правой руке; левая поднята на уровне груди, ладонь ее раскрыта и развернута вовне в жесте приятия благодати. М. могут также изображать в позе оранты или побивающей молотом беса. В Ерминии мон. Дионисия Фурноаграфиота под 19 июля сообщается, что «святая Марина была усечена мечом» (Ерминия ДФ. С. 213).

Самые ранние известные изображения святой находятся: на лицевой стороне 2-сторонней иконы «Св. Марина, в житии» (VIII-IX вв., см.: Sophocleous. 1994. Cat. N 1a; на оборотной стороне образ вмч. Георгия XIII в.) из Византийского музея в Пафосе (поясной образ, оранта); в росписи 1-й пол. IX в. ц. Мерьемана (в рост, оранта) и кон. X в. в Токалы-килисе (в рост, с крестом в правой руке, левая в жесте приятия благодати) в Гёреме, Каппадокия; в мозаиках 30-40 гг. XI в. нартекса ц. Осиос Лукас в Греции (фронтальный поясной образ в медальоне, с крестом в руке).

Встречаются единоличные поясные и ростовые изображения М. на иконах, на миниатюрах, в настенных росписях. Поясной образ М. находится на лицевой стороне 2-сторонней иконы «Св. Марина и св. Виктор», XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на иконе XIII в. из коллекции Джона и Доменики де Менил (Хьюстон, США), на визант. серебряном реликварии (до 1213, Музей Коррер, Венеция), на иконе 1-й пол. XV в. (Византийский музей, Афины), на иконе 2-й пол. XV в. (Византийский музей, Никосия); в росписях церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино в Македонии (1317/18) и вмч. Георгия в с. Убиси в Грузии (кон. XIV в.; изображена на юж. стене вместе с равноап. Феклой Иконийской). В рост, фронтально М. представлена, напр., на житийной иконе XIII в. (Провинциальная пинакотека, Бари) в позе оранты; на иконе XVI в. из ц. Агия-Лара в Лимасоле; во фресках церквей Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница в Сербии (ок. 1320; на столбе) и Рождества Пресв. Богородицы Сливницкого мон-ря в Македонии (XVII в.).

На нек-рых иконах изображения М. сопровождаются житийными сценами на полях: на иконе из Византийского музея в Пафосе; на иконе XIII в. из ц. Честного Креста в Педуласе на Кипре (Музей Бенаки, Афины; М. представлена по пояс, с крестом в правой руке); на иконе из Провинциальной пинакотеки в Бари; на иконе XIII в. с 12 сценами Жития из ц. Св. Креста в Киперунде на Кипре; на иконе 1-й пол. XV в. из монастыря прп. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе.

Житийные циклы М. в визант. монументальном искусстве встречаются редко; уникальным примером является роспись церкви на о-ве Крит (ок. 1300). Напротив, на территории Зап. Европы сохранился целый ряд ансамблей монументальной живописи, включающий изображения М. и цикл ее Жития: росписи итальянских церквей Сан-Винченцо-ин-Галлиано в Канту (нач. XI в.), Санта-Мария-делла-Кроче в Казаранелло (2-я пол. XIII в.), Санта-Маргерита в Лане (XIII в.), кафедрального собора в Турне, Бельгия (кон. XII в.). Монументальные образы М. иконного типа, окруженные сценами Жития, получили распространение в настенных росписях церквей Юж. Италии. Изображение такого типа сер.- 3-й четв. XIII в. лучше всего сохранилось в пещерной ц. Санта-Маргерита в Моттоле; оно есть также и в ц. Санта-Мария-деи-Мираколи в Андрии (2-я пол. XIII в.), в пещерной ц. Сант-Антонио-дель-Фуоко в Латерце (нач. XIV в.), в церквах Сант-Анна в Бриндизи (кон. XIII в.), Санта-Мария-ди-Кампо в Сант-Андреа-Апостоло-делло-Ионио (1-я пол. XIII в.). Житийные циклы М. были распространены в росписях XIV в. англ. церквей, напр. в ц. св. Девы Марии в дер. Таррант-Кроуфорд, графство Дорсет. В зап. иконографии принято изображать М. в красного цвета плаще, богато украшенном драгоценными камнями и жемчугом, с короной на голове.

М. может быть представлена на иконах и в стенописи среди избранных святых. Напр., вместе со святыми женами Варварой, Параскевой, Кириакией, Анастасией, св. Мамантом в монументальных росписях храмов на Кипре, где великомученица изображается в рост: на зап. стене в нижнем ярусе росписей ц. Пресв. Богородицы в Мутуласе (1280); в росписи нартекса ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) (1333); ц. Честного Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) в Пелендри (3-я четв. XIV в.); на сев. стене ц. вмц. Марины в Пирге (XIV-XV вв.); на юго-зап. столпе кафоликона мон-ря прп. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе (XII-XV вв.); на сев. стене ц. арх. Михаила в Педуласе (1474); на внешней западной стене ц. Честного Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) около Платанистасы (1494); на западной стене ц. св. Маманта в Луварасе (1495); на западной стене ц. Преображения в Палехори (20-е гг. XVI в.). На синайских иконах М. (в рост) изображена с вмц. Екатериной (на одной иконе XI (?) в. и на двух XIII в.), с вмц. Евфимией (на иконе XIII в.), с великомученицами Екатериной и Варварой (на иконе XIII (?) в.). Поясное изображение М. помещено на синайских иконах «Богоматерь Одигитрия со святыми Варварой и Мариной» (XIII в.) и «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» (2-я пол. XV в.), среди евангелистов и мучеников на окладе иконы Божией Матери «Одигитрия» из мон-ря Ватопед (кон. XIV - нач. XV в.).

В XII в. появляется и в следующие столетия, в т. ч. в поствизант. время, получает распространение иконография М., побивающей молотом беса. Самый ранний пример - росписи 1191 г. юж. стены ц. вмч. Георгия в Курбинове (Македония) и кон. XII в. вост. стены нартекса ц. св. Врачей в Кастории. Единственным примером подобного изображения в стенописи Др. Руси является образ святой в псковской ц. Рождества Христова в Довмонтовом городе (кон. XIV в.). М., побивающая беса, представлена: на синайской иконе XIII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае; в росписи западной стены Белой ц. Каранской в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Сербии (1340-1342), ц. вмц. Марины в Карлуковском монастыре в Болгарии (посл. треть XIV в.); на иконе 1-й пол. XIX в. (Галерея икон, Охрид); на иконе 1857 г. мастера Лазароса (Византийский музей, Афины). На большинстве таких изображений М. представлена в рост; на житийной иконе сер. XVIII в. из ц. Св. Софии в Охриде мастера Константина Спатараку (Галерея икон, Охрид) М. восседает на престоле; ее одежды традиционны: красный мафорий и сине-зеленый хитон, левой рукой она держит за волосы или рога плененного беса, правой наносит ему удары молотом.

Рус. иконы М.- явление крайне редкое. В «Руководстве к писанию икон» В. Д. Фартусова под 17 июля помещено следующее описание облика М.: «…типа греческого, ей 15 лет, чрезвычайно красива собой, лицом бела, станом стройна; в белой длинной тунике и мантии, волосы подвязаны, концы их рассыпаны локонами по плечам; одежды богатые, как у дочери начальника жрецов. Можно писать хартию с изречением…» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 355). На рус. минейных иконах XVI-XIX вв. (кон. XVI в., ВОКМ; нач. XVII в., ЦАК МДА; XIX в., частное собрание, Нидерланды) и гравированных листах XVIII в. Г. П. Терпчегорского (1722) и И. К. Любецкого (1730) ее изображение помещено под 17 июля. Традиционно М. представлена в рост, в красном мафории и сине-зеленом хитоне (на иконах), с крестом в правой руке (на иконах и гравюрах). Необычно по иконографии изображение М. в монашеском облачении на минейной иконе нач. XVII в. из монастыря св. Павла на Афоне. Икона М. со сценами мучений датируется XIX в. (частное собрание, см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 244). Образ М. также входит в состав избранных или патрональных святых, напр., на складне с изображением Тихвинской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца (XIX в., ГРМ) вместе с вмц. Параскевой, преподобными Сергием Радонежским, Зосимой и Савватием Соловецкими.
С. П. Заиграйкина

Наверх